В Свердловской области набирает обороты процесс возрождения культовых мест сторонников старообрядчества — одного из самых загадочных течений христианства, одновременно представляющего сегодня наибольший интерес. Пока в крупных городах региона открывают храмы для староверов, в труднодоступной территории уральского заповедника облагораживают окрестности могил хранителей старой веры, которые окутаны многочисленными легендами и мифами. В скором времени к ним официально откроют необычные туристические маршруты.
(От редакции. Здесь имеются в виду уральские Веселые горы — святое и значимое место для уральских старообрядцев часовенного согласия, расположенное в 150 километрах от Екатеринбурга, в районе Невьянска. Большим почитанием у часовенных пользуются места бывших скитов и могилы некоторых иноков и инокинь, прославившихся своей подвижнической жизнью. Читайте также репортаж с Веселых гор Максима Гусева «Кресты во мху и аналои… в тайге».)
В Висимском природном биосферном заповеднике под Кировградом похоронены иноки Павел, Григорий, Максим и Герман. С недавнего времени силами сторонников старых религиозных порядков погосты начали активно восстанавливаться.
По преданию, он круглогодично жил в лесу, ночевал под елью, питался чем Бог пошлет и писал иконы. К настоящему моменту рядом с его могилой установлена крытая молельная площадка, оборудовано место для трапез. Моления здесь проходят нечасто, люди в основном приходят летом, поскольку зимой по пересеченной местности добраться до места по пояс в снегу (2,5 километра от основной инспекторской дороги заповедника в гору) практически невозможно.
Некоторые староверы говорят, что на горе обитают духи. Кто-то считает, что находясь у могилы Григория человек даже может исцелиться от болезней. Так ли это, NDnews выяснить не удалось, но точно можно отметить, что гора имеет свою неповторимую ауру загадочности.
Наибольший интерес представляет расположенная на Рябиновой горе могила отца Павла. Как рассказала NDnews методист заповедника Полина Антощенко, в народе Павел почитается как святой, хотя и не канонизирован церковью (РПЦ — прим. ред.), поэтому молятся не ему, а о нем.
Существует легенда, что он занимался промывкой золота в Шайтанке и по этой причине был убит (единственный из всех других «святых отцов», похороненных в заповеднике). Причем о своей скорой гибели он, по рассказам, заблаговременно сообщил своей сестре и одному из жителей Невьянского завода. «Слова его, по преданию, пророчески сбылись. Он был найден у ручья с пробитой головой. По одной версии, старца убил его же послушник, по другой — убит в 1830 году подкупленным лесообъездчиком», — сообщила Полина Антощенко.
Еще несколько историй связаны с попытками уничтожить место захоронения отца Павла. На его могиле был установлен мраморный памятник. По распоряжению руководителя Кировградского горкома КПСС в середине XX века он был взорван с целью воспрепятствовать паломничеству. «Это старообрядцев не остановило. Из осколков памятника они сложили надгробие и продолжали моления. Но одного из послушников, как говорится, одолел бес, и он, найдя динамит, взорвал с трудом восстановленную могилу. Этот поступок не остался безнаказанным. Когда у этого человека вскоре скончался брат, все местные староверы стеной встали на дороге у похоронной процессии, чтобы не дать похоронить усопшего на староверском кладбище и запретили его отпевать. После этого от сумасшествия скончался и сам взрывник», — пересказала предания Полина Антощенко.
При этом, как добавляет она, мучительная смерть также ожидала руководителя Кировградского горкома КПСС, отдавшего первый приказ о подрыве могилы, и рабочих, которые участвовали в этом действии. По одной из легенд, один из шахтеров-подрывников потерял глаз, а другой «сгорел изнутри».
Добавим, что сейчас сотрудники заповедника разрабатывают для туристов пешие маршруты по местам, где скрывались старообрядцы. Предполагается, что экскурсии будут соединять в себе историческую и научную часть, причем в ходе путешествия в прошлые века туристам будут рассказывать также об особенностях заповедной территории, где сохранились древние пихтово-еловые леса в комплексе горной тайги.
Источник: urfo.org
Комментариев пока нет