Единоверческий публицист Василий Клинцов рассматривает манипулятивные психологические механизмы, посредством которых иностранные агенты XVII века привели Русь к трагедии Раскола.
Великое благо нашего времени в том, что знания по психологии становятся общедоступными в популярных форматах текстовых и видео-платформ. При разумном подходе эти знания — об особенностях человеческой психики, об отклонениях от нормы в поведении и так далее — помогают решать многие личные и семейные проблемы, с пониманием дела растить детей и выстраивать жизненные стратегии. При сложных ситуациях, конечно, требуется вмешательство профессионалов, но некие общие вещи вполне доступны пониманию и профанов. Одна из таких областей — токсичное поведение людей с различными душевными болезнями, расстройствами личности, такими, как например, нарциссизм. По этой теме сейчас доступны большие объемы информации, и этот материал буквально от гибели спасает тех, кто стал жертвой такого рода отношения или действий, давая надежду на восстановление после травмирующих ситуаций. Многие наши сограждане уже выучили такие психологические термины, как пассивная агрессия, токсичные манипуляции, эмоциональный абьюз… В их ряду есть и такое понятие, как газлайтинг.
Что такое газлайтинг
Сразу оговорюсь, что федеральный закон 2023 года «О государственном языке Российской Федерации» (№ 52-ФЗ) разрешает нам использовать те заимствованные иностранные слова, которые «не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке» и занесены в нормативные словари. Понятие газлайтинга — это как раз такой случай. Не будем же (хоть ненадолго)
языковыми пуристами и вооружимся новой импортной информацией. Итак, газлайтинг — это определенное поведение. Это английское выражение, означающее «газовое освещение», получившее распространение после выхода в начале 1940-х фильма «Газовый свет». В нем показано, как некий муж доводит собственную жену до безумия, заставляя усомниться в восприятии реальности, проводя определенные манипуляции с газовым освещением дома и обманывая несчастную женщину. Иначе говоря, газлайтинг — это когда некто, преследуя свои дурные цели, заставляет ваше пошатнувшееся сознание принять, что черное — это белое и, по Козьме Пруткову, убеждает «не верить своим глазам».
Источников по этой теме уже существует множество, я же для своего и Вашего удобства приведу конспект нужного нам раздела неплохой книги популярного психолога Шахиды Араби «Токсичные люди. Как защититься от нарциссов, газлайтеров, психопатов и других манипуляторов» (М., Манн, Иванов и Фербер. 2021). Итак, газлайтеры «отрицают ваше восприятие реальности и преуменьшают влияние своих насильственных или токсичных действий. Они могут называть вас сумасшедшим, считать ваши эмоции нездоровыми, отрицать, что сказали или сделали что-то обидное, или утверждать, что насилие присутствует только в вашем воображении».
«Газлайтинг представляет собой коварную форму манипуляции, которая направлена на то, чтобы разрушить ваше чувство реальности. Если токсичный человек применяет к вам технику газлайтинга, он ведет сводящие с ума беседы, в которых пытается обесценить и поставить под сомнение ваши мысли, жизненный опыт, эмоции, восприятие и здравый смысл… Вы сталкиваетесь с подрывом вашего чувства уверенности и подлинности того, что вы переживаете». И еще: «Манипуляторы,
применяющие технику газлайтинга, искажают события, используя в своих целях эффект иллюзии правды. Они повторяют свою ложь так часто, что она укореняется в разуме жертвы как неопровержимая истина. Манипуляторы заставляют вас разувериться в собственной реальности, сомневаться в своем психическом здоровье и терять уверенность в своем личном восприятии — так им проще избежать проблем из-за своего поведения».
Еще один прием — «патологизация жертвы». Газлайтеры «ведут себя как авторитетные врачи, которые ставят диагноз нестабильному пациенту…» Как утверждает психотерапевт Стефани Саркис (Sarkis, 2017), злокачественные нарциссы применяют газлайтинг с определенной целью: «Эта цель — заставить свою жертву (или жертв) сомневаться в своей реальности и зависеть от манипулятора. Люди с расстройством личности, в частности антисоциальным, рождаются с ненасытной жаждой контролировать окружающих». Ложь, клевета, переиначивание фактов, стыжение и унижение — вот чем является по сути такой образ действий. Христианам очевидна греховность такого поведения по отношению к ближним, но не всегда, находясь внутри ситуации, можно распознать газлайтинг со стороны.
При чем тут Раскол?
То, что верно для отношений между людьми, часто применимо и к человеческим сообществам. Для меня очевидно, что все вышеизложенное очень хорошо укладывается в тактику коллективного проходимца «Арсения Грека» (он же «Паисий Лигарид», он же «восточные патриархи», он же…), который атаковал Русскую Церковь в момент ее ослабления при патриаршестве Никона. Фактически, хитрые иностранцы, почувствовав преклонение перед собою Никона со товарищи, воспользовались историческим шансом и унизили русскую церковную традицию, но как им это удалось? Ведь даже сегодняшняя РПЦ сопротивляется по мере сил и искусности поползновениям «Константинополя» по выстраиванию некоего аналога папистской иерархии в «игре престолов»…
Ответ, на мой взгляд, кроется в психологии. Ранние Романовы, а с ними и бывший патриарх Никон, не имели иммунитета против газлайтинга иноагентов, будучи зараженными чужебесием и русофобией. Итог весьма печален.
Вспомним, кем и как на Большом соборе «охуждалась и осуждалась русская церковная старина как невежество и безрассудство, как суемудрие и ересь», как «под предлогом вселенской полноты старорусское заменяется новогреческим» (С. Зеньковский). Как святой и великий Стоглавый собор, включая и лично св. митрополита Макария Московского, был глумливо оплеван: «Той Макарий митрополит и иже с ним, мудрствоваша невежеством своим безразсудно»… Вспоминаются кадры исторического сериала «Раскол», где греческие и балканские «гости» авторитетно судят Русскую Церковь за мнимые заблуждения и ошибки — высокомерно, надменно, через губу, безапелляционно — не допуская ни тени сомнений, и столь же последовательно заставляя доверчивых к иностранному авторитету русских церковников усомниться в правоте своих благочестивых предков, отринуть их традицию и во всем подчиниться авторитету «врачей» — греков, забыв исторические предостережения предков о них (летописное «лукави суть», царское «они нам не Евангелие» и др.).
Как пишет историк Сергей Зеньковский, резолюции БМС «явились своего рода историко-философским реваншем для греков», а фактически — идеологической диверсией, как это назвал Б. П.Кутузов (или в терминах дня сегодняшнего — информационно-психологической операцией противника). По Зеньковскому, «греческие патриархи формулировали эти решения с нарочитым намерением оскорбить прошлое русской церкви». Греки с кровожадностью и размахом «отомстили русской церкви за упреки по поводу Флорентийского собора и разрушили этими постановлениями все обоснование теории Третьего Рима. Русь оказывалась хранительницей не православия, а грубых богослужебных ошибок. Миссия России охранять православие была объявлена несостоятельной претензией. Все осмысление русской истории менялось постановлениями собора. Православное русское царство, предвестник грядущего царства Св. Духа на земле, превращалось просто в одну из многих монархий — простое государство, хотя с новыми имперскими претензиями, но без особого освященного Богом пути в истории… Заключения собора стали ныне свидетельством не русской отсталости, а печальным памятником греческой заносчивости и забвения ими своего собственного старого предания».
И еще: «В глазах старообрядцев рушилось все: церковный путь к спасению, уважение к предкам, государственная идеология православного царства. А реформа обряда и связанные с нею мероприятия правительства действительно подрывали в корне основу московской политической идеологии. Ведь недаром собор 1666–1667 гг. осудил не только старые богослужебные книги, обряды и двуперстное крестное знамение, но и наложил запрещение на постановления Стоглавого Собора, на чудесную легенду о Белом Клобуке и другие создания старорусской мысли. Старая Русь была развенчана, лишена ореола и славы. „Третий Рим“ разрушался руками не агарян, а своих же московских властей и иерархов, украинских монахов и левантийских прелатов».
