Старообрядцы знают: строить храмы затратно и финансово, и физически, но в то же время очень перспективно с духовной точки зрения. Несмотря на это, возведение новых церквей в России идет не так просто и не в тех масштабах, как бы того хотелось. Но никакие препятствия никогда не останавливают верующих. «Русская вера» собрала мнения тех, кто уже возвел свой храм или движется по пути его строительства — их опыт может оказаться ценным для тех, кто тоже планирует пойти по этому подвижническому пути.
15 октября 2018 года Священный синод Русской Православной Церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Православной Церковью. Это событие поставило сразу ряд важных мировоззренческих вопросов в российском обществе. А так ли авторитетны греки в вопросах церковного канонического права? Почему их вмешательство в церковную жизнь на Руси приводит к нестроениям и расколам? Нужно ли отказаться от грекоцентризма и грекопоклонства и возрождать свою церковную и культурную парадигму?
Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предотечей). Относится к великим праздникам и ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю).
В наши дни многим согражданам, жителям России, не говоря уже об иностранцах, совершенно неясна разница между старообрядчеством и новообрядчеством. Кто-то считает, что церковный раскол произошел исключительно из-за погрешностей старых книг и обрядов и излишней приверженности простого народа к ним. Другие полагают, что разделение между старообрядцами и новообрядцами обусловлено различиями культурно-исторической традиции. Третьи высказывают мнение, что церковный раскол был вызван социально-политическими причинами и стал неизбежным в ходе модернизации нашей страны в конце XVII — начале XVIII века. Во всём этом нам поможет разобраться статья Г. С. Чистякова «Чем старая вера отличается от новой».
Какие браки венчает старообрядческая Церковь? Что говорится о запрете близкородственных браков в Священном Писании и Предании? В какой степени родства находятся муж и жена? До какого поколения запрещены церковные браки между кровными, двухродными и духовными (то есть через Таинство Крещения) родственниками? Имеет ли законную силу брак, состоявшийся в нарушение канонов? Обо всем этом читайте в максимально полном материале.
Выговские обители были известны строгостью своих иноческих уставов и ревностным отношением к древлеправославным традициям. Однако среди насельников скитов все же находились желающие заключить брак. Почему такие браки заключались в новообрядческих храмах и насколько эта практика была распространена у поморцев, обсуждалось на конференции «Федор Антонович Каликин и его коллекции».
Сведения о расселении, социальном составе, мировоззрении старообрядчества в начале его возникновения, а также история появления основных старообрядческих согласий — в статье Кирилла Михайлова.
Для укрепления канонического строя и христианского благочестия Русская Церковь регулярно проводила Освященные Соборы, на которых решались различные вопросы, касающиеся самых различных аспектов церковной и общественной жизни. В настоящей статье проводится анализ деяний одного из самых значимых церковных соборов на Руси — Стоглавого Собора 1551 г., выявление культурно-исторических условий его проведения. В исследовании подчеркивается важность факта сохранения живого экклесиологического статуса соборных деяний 1551 года в современном старообрядчестве, а также обозначение проблемы утраты канонической актуальности Стоглава в современной жизни РПЦ МП.
Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать, что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев», вставших в оппозицию государству и обществу, замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир. Однако тому, кто хоть немного знаком с историей, культурой и жизненными принципами старообрядчества, ясно, что большинство расхожих мнений о старообрядчестве — ошибочные.
На прошедшей в Москве 16-17 мая 2019 года IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» с докладом выступила культуролог, член СЖР Марина Волоскова, которая рассказала об историко-бытовой повести В.И. Иголкина «Ржевитянка». В этом произведении представлена не мифологизированная жизнь старообрядцев Ржева накануне революции, а настоящая, то есть с поминками, свадьбами, «гулянками», катанием на коньках, повседневной работой.