Если пойти от площади Ленина по Пролетарской вдоль центрального парка, то перед нами развернется исторический район Гомеля — Спасова Слобода. Основали его в первой половине XVIII века старообрядцы.
Из небольшого поселения в лесу слобода постепенно выросла в один из самых престижных районов города, где не считали зазорным селиться даже дворяне. А оригинальный стиль домов сегодня делает квартал улиц Пролетарской-Плеханова и Ильинского спуска бесценным историческим наследием города. Познакомиться с ним поближе предлагает известный в городе экскурсовод директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций Юрий Котляров.
Когда в Гомеле поселились старообрядцы?
Точного ответа на этот вопрос у историков пока нет. Но в гомельском инвентаре 1765 года уже фигурируют 20 фамилий старообрядцев.
— Инвентарь, о котором идет речь, это, по сути, список налогоплательщиков слободы. А так как налоги в то время платились с каждого двора, а не по количеству членов семьи, то и в документе указывались только фамилии хозяев. Но если речь идет о 20 мужчинах, а семьи в то время были большими, то можно предположить — к середине XVIII века в Гомеле жили порядка 150 старообрядцев, — рассказывает о событиях более чем 200-летней давности Юрий Котляров.
По словам автора экскурсии, осели на наших землях староверы немного раньше озвученной даты. Скорее всего, еще в первой половине XVIII века. В то время Гомель входил в состав Речи Посполитой и был казённым, то есть принадлежал лично королю. Городом управляли Чарторыйские. А на месте нынешней улицы Пролетарской стоял лес, где первые гонимые за веру старообрядцы и основали свое поселение. Урочище уже тогда называлось Спасовым, или Спасовкой. Отсюда впоследствии получила свое название и старообрядческая слобода.
Город постепенно разрастался, а с ним и поселение старообрядцев. На плане 1799 года оно уже отмечено как один из районов Гомеля. Тянулась слобода от современной центральной площади вплоть до Монастырька, где староверы вскоре после своего прихода в Гомель возвели Спасов монастырь. До наших дней он не сохранился, но за Кузнечным мостом в районе улицы Энгельса и сейчас можно увидеть фрагменты монастырского кладбища.
Дом Питунова-Пикуса
Открывает Спасову Слободу бывший доходный дом на улице Пролетарской, 5. Сейчас здание больше известно как Дом Пикуса, хотя построено оно было в 1870-е годы Питуновым. Предприимчивый старообрядец быстро среагировал на изменения, которые происходили в городе, и выгодно вложился в недвижимость, которую потом сдавал в аренду. Ведь после прокладки двух железных дорог из 15-тысячного Гомель к 1910 году стал городом-стотысячником. Самих старообрядцев, к слову, на тот момент у нас насчитывалось уже 12 тысяч.
— В быстро разросшемся городе появились проблемы с жильём, желающих недорого снять квартиру было много. А в Гомеле в начале XX века аренда могла доходить до 500 рублей в год. И доходные дома приносили их владельцам очень хорошую прибыль. Так что Питунов точно не прогадал, когда вложил деньги в строительство доходного дома на тогдашней Фельдмаршальской улице, которая считалась одной из самых престижных в городе, — рассказывает Юрий Котляров.
Кроме арендного жилья в доме могла размещаться столовая, а парадная часть сдавалась под магазины. В начале XX века здание выкупил богатый гомельчанин Пикус и разместил в нем галантерейный магазин. Вывеска торговой точки и послужила причиной того, что здание стали называть «Домом Пикуса».
Есть у доходного дома Питунова-Пикуса одна интересная архитектурная особенность. С улицы Пролетарской здание одноэтажное, а вот со стороны Кагального рва видно, что этажей в нем три. Построен доходный дом был из дерева, но после выхода в Гомеле в конце XIX века закона, запрещающего размещать в центре большие деревянные строения, его облицовали кирпичом. Связана такая мера с пожароопасной обстановкой. Гомель пережил несколько крупных пожаров, когда его центр выгорал практически до основания.
Оконное оформление дома тоже красноречиво намекает на его деревянное прошлое — из кирпича выложены «наличники» в характерном русском стиле, которые, скорее всего, повторяют оригинальные деревянные.
Дом Стоша
В пользу престижности Спасовой Слободы говорит один интересный факт.
— В начале XX века здесь поселился председатель уездного дворянства по фамилии Стош. Старообрядцем он не был, но для строительства своего дома выбрал именно старообрядческий квартал неподалеку от княжеского имения. Дом сохранился до наших дней на улице Пролетарской, 15, хоть и был перестроен. Тем не менее изначальная стилистика русского модерна с его плавными линиями прослеживается, — обращает внимание на архитектурные особенности автор экскурсии. — В доме Стоша заседали местные дворяне и выносили резолюции по поводу защиты своих прав, которые они всячески стремились сохранить. А их становилось всё меньше.
В Спасовой Слободе размещались и известные в городе бани Рудзиевского. Есть версия, что владелец работал агентом крупного представительства Виленского банка. Роскошное трёхэтажное кирпичное здание было уничтожено во время немецких бомбардировок в Великую Отечественную войну.
Подсмотренное во дворце
Для себя и своих семей старообрядцы строили, как правило, одноэтажные деревянные дома с каменным фундаментом. Чаще с цоколем, где размещались склады и мастерские. Такой практичный подход объясняется просто — цокольный этаж жилым не считался, а значит, и налог на него владельцам платить было не нужно.
Каждый хозяин двора старался перещеголять соседей в художественном оформлении. Отсюда большое количество резных элементов. Резными обязательно были наличники, под крышей размещался резной деревянный карниз.
— Постепенно старообрядцы становились всё более светскими жителями, на это тоже указывает внешний вид их домов. Если поначалу вход в дом они делали со двора, а сам двор огораживался забором с массивными воротами, увенчанными крестом, то со временем, как и другие мещане, стали делать парадную дверь с крыльцом, ведущую прямо на улицу, — отмечает историк.
Есть в архитектуре Спасовой Слободы, по словам Юрия Котлярова, еще одна важная местная особенность, которая сформировала ее своеобразный стиль. В начале XIX века тогдашний владелец Гомеля Николай Румянцев занялся масштабной реконструкцией дворца, для чего пригласил из Англии знаменитого архитектора Джона Кларка. На стройку активно шли работать старообрядцы. Один из них, по фамилии Кожемякин, в 1816 году даже заключил с Кларком договор подряда на поставку стройматериалов.
Подсмотренные во дворце архитектурные изыски староверы впоследствии воплощали при строительстве своих домов. Речь о барочных элементах, арках, полуколоннах, пилястрах, лепнине. Но если во дворце весь декор выполнен в камне, то в домах старообрядцев он повторялся и в деревянном исполнении.
«Второстепенная» улица
На улице Спасской жили члены старообрядческой общины победнее. Строили они в основном деревянные дома, часть которых была снесена, и теперь на их месте красуются новострои. Те, что сохранились, основательно поменяли внешний вид из-за многочисленных реконструкций, проводимых поколениями владельцев. И касается это не только нынешней улицы Плеханова, а всей Спасовой Слободы.
— Многие, гуляя по Пролетарской, наверняка обращали внимание на «дом-квазимодо» на углу улиц Пролетарской и Моисеенко. Он был довольно богато украшен деревянной резьбой, но из-за многочисленных пристроек и надстройки верхнего этажа изменился до неузнаваемости, — приводит яркий пример Юрий Котляров и добавляет: — На самом деле, это большая проблема, и не только для нашего города. Деревянному дому намного сложнее получить статус историко-культурного наследия. Да и владельцы этого не особо хотят, ведь им придется столкнуться с массой согласований, решись они сделать даже малейший ремонт. А без официального статуса имеем пластиковые окна вместо ценных резных наличников, обшитый сайдингом фасад. И всё — историческая ценность уже утеряна.
На бывшей Спасской улице до сих пор сохранился, хоть и не в изначальном виде, дом старообрядцев Щекудовых. Семья владела крупным предприятием по продаже стройматериалов «Бетонит», которое регулярно давало рекламу в местной прессе.
Об этом и многом другом подробно написал один из внуков ее основателя. Юрий Котляров изучил дневник родившегося в 1913 году Владимира Щекудова. В первую очередь, историка интересовало то, как был организован быт старообрядцев.
— Владимир Щекудов, например, среди прочего вспоминает балкон, на котором они детьми часто играли. До наших дней он не сохранился. Много пишет про деда, но ни разу по имени его не называет. Зато даёт характеристику «Дедушка у меня был очень суров». И рассказывает, что младший из сыновей не хотел помогать в подряде, из-за чего был сурово наказан и «сделался странным». Бабушка занималась вышивкой шапок. Родом она была из Новых Млынов. Старообрядцы часто брали себе жён из соседних с Гомелем деревень. Наверное, считали, что они более работящие, чем горожанки, — приводит почерпнутые из дневника данные Котляров.
Символы веры
Со Спасской отправляемся на Ильинский спуск, где тянется куполами в небо старообрядческая Ильинская церковь (РПсЦ).
— Построен храм был в 1737 году, и документы говорят нам, что к концу XVIII века он уже сильно обветшал. Поэтому в 1794 году на месте старой церкви старообрядцы возвели новую, и больше она не перестраивалась. Менялись лишь купола, а после того, как во время войны здание было посечено осколками от снарядов, делался косметический ремонт. Сейчас территория церкви сильно «обрезана», когда-то возле нее размещалось большое кладбище, — продолжает экскурс в историю Юрий Котляров.
Несмотря на свой консерватизм, староверы охотно заимствовали местные архитектурные приемы. Ильинская церковь, например, построена в стиле восточно-полесского зодчества с элементами так называемого народного белорусского барокко.
— В России над входом в храмы нет колокольни. Она либо пристроена, либо расположена сбоку, либо в центре храма. А в Беларуси из-за влияния католической традиции башню, или по-белорусски бабинец, часто водружают именно над входом. По такой схеме построен и Ильинский храм, состоящий из трёх частей — прохода в виде застекленной галереи, центральной части и алтарной, — объясняет архитектурные тонкости экскурсовод.
Крыша у храма волнистая, похожа на раковину, что создает динамику. А вот рустовка, то есть вертикальные дощечки, которыми здание облицовано, наоборот, пытаются его вытянуть. И это уже классический архитектурный элемент.
Старообрядческих храма в Гомеле два. Второй — Спасо-Преображенский (РДЦ) — «прячется» за зданием городского управления по труду на улице Пролетарской, 18а. Построен он гораздо позже Ильинского — в 1905 году.
— Как только увидел свет указ Николая II «Об укреплении основ веротерпимости», председатель церковной общины старообрядцев предприниматель Рубанов пожертвовал деньги на строительство в Гомеле новой церкви. Правда, возвели ее поначалу без колокольни, которую достроили только через пять лет — в 1910 году, — объясняет Юрий Котляров.
Стилистически Спасо-Преображенский храм сильно отличается от Ильинского:
— Здесь мы видим уже эклектику с упором на русское барокко. Арки верхних окон похожи на кокошники, в облицовке использован белый кирпич на фоне красного, обрамление фасада — пряничное. Построена церковь в форме ковчега, что имеет четкую отсылку к притче про Ноя. Такой прием в Беларуси встречается крайне редко.
Был в Гомеле и еще один символ веры старообрядцев — так называемая Рубановская молельня. Деньги на нее, как понятно из названия, выделил все тот же Рубанов примерно в одно время со строительством Спасо-Преображенской церкви. Размещалась молельня на нынешней улице Комиссарова, которая в начале 1900-х годов носила имя Паскевича и тоже была частью Спасовой Слободы.
Современный ориентир — БСМП. Где-то там, неподалеку от тогдашней уездной земской больницы, жил и сам меценат Рубанов и, возможно, смотрел из окон своего дома на Сож, думая о будущем вверенной ему общины.
Источник: belkagomel.by
Комментариев пока нет