Новгородская земля, известная своими древними монастырями, не оскудела подвижниками благочестия и после церковного раскола. К величайшему сожалению, традиция иноческого спасительного жития угасла в Новгородской области уже в предвоенные годы, став достоянием истории. Однако память о той заметной роли, которую монашествующие играли в безпоповских общинах, до сих пор сохраняется в старообрядчестве, и особенно в Древлеправославной Поморской Церкви.
14 августа (1 августа – по старому стилю) в православной Церкви сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года. В этот день совершается освящение воды. О том, как это происходит у староверов-безпоповцев, читайте в нашей статье.
Сегодня мы публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» № 23 от 5 июня 1917 года, посвященный заседанию XVIII всероссийского съезда старообрядцев. Заседание проходило 28 мая 1917 года в Покровском храме Рогожского кладбища.
29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Впервые участвовавший в подобной встрече, представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.
Город Егорьевск расположен на реке Гуслица, давшей название центру старой веры с неповторимой культурой. Недаром это место получило эпитет «Старообрядческой Палестины»: здесь отливали медные образы, кресты и складни, писали иконы, переписывали книги. Жители города гордятся тем, что это место, село Егорье-Высокое, упоминалось еще в документах Ивана Грозного в связи с пожалованием села Чудову монастырю в Москве. Впечатляет Егорьевский историко-художественный музей: благодаря купцу и коллекционеру М. Н. Бардыгину, там есть и купеческие портреты, в том числе на смертном одре, иконы и лубок, ткани и шитье, медное литье, резная кость и стекло, и многое другое.
В старообрядческом церковно-общественном журнале «Слово церкви» № 23 за 1917 год была напечатана «Политическая программа старообрядцев всех согласий». Вышеизложенная программа в 9 пунктов была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Старообрядческая церковь активно интегрируется в российскую современность. Вслед за претензиями РПЦ на ряд социальных объектов, РПсЦ также заявляет о своих правах на собственность. «ФедералПресс» стало известно, какие здания будут в ближайшем будущем переданы старообрядцам, и какие объекты стали предметом имущественного конфликта между РПЦ и РПсЦ.
29 июля по новому стилю (16 июля ст. стиль) Церковь празднует память священномученика Анфиногена, епископа Пидахфисийского, и десяти его учеников, принявших мученические венцы в начале IV века, около 311 года. Иконы, на которых свщмч. Анфиноген изображен хотя бы в ряду избранных святых, очень редки. Но настоящим шедевром старообрядческой иконописи является уникальная житийная икона, посвященная персонально священномученику. К тому же подлинная судьба иконы не уступает сюжетным поворотам повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». О создании редчайшего образа, его судьбе и повторном обретении рассказывает искусствовед Т. В. Игнатова.
В 2016 году древний город Ржев отметил свое 800-летие. Ржевская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в русской истории и культуре. Это и святые князь Владимир и княгиня Агриппина, преподобный Дионисий Радонежский, преподобный Владимир Белопесоцкий. 28 июля — день памяти святых Владимира и Агриппины Ржевских и преподобного Владимира, основателя и первого игумена Белопесоцкого монастыря.
Ровно десять лет назад, весной 2007 года, увидел свет первый выпуск газеты «Община», который дал старт развитию старообрядческой прессы на Урале и даже за его пределами. О том, с чего все начиналось, как развивалось, с какими трудностями сталкивался и какие успехи переживал небольшой редакционный коллектив — мы можем ознакомиться в интервью с главным редактором и издателем газеты, профессиональным журналистом и потомственным старообрядцем Максимом Гусевым.