Благодарю за вопрос и прошу прощения за столь поздний ответ. В разных формах об этом часто спрашивают апологетов христианства. Вопрос актуален для современных православных христиан-старообрядцев, которые ныне никем не гонимы, но в отношении которых были и казни, и сожжения, и ссылки в течение XVII-XIX вв. Все это заставляет еще раз задуматься, полезны ли были такие действия в прошлом с позиций современного времени и пережитого опыта.
Начнем с того, что если в истории православной Церкви имели место казни еретиков, то их масштабы несоизмеримо меньше количества казней, произведенных римо-католиками. Какова доктрина католиков на эту тему и каково их нынешнее отношение к инквизиции — мне неизвестно, но при желании Вы можете узнать об этом из специальной литературы. Но что касается армии Бога, то это целиком Ваши домыслы. Так никто не богословствовал. В православной Церкви об осуждении еретиков писал современник святителя Геннадия Новгородского преподобный Иосиф Волоцкий в тринадцатой главе своей книги «Просветитель». Вы легко можете найти и прочитать эту книгу в интернете.
Я тоже время от времени размышлял на эту тему и ответ нашел, когда готовил лекции по толкованию святого Евангелия. Оказывается, ответ на Ваш вопрос дал нам сам Спаситель Господь наш Исус Христос. Но дал его в виде притчи. Вот она:
«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13:24-30).
В этой притче Христос предсказывает появление еретиков, называя их «плевелами», которые с виду походят несколько на пшеницу. «Пшеницей» же именует православно верующих. Тем самым показывается злоухищрение дьявола, который к самой истине всегда примешивает заблуждение, прикрашивая его разными подобиями истины, чтобы тем легче обмануть легковерных. И далее, Господь показывает нам, как поступать с еретиками. Послушаем, что говорит вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, разъясняя эту притчу.
«Далее Господь показывает, что дело дьявола есть не только вредное, но и излишнее, потому что он сеет после того, как нива уже возделана и все работы кончены. Так поступают и еретики, которые единственно только по тщеславию впускают свой яд. И не в этих только, но и в последующих словах Господь продолжает с точностью описывать поведение еретиков. «Когда взошла зелень, — говорит Он, — и показался плод, тогда явились и плевелы». Так действуют и еретики. Сначала они себя прикрывают; когда же приобретут смелость и получат полную свободу слова, тогда и изливают яд. А для чего Господь вводит рабов, рассказывающих о случившемся? Чтобы иметь случай сказать, что не должно убивать еретиков. Дьявола же именует врагом человекам потому, что он вредит людям. Он желает вредить нам, хотя это желание произошло не от вражды на нас, а от вражды на Бога. Отсюда ясно, что Бог любит нас больше, нежели мы сами себя. Посмотри и с другой стороны, какова злоба дьявола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже все засеяно, сеет и он, чтобы испортить стоившее многих трудов земледельцу. Столь сильную вражду обнаружил во всем против Него дьявол! Заметь также усердие слуг: они сейчас же готовы выдергать плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. Это показывает их заботливость о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы был наказан всеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином; в первом не было нужды, а потому и придумывают средство, как бы только истребить болезнь. Впрочем, избравши средство, они не осмеливаются сами собою привести его в исполнение; но ожидают приговора от господина, спрашивая его: «хочешь ли»? Что же отвечает им господин? Запрещает, говоря: «Нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной.
Итак, Он останавливает их в исполнении предпринятого намерения, по следующим двум причинам: во-первых, для того, чтобы не повредить пшеницу; а во-вторых, потому что все неисцельно зараженные сами по себе подвергнутся наказанию. Поэтому, если хочешь, чтоб они были наказаны, и притом без повреждения пшеницы, то ожидай определенного к тому времени. Но что разумел Господь, сказав: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы»? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следовательно, если вы, — говорит Он, — искорените их преждевременно, то, лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать. И заметь, какова кротость Господа: Он не просто объявляет приговор Свой, не просто повелевает, но излагает вместе и причины. Что же будет, если плевелы соблюдутся до конца? Тогда «скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их». Опять приводит на память ученикам слова Иоанна, в которых Он изображен Судиею, и вразумляет, что должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание. «Скажу, — говорит Господь, — жнецам: соберите прежде плевелы». Для чего же «прежде»? Чтобы ученикам не подать случая к опасению, что вместе с плевелами выдергана будет пшеница. «И свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 46.1 и 2).
И вот, что интересно. Сказанные слова сбылись в истории Русской Православной старообрядческой Церкви. На самом деле, когда никониане уничтожали старообрядцев, то вместо плевел, как им казалось, они истребляли пшеницу. Это был настоящий геноцид русского православного населения. Думаю, что и преподобный Иосиф Волоцкий, когда писал «Просветитель», не мог предположить, что спустя сто с небольшим лет после его смерти подвергаться казням будут именно православные христиане. Оправдания этим злодеяниям инквизиции нет. Когда говорят, что казнила «раскольников» не церковь, а государственная власть, то это явное лукавство. Ведь власть действовала согласно закону, Соборному уложению — уголовному кодексу того времени. Но кого объявить или не объявить еретиком и раскольником — решала церковь, и она благословляла казни, публичные сожжения и ссылки. В книге «Камень веры», составленной Стефаном, митрополитом Рязанским, и изданной Синодом «на утверждение в догматех православные церкви», есть глава «Догмат о наказании еретиков». Здесь с убийственной решительностью и ошеломляющим бесстыдством утверждается, что «искус научает, что иного на еретиков врачевания несть, паче смерти». «Сия же вся прилична суть еретиком: убо тех убивати достойно есть и праведно» (99). Синодальная церковь ни разу не выступила против жестоких репрессий в отношении староверов и не покаялась в этом грехе до сих пор.
Итак, история только подтверждает истинность и непреложность слов Спасителя, Его святого Евангелия. Будем помнить и слова святого Иоанна Златоуста о том, что Церковь может быть только гонимой, но не гонительницей.