Итак, русская идеология XV-XVI веков, времени наивысшего духовного и политического подъема была подвергнута «газлайтингу», обесцениванию и осмеянию. Но греки-авантюристы уехали, а Реформа не остановилась.
Начиная с середины XVII в. ее главными проводниками стали церковные «релоканты» из западнорусских земель. Но каково было их отношение к старой традиции центральной России? Об этом пишет, например, профессор Петр Васильевич Знаменский в книге «Духовные школы в России до реформы 1808 года»: «Люди чужие, наезжие из какой-то чужой земли, какой тогда
представлялась Малороссия, со своеобразными привычками, понятиями и самою наукой; со своей малопонятной, странною для великорусского уха речью, и притом же они не только не хотели приноровиться к просвещаемому ими юношеству, и призвавшей их стране, но даже явно презирали великороссов, как дикарей, над всем смеялись и все порицали, что было не похоже на их малороссийское, а все свое выставляли и навязывали, как единственно хорошее».
Путь исцеления
В общем, нас взялись «лечить» (вспомним о «патологизации жертвы»!) и учить те, кто презирал и ненавидел наше прошлое и исконное, и это длится по сей день — неслучайно, например, даже желая прославить Россию как преемницу Византии (в пику Фанару) храмоздатели прибегают к греческим образцам, а не старорусским. А в стремлении «вернуться к корням» богослужебного пения, при поддержке священноначалия создаются «византийские» хоры, а не знаменные. Примеров этому множество, и это, к сожалению, лишь еще один симптом психологической (да и духовной) травмы Русской Церкви — мы все еще стремимся доказать нашим нарциссическим абьюзерам, что мы хорошие ученики, достойные их любви и приятия. Правда, глядя на текущий канонический и дипломатический кризис в «Мировом Православии», получается не очень.
Так что же делать, как исцелить эту родовую травму? Русским, как жертвам террора или издевательств, давно требуется настоящая психотерапия в общенациональном масштабе, ну или хотя бы в лоне Церкви. Конечно же, по-настоящему исцелить нас в духовном отношении может только покаяние и обращение ко Христу. Однако поскольку мы говорим о психологических аспектах, то не лишним будет, во-первых, само осознание того, как с нами обошлись те, кому мы доверились. Во-вторых, требуется, наконец, заняться собой в плане духовного и идеологического оздоровления. Как пишет Шахида Араби, «очень важно помнить, что забота о себе — это неотъемлемая часть становления внутренней силы и исцеления от влияния токсичных людей».
Итак, нам доктор прописал заботу о себе. А что это значит для выявления сути дела в XVII веке? Рекомендация Ш. Араби — «описывайте происходящее со своей точки зрения, а не со слов манипулятора, это поможет вам прояснить обстоятельства». Собственно, именно этим мы и занимаемся не один год на страницах «Русской веры» — описываем драму Раскола со своей, т.е. русской точки зрения.
И еще кое-что. Популярный психолог Надежда Семененко советует: «Закалите себя против воздействия нарцисса. Когда вы научитесь опираться на свою внутреннюю истину, слова нарцисса больше не будут контролировать вашу жизнь. Помните, что главное — это сохранить свою индивидуальность и не позволить кому-либо управлять вашим восприятием себя. Если вы осознаете себя и стоите на своем, то манипуляции и газлайтинг со стороны нарцисса не смогут вас сломать». Как это созвучно с главным посылом, к примеру, моей колонки «Веление времени — опора на себя»! Нам именно и нужно сейчас «опираться на свою внутреннюю истину», а не пытаться доказать тем же самым самовлюбленным грекам или кому угодно еще, что у нас-де есть более сильные и древние аргументы и документы, чем у них. Это не даст результата! Ведь и они сами, и проводники их влияния у нас дома, вновь и вновь будут прибегать к манипуляциям, подлогу и лжи. А нам больше нельзя допустить, чтобы нас духовно сломали.
Автор: Василий Клинцов
Комментариев пока нет