Недавно в Москве прошел Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Встреча староверов разных согласий в очередной раз напомнила о противоречиях, издавно существующих в старообрядческой среде. Своим видением ситуации поделился руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
***
К прошедшему форуму отношение у староверов неоднозначное. Организаторы пытались его позиционировать как всестарообрядческий, но по факту он таким не получился — например, в нем не участвовали староверы беглопоповского согласия, и даже часть староверов Русской Православной старообрядческой Церкви отказалась приехать. В отличие от 2018 года, когда аналогичный форум был по-настоящему всемирным и всестарообрядческим, в этот раз съезд состоял прежде всего из представителей РПСЦ Московской митрополии при участии нескольких активистов беспоповского толка.
Проблема в том, что после съезда 2018 староверы разных согласий заметили попытку их объединения под одним согласием, а именно под РПСЦ, возглавляемой митрополитом Корнилием. Так это или нет, но участники других согласий почувствовали это на себе и воспротивились этому. Плюс высокая политизированность также стала препятствием и вызвала недоверие со стороны многих участников.
Неважно, что я считаю. Важно, что это не соотносится с традицией староверов. Староверы никогда не стремились к какому-то литургическому и каноническому объединению. За всю историю старообрядчества таких примеров мало. Идентичность и идеология староверов, как ни странно, в конструктивном разделении. То есть в общности, когда маленькая община имеет больше веса, чем абстрактное объединение. Многие, прежде всего со стороны официальной церкви, упрекают староверов в постоянном дроблении. Я же в этом не вижу ничего плохого, а вижу, наоборот, конкурентное преимущество. Дробление является признаком развития и жизни. Мы растем благодаря тому, что наши клетки делятся. Общин может быть сколько угодно, и состоять они могут из скольких угодно членов, но не меньше двух, по словам Евангелия. Если та или иная группа староверов считает, что в тот или иной момент им нужно обособиться, то нет в этом ничего зазорного. Единство староверов не в «исповедании» единого ИНН и единого юридического адреса, а в единстве общения и признания друг друга староверами. Все остальное — искусственно и не имеет практического смысла.
Нет, мы решили не участвовать, чтобы не принимать ни одну из сторон в диалоге. Мы пытаемся помогать всем староверам и всем согласиям, независимо от их повестки.
Идея форума очень важна. Форум — это площадка, где староверы могут между собой общаться, обдумывать совместные проекты. На форуме не может быть доминанта ни в виде согласия, ни в виде персонажа. Я думаю, мы созовем до конца года всемирный круглый стол староверов, где я предложил бы обсудить основной момент, а именно вопрос идентичности староверов — кто, на взгляд староверов, может называться таковым, а кто нет. Без ответа на этот вопрос сложно нам двигаться вперед и смотреть в будущее.
Я считаю, что поле для сотрудничества просто налицо. К примеру, сейчас прошел пленум Межсоборного присутствия РПЦ, где остро обсуждались вопросы абортов. Борьба с абортами, вернее борьба за право внутриутробных детей на жизнь, борьба с пьянством и наркоманией, продвижение культуры жизни — это основа сотрудничества прежде всего христианских конфессий. Пора начать думать стратегически, опираясь на совместные проекты, а не о том, кому бы куда вступить и кому бы с кем объединиться. Проектный подход является самым конструктивным в межрелигиозном диалоге.
Источник: www.interfax-religion.ru
Интересная стратегия вырисовывается : шире взаимодействовать с РПЦ, при этом бросать тень на возрастающий авторитет РПСЦ, пугая объединением с ней.