Здравствуйте! Хорошо, что Вы так внимательно читаете святое Евангелие. Но если Вы прочитали его от начала до конца, то неужели Вы допускаете, что тело Христа могли украсть? И сделать это именно в ночь с пятницы на субботу, когда действительно никто не охранял гроб? В этом, как мне кажется, суть вашего вопроса. Мне сразу вспоминаются слова из воскресной службы второго гласа: «Кто крадет мертвеца? Наипаче же помазана и нага? … Не льститеся июдеи».
Неужели Вы действительно думаете, что Христос говорил людям: После трех дней воскресну, и тайно наказывал Своим ученикам, чтобы они украли Его и сказали спустя три дня, что Он воскрес из мертвых? Но это невероятно, чтобы после стольких нравственных наставлений всего народа и стольких чудес, явленных им повсюду в иудее, Он вводил бы в заблуждение Своих учеников такими словами. Даже они сами осудили бы Его за такие повеления, и потому сделали бы их тщетными, особенно из-за опасности, угрожавшей им со стороны народа, если бы они исповедовали Того, Кто только что был распят и называл Себя учителем и Христом. Зачем, если Христа украли, жены-мироносицы спешили рано на рассвете воскресенья к гробу? Почему ученики многократно приходили к пустому гробу в воскресный день?
Подобных вопросов можно поставить много. Но для начала подумайте о противоречии в поступках первосвященников, которые в первый раз использовали слова Исуса о разрушении и восстановлении храма (Разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин. 3:9)), чтобы обвинить и осудить Его, не обращая внимания на то, что Исус, говоря о храме, имел в виду Свою смерть и воскресение, а затем приводят именно это значение Его слов перед Пилатом.
А далее обратитесь к толкованиям на Евангелия. И вот если почитать их, то мы увидим, что все недоумения были разрешены святыми отцами еще в древности. И, в частности, они писали о возможности украсть тело Исуса в пятницу ночью. Послушаем святителя Иоанна Златоуста:
«Ложь везде обличает себя, и как бы невольно защищает истину. Смотри: надлежало верить тому, что Он умер и погребен и воскрес, — и все это через самих врагов становится достойным всякого вероятия. Вникни в эти слова, которые вполне подтверждают все это. «Мы вспомнили», говорят, «что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал», — следовательно Он скончался; «после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб», — следовательно погребен Он; «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его», – следовательно, если гроб запечатан, то обмана уже не будет. Невозможное дело! Итак, в самой вашей же просьбе дано непререкаемое доказательство Его воскресения. Если гроб был запечатан, то не было никакого и обмана; если не было обмана, а гроб найден пустым, то явно, что Он воскрес, — нельзя и прекословить этому. Видишь ли, как и против воли подвизаются в пользу истины?» (Беседы на Евангелие от Матфея, 89.1).
«Итак, когда они пришли и возвестили о воскресении (а истина и в устах врагов ее светит), «денег дали воинам», чтобы сказали, «что ученики Его, придя ночью, украли Его». Как украли? О, безумные! Так истина ясна и очевидна, что они не умеют и солгать! Их слова совершенно невероятны, и ложь не имела никакого правдоподобия. Скажите, каким образом ученики украли Его, эти бедные и простые люди, которые не смели даже показаться? Да и не была ли на гробе положена печать? Не охранялся ли гроб со всех сторон стражей воинов и иудеев? Не подозревали ли и они того же самого, не беспокоились ли, не бдели ли, не заботились ли? Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать учение о воскресении? Но как бы пришло на мысль выдумать что-нибудь подобное людям, которые любили жить в неизвестности? Да и как они отвалили камень утвержденный? Как укрылись от такого множества? Пусть они презирали смерть; но напрасно и без цели, конечно, не отважились бы на такую опасность, когда столько было стражей. А что они боязливы были, это показывают прежние их поступки. Так, когда Христос был взят при них, то они все разбежались. Если же они не смели противостоять и в то время, когда видели Его живым, то как они могли не устрашиться множества воинов по смерти Его? Не нужно ли было разломать дверь? Можно ли было это сделать тайно даже и одному? Камень был привален большой; для отваления его нужно было много рук. Итак, они справедливо говорили: «И будет последний обман хуже первого», — это сказали они сами против себя; им бы нужно было принести раскаяние в своем безумии, а они к прежним приплетают новые смешные вымыслы. Они купили кровь Его, когда Он был жив; а по Его распятии и воскресении опять деньгами же стараются подорвать истину воскресения. Смотри же, как они уловляются со всех сторон своими собственными поступками! Если бы они не приходили к Пилату, если бы не просили стражи, то еще могли бы таким образом бесстыдствовать; теперь же, напротив: они все так делали, как будто старались заградить свои уста. И если ученики не могли бодрствовать с Исусом, несмотря и на то, что Он даже укорял их в том, то откуда теперь получили такую бодрость? Да и почему они не украли раньше, но тогда, когда пришли вы? Если бы они хотели это сделать, то сделали бы в первую ночь, когда при гробе еще не было стражи; тогда это было нисколько не затруднительно и совершенно безопасно. Только в субботу ведь иудеи пришли к Пилату просить стражу и начали стеречь; в первую же ночь никого из стражи при гробе не было (выделено мной — о. И.К.).
Далее, что значит и плат со смирною? Петр видел, что он там лежал. Если бы ученики хотели украсть, то не нагое бы украли тело, не потому только, чтобы тем не нанести бесчестия, но и потому, чтоб, занимаясь раздеванием, не разбудить тех, которые могли встать и схватить их. А снять одежду с тела было трудно, и требовалось на это много времени, потому что смирна прилипает к телу и одежде, как клейкое вещество. Таким образом, и отсюда очевидна невероятность похищения. Ужели они не знали неистовства иудеев и того, что этим они обратят на себя гнев их? Да и какая бы была им польза, если бы Христос не воскрес? Иудеи сами сознались, что они все это выдумали, когда дали серебро, и сказали: «Скажите, ...и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его». Напрасно борясь против истины, они хотели везде распространить эту молву; но тем самым, чем старались помрачить ее, против воли способствовали ее воссиянию. Самые слова их: «что ученики Его... украли» подтверждают воскресение. Они согласны, что тела там не было. Если же они сознаются, что тела там не было, а лживость и невероятность похищения доказывается присутствием стражи при гробе, знамениями и боязливостью учеников, то отсюда открывается непреложное доказательство воскресения. И однако же они с бесстыдством дерзают на все; тогда как все заграждает им уста, говорят: «Скажите,...и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». Видишь ли, как все сговорены на их сторону: и Пилат (его хотели убедить), и воины, и народ иудейский. Но не удивляйся, что деньги победили воинов. Когда они показали такую силу над учеником, то тем более над ними. «И пронеслось слово сие ...до сего дня». Смотри опять, какую любовь к истине показывают ученики! Как они не стыдятся сказать и того, что о них разнесся такой слух!» (Беседы на Евангелие от Матфея, 90.1-2).
А закончить мне хотелось бы словами Петра Хризолога, епископа г. Равенна (Италия) (ок. 380-450 гг.) на слова из Евангелия: «Вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28:2).
«Ангел сошел и отвалил камень. Он отвалил камень не для того, чтобы открыть выход Господу, но чтобы показать миру, что Господь уже воскрес. Он отвалил камень для того, чтобы помочь своим сослужителям поверить, а не для того, чтобы помочь Господу воскреснуть. Он отвалил камень ради веры, ибо он привален был к двери из-за неверия. Он отвалил камень для того, чтобы Пленивший смерть смог удостоиться звания Жизни. Так молитесь, братья, о том, чтобы ангел сошел теперь и снял грубость с наших сердец, открыл закрытые наши чувства и довел до нашего разума, что Христос воскрес, ибо как сердце, в котором живет и царствует Христос, есть небо, так сердце, в котором Христос пребывает умершим и погребенным, есть гроб. Пусть верой будет то, что как Он умер, так Он и преобразился. Христос-человек пострадал, умер и был погребен; как Бог Он живет и царствует, Он есть и будет всегда».