Публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» № 23 от 5 июня 1917 года (мы намеренно сохранили оригинальное правописание).
28 мая в 1,5 часа дня (13:30) открыл свои заседания XVIII Всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. В день съезда в Покровском храме Рогожского кладбища была совершена соборная Божественная литургия, а после нее — канон-молебен Всемилостивому Спасу. Съезд огромный, небывалый. От общин и приходов прибыло с уполномочиями и без уполномочий более 800 депутатов. Ввиду такого большого съезда заседания его пришлось вести под открытым небом, у стен института. Открывая заседание, владыка архиепископ Мелетий произносит приветствие съезду и призывает обсуждать вопросы в духе мира и любви, памятуя не только о земном благополучии, но и будущем вечном бытии. Обращается с приветствием к съезду и Дмитрий Васильевич Сироткин:
Приветствую приехавших со всех концов русского государства на 18-й всероссийский съезд, на 1-й съезд в свободной России. Предлагаю съезду приветствовать Временное Правительство и нашу славную армию и флот.
«Просим!» — несется могучий гул голосов собравшихся. В дальнейшей своей речи Дмитрий Васильевич говорит, что старообрядчество сохранило в себе древний дух России — выборное начало, и народоправство в России будет существующим этому старообрядческому бытию. В будущем Учредительном Собрании все должны принять участие. В общественной организации — вся наша сила. Если мы останемся неорганизованными, то при первом же несчастии подвергнемся стихийному стадному ужасу. Приводя лично слышанную речь министра Шингарева о том, в каком ужасном положении находится ныне Россия, Дмитрий Васильевич призывал прийти на помощь, чтобы спасти Россию:
Имущие средства пусть приобретают заем свободы, имущие хлеб пусть дадут его государству.
Речь Дмитрия Васильевича Сироткина покрывается дружными аплодисментами. На предложение избрать председателя на заседания съезда вносится и принимается предложение произвести выборы записками. Причем решается писать вместе с именем председателя также имена товарищей к нему и секретарей. По подсчете записок избранными оказываются: в председатели — Дмитрий Васильевич Сироткин, в товарищи председателя — Федор Евфимьевич Мельников и Никифор Дмитриевич Зенин, в секретари — Михаил Иванович Бриллиантов, Димитрий Сергеевич Варакин и И.В. Галкин.
Приняв председательствование, Дмитрий Васильевич Сироткин заявляет, что присутствующий на съезде товарищ министра внутренних дел Сергей Андреевич Котляревский желает сказать несколько слов. Снова единогласное: «Просим!».
От имени Временного Правительства пришел я приветствовать всероссийский старообрядческий съезд и принести ему поклон. Приветствую съезд вблизи его святыни-храмов, которые 12 лет назад открыты для свободного совершения в них старообрядцами Божественных служб, и у стен института, который свидетельствует о старообрядческой общинной силе и о том, что свет отсюда исходящий не угаснет.
Далее Сергей Андреевич Котляревский призывает забыть партийные споры.
Многочисленные партии и народности России, по-видимому, не сознают, что если разделится Россия, то она погибнет. А признаки этого уже налицо: Кронштадт — оплот Петрограда заявил свое отделение. Дети одной матери, России, не должны этого делать. Не должны разрывать то, что собиралось тысячелетие. Конец войны близок, но нужно закончить ее достойным образом. Бездействием войну не закончишь. Враг силен и коварен. Он не наступает на нас в надежде, что мы сами разложимся. Этого не должно быть. Только при успешном окончании войны возможно свободное существование России и вложение трудовых сил ее в деятельность, развитие государственного хозяйства. Продолжать деятельно войну не только наш долг соблюдения верности слова пред нашими союзниками, но и обязанность идти с ними рука об руку, чтобы вернуть свое и дать возможность обеспечить всем свободное существование. Внутри у себя мы должны деятельно готовиться к Учредительному Собранию, а пока будем хранить порядок. Если не будет порядка, начнется внутренняя война, и тогда не будет возможности увидеть и Учредительного Собрания. Временное Правительство может опираться только на доверие со стороны народа, и таким народом не могут не быть старообрядцы. Будем же крепки силой, будем признавать себя детьми единой матери — России. Будем верить в Россию.
(Аплодисменты и крики: «Браво!»).
Оглашается телеграмма Павла Павловича Рябушинского:
Приветствуя членов съезда в столь ответственное в жизни русской земли время, позволяю себе высказать уверенность, что граждане-старообрядцы, всегда близко стоявшие к народу, сумеют встать на государственную точку зрения и произнести свое правдивое слово. Скорблю, что не нахожусь на этот раз среди собравшихся на съезде.
Павел Рябушинский
Выслушав телеграмму, съезд просит послать приветственные телеграммы Павлу Павловичу Рябушинскому, а также Временному Правительству, и лично приветствует его в лице товарища министра внутренних дел Сергея Андреевича Котляревского.
Заслушивается доклад Федора Евфимьевича Мельникова о государственном строе. В своем докладе Федор Евфимьевич также указывает на тяжелое положение России и призывает «к единству, к сплоченной дружной работе и спокойствию». По вопросу о государственном строе Федор Евфимьевич говорит:
Старообрядцы не могут желать восстановления монархического образа правления, и многие старообрядческие общины и епархиальные съезды были «священными» монархистами, но только тогда, когда монархи России были благочестивыми и справедливыми. С Алексея Михайловича цари стали неблагочестивые и гонители на православное старообрядчество. Тысячи-тысяч старообрядческих мучеников положили свои жизни от руки монархизма. Такие цари обличаются святым Иосифом Волоцким, называются не царями, а мучителями, и нам таких царей не нужно. Самодержавие России составляли очень часто, а в последнее время в особенности, разные придворные клики и проходимцы: Штюрмеры, Распутины. Республика значит: общее дело. По совести и согласию со Священным Писанием старообрядцы вполне могут допустить республиканский образ правления. Блаженный Августин самое церковное устройство называет республиканским. Старообрядцы в своей церковно-общественной жизни — всегда республиканцы. Они выбирают своих епископов и священников, они и вас избрали сюда приехать. И вот, какими были старообрядцы доныне, такими они должны оставаться и в будущем; были они республиканцами в своей внутренней жизни, должны быть теми же и в государственной.
(Раздаются дружеские аплодисменты).
Поступает после этого предложение, которое и принимается съездом: аплодисменты не допускать.
По докладу о государственном строе высказывались 37 ораторов. Подавляющее большинство этих ораторов высказывается только за демократическую республику… некоторые высказываются и за конституционную монархию. Эти последние, во главе с Никифором Дмитриевичем Зениным, высказывались против демократической республики такие доводы, что… ведь на путь антихристианства, приближает к последнему антихристу. Высказывалась и еще одна группа, которая предлагала не выносить никакой резолюции по этому вопросу. Из более ярких речей следует отметить речи священника Г. Макарова и Никифора Дмитриевича Зенина. Священник Макаров указывал, что политическую жизнь мы должны строить в строго христианских началах. Строй этот только демократический. В церковной жизни абсолютный образ правления показал себя с отрицательной стороны, таковым он является и в государственной жизни. В католичестве абсолютизм дал плоды «святой инквизиции», а в бывшей господствующей России церкви при абсолютизме Никона мы пошли на костры и плаху. Абсолютизм правителей государства в России создавал безбожие (Петр, Павел) и совершал жестокие казни по указке абсолютизма в церкви.
Никифор Дмитриевич Зенин доказывал, что народоправство не всегда хорошо.
Народоправство на заре России вынуждено было призвать варягов, чтобы они внесли примирение. Царь получает власть от Бога, а социал-демократическая республика приведет к избранию в конце концов антихриста. Путь к этому уже почти готов. Кто теперь руководит на митингах? Кто теперь заправляет в Советах Рабочих Депутатов? Как будто все русские фамилии, а на самом деле вот кто: Стеклов, а на самомъ деле — Нахамкес; Зиновьев, а в действительности — Апфельбаум. И далее: Троцкий — это Бронштейн; Каменев — Розенфельд; Суханов — Гиммер; Горев — Гольдван; Мешковский — Гольденберг; Ларин — Лурье.
В иду ограничения времени ораторов Зенин не успевает изложить своих положений против демократической республики. Съезд просит на следующий день предоставить более пространно высказаться Никифору Дмитриевичу Зенину по этому вопросу, а также и Федору Евфимьевичу Мельникову в защиту своего доклада.
В половине 7 часа дня был объявлен перерыв заседания съезда. Перед перерывом И. В. Галкиным вносится предложение обратиться к Временному Правительству с просьбой, принять все меры к освобождению находящихся в кронштадтских казематах офицеров. Предложение единогласно принимается. Товарищ министра присоединяется к положению съезда.
После перерыва высказываются еще несколько ораторов по вопросу о форме государственнаго строя. В середине вечернего заседания товарищ министра Сергей Андреевич Котляревский излагает сообщение об Учредительном Собрании и о формах государственнаго правления. По выслушании сообщений съезд дружно благодарит Сергея Андреевича Котляревского за разъяснение. Заседание первого дня закрывается до завтра ввиду позднего времени. Для составления резолюции по вопросу о форме государственного правления избирается комиссия, собрание ее назначается в 8 часов утра. Комиссией была выработана и съездом единогласно принята следующая резолюция:
Резолюция старообрядческого съезда
«Обсудив вопрос о желательной форме государственного правления в России и признавая, что решающее слово по этому вопросу принадлежит Учредительному Собранию, как выразителю воли всего населения России, тем не менее всероссийский съезд старообрядцев заявляет, что наиболее желательным и наиболее отвечающим духу христианства должно быть такое государственное правление, в котором участвует весь народ через посредство избираемых им на определенный срок своих представителей. Старообрядцы, всегда отстаивающие и проводящие в церковной жизни христианские начала соборности и выборности, желают, чтобы и государственное правление России было построено на этих же христианских началах, т. е. было бы общим делом всего народа, было бы народоправством, каким оно было в древней Руси, когда сам народ ставил себе князей и других вождей и сам же их удалял. Современное состояние государства требует только более упорядоченного, чем было в старину, способа избрания государственных верховных руководителей: избрание должно осуществляться всеобщим, равным и тайным голосованием всего народа. Верховный представитель России должен быть христианского исповедания. Старообрядцы, как коренные русские люди, любящие свою дорогую родину, заявляют, чтобы Учредительное Собрание было созвано не в Петрограде — чуждом русскому духу городе, а в Москве — сердце России, где возможна спокойная и независимая от какого-либо давления учредительная работа народных избранников».
Телеграмма Временному Правительству
Петроград
Председателю совета министров князю Львову
«Всероссийский съезд старообрядцев единогласно, приветствуя в лице вашем Временное Правительство, выражает ему полное доверие и уверенность в том, что под его мудрым руководством Бог сохранит Россию от грядущей анархии и внешнего врага».
Председатель съезда Сироткин.
Телеграмма министру-председателю князю Львову
«Восемнадцатый старообрядческий съезд единогласно постановил обратиться к Временному Правительству с просьбой об облегчении участи арестованных в Кронштадте офицеров русской армии. Необходимо срочное их освобождение или перевод арестованных в Петроград, где, мы надеемся, будет, безусловно, обеспечен справедливый разбор их дела».
Председатель съезда Сироткин.
Телеграмма Павлу Павловичу Рябушинскому
«Приветствуя вас, съезд выражает надежду, что Бог укрепит ваши силы и поможет вам вернуться вновь к работе на общественном поприще».
Председатель съезда Сироткин.
Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Виктория Радченко
Источник: izdrevle.ru
А что церковный Устав предполагал "Съезд" наряду или вместо Собора? "Порулить" захотели и выразили "уверенность в том, что под его мудрым руководством Бог сохранит Россию" — ЕДИНОГЛАСНО против "божiя державного земли" (Пс.мs), неужели и Никифор Димитриевич подписал приговор России?
Какая сильная и яркая личность бывший глава Нижнего Новгорода, не то что постсоветские нувориши. Жаль, что таких как Д.В.Сироткин сегодня не хватает старообрядчеству. А в родном городе его дом под музеем, моленная у банка, величественный храм на откосе взорвали уже в 60-е годы, слава Богу хоть бюст сравнительно недавно установили. Многое сделал для города и старообрядчества.
Вопрос к специалистам.
XIV Всероссийский съезд был в августе 1915 г.
В июне 1917 г. был уже XVIII съезд.
А когда и где проходили XV-XVII съезды?
Кто-нибудь знает что-нибудь об этих форумах?
Буду благодарен за любые подсказки или соображения по этому поводу.