25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный Союз Староверов. Как отмечал в интервью нашему сайту председатель Союза Л. М. Севастьянов, главными задачами новой организации станет «помощь и защита староверов, старообрядческих общин и организаций». По мнению Леонида Михайловича, прежде всего речь идет о юридической защите. «Нужно помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Поднятие уровня образованности в старообрядческой среде является архиважной задачей», — отметил Л. М. Севастьянов.
Сегодня Леонид Михайлович выступает с программной статьей, посвященной общественным и политическим задачам староверия.
***
Старообрядчество, объединенное в особый союз или ассоциацию, способно выступить новой идеологической платформой и силой в России. Старообрядческие согласия России, при всем своем разнообразии исповеданий и форм, имеют ряд ключевых особенностей, отличающих их от официальной церкви. Среди самых значимых отличий — это противостояние русскоцентризма и грекоцентризма. Господствующее исповедание, начиная со времен Алексея Михайловича и патриарха Никона, имело тенденции встраиваться в так называемое «вселенское православие», где вся идеологическая нагрузка и центральность передавалась грекам.
В самом деле, если христианство было принято славянами (язычниками и варварами, как их называет священноначалие РПЦ) исключительно от греков, то логически, первоисточником и идеологическим судией становится греческая и малороссийская культура.
В такой парадигме территория современной России воспринимается, как некое царство «соловья разбойника», малокультурной Орды, которая нуждается в культурном воспитании, духовном окормлении и каноническом руководстве греками и малороссами. Это мы видим в ежедневной практике российской церковной жизни, когда зарубежные святыни, такие как Афон, Иерусалим или Киев, становятся более значимыми для наших сограждан, чем русские символы.
Такая идеология ставит российских граждан в удобное положение для религиозных и иных манипуляций со стороны внешних сил. Более того, уменьшается мотивация усилий, направленных на развитие культуры, экономики и других автохтонных сторон жизни в нашей стране.
И в самом деле, если истина у греков в Иерусалиме, если Киев — мать городов русских, то русским гражданам остается только повиноваться идеологическим центрам и быть финансово и творчески ориентированными на эти центры без всякого желания развивать свою страну.
Старообрядчество же несет совсем другую идеологию. Оно содержит в себе ментальность православной Руси XVI века, когда Русь воспринималась гражданами, как идеологически независимая и самодостаточная цивилизация, как первоисточник миросозерцания, как земля особого присутствия Бога. Более того, старообрядчество воспринимает древнерусскую дохристианскую культуру не как дикую и враждебную, а как довольно развитую, но естественным образом эволюционировавшую в христианство особо русского уклада.
Старообрядец, если он придерживается этого мировоззрения, никогда не станет предметом манипуляций зарубежных центров. Для старообрядца Россия является Святой и Обетованной землей, на которой решаются судьбы всего мира. Россия для старовера становится целью, а не средством.
Данная концепция создает метафизическую основу для российского патриотизма, позволяет ответить на многие кажущиеся сегодня неразрешимыми вопросы. Так, например, решаются проблемы неоязычества и экстремистских форм национализма, одной из причин появления которых стало несогласие части населения с официальной идеологией новообрядческой церкви, насаждавшей греческие и другие иностранные обычаи на русской земле. Агрессивный грекоцентризм представил русское христианство (в глазах неоязычников и некоторых националистов) чужеродной, пришлