Вы задаете человеку вопрос, касаемый мироздания, т.е. Божиего Творения. Думаю, вы понимаете, что ответ не может быть простым и однозначным. Мы видим то, что на сегодняшний день смогло оказаться перед нами. Множество звездных и галактических образований над головой: как они устроены — Бог знает. Множество представителей флоры и фауны, тварей земных, воздушных и подводно-водных: как они образованы и устроены — Бог знает. Человек, его тело, душа и дух: какие они — Бог знает.
В постсоветское время мне попалась книга Емельяна Ярославского «Библия для верующих и неверующих», запомнил оттуда замечательную фразу: «Церковники на вопрос, откуда все появилось, отвечают: «Сотворил Бог»! Ответ смехотворен. А мы отвечали и будем отвечать!»
Мы видим разнообразие видов и то, что каждый из них находится в тех условиях, что наиболее благоприятны для него. Мотыльки обретаются рядом с тем цветком, что может обеспечить нектаром именно этот вид. Белые медведи рядом с нерпами. Овцы недалеко от травяных лугов. Но если копнуть глубже, каждая из глубинных составляющих этих организмов — белковые молекулы настолько сложно организованы и так специфично «заточены», что вопрос «случайности» и «неорганизованной» эволюции имеет совершенную призрачность. Доставка продуктов для жизнеобеспечения и отвод отработанного — логистика безупречна. Мизернейшая жгутиковая бактерия имеет порядок самоорганизации на порядки выше обычного человеческого механизма. Десятки взаимозависимых устройств, работающих безотказно. В процессе эволюции могло что-то меняться, но тогда остальные части механизма не смогли бы выжить — их бы смело. Ламарк, например, считал, что простые организмы (инфузории и черви) постоянно самозарождаются. Затем эти формы изменяются и усложняют своё строение, приспосабливаясь к окружающей среде. Эти приспособления происходят за счёт прямого влияния окружающей среды путём упражнения или неупражнения органов и последующей передачи этих приобретённых признаков потомкам. Как относиться к этому — скорее дело вкуса и наличия свободного времени. Думаю, дело не только в «эволюции».
В том, что перед нами открывается, мы чаще можем видеть инволюцию, т.е. деградацию. Цивилизация и «прогресс» либо приносят нам новые виды комфортного существования, либо новые средства вооружений. В нравственности, общественном сознании, межчеловеческом общении и отношении к природе, наверное, кто-то сможет заметить улучшения? На мой взгляд — вряд ли!
Смотрю последнее время достаточно много документального, околонаучного кино. Один из французских ученых, изучающий уже 20 лет сантиметровую гвианскую лягушку, сказал, что тайн в ней хватит еще лет на 200. Во многих фильмах ученые говорят: «Вам мы все легко объясним, как и что устроено, но на самом деле во всем есть такие нюансы, что перечеркивают все понимание, все как-то по-другому». Как тут не вспомнить А. Сент-Экзюпери: «В реальности все совершенно иначе, чем на самом деле». Взял ли Господь глину и сотворил из нее человека, вдохнув в него Дух жизни (Быт. 2), было ли там некое существо, в которое Господь вдохнул Дух — все очень любопытно. Но имеет ли это отношение к нашему спасению?! Думаю, что антропогенез, по крайней мере то, что мне попадалось почитать о нем, не может быть принят в качестве церковно-признанного учения, особенно в свете множества фальсификаций, бывших вокруг него. Я не встречал пока у Святых Отцов чего-то похожего. Освященные лица иных конфессий — католических, некоторых протестантских, да и называющих себя православными, пытающиеся сочетать сложносочетаемые планы бытия, скорее всего, выражают свои частные богословские воззрения. Идеи того же Тейяра де Шардена стоят особняком и всяко не относятся к наследию Церкви. Наша же Церковь старается придерживаться Святоотеческого наследия.
По поводу возможности спасения для эволюционистов и Божией помощи тем, кто сочетает в себе и веру в Бога Творца и эволюционные воззрения, сказано:
«Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).
Господь терпит всех нас и всем нам открыт Путь ко спасению — Христос.
Апостол Павел пишет:
«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2. 14-15).
В каждом человеке, живущем в наше время, уже «вписано» учение Христово, мы можем действовать по нему или идти поперек, и, скорее всего, именно это наше решение и будет определяющим в нашей конечной участи. Давайте учиться ориентироваться на то, что сказал сам Христос:
«Придите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25.31-46).
Преп. Антоний Великий вопрошал Бога:
«Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» И был ему глас: «Се — суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их! Ты себе внимай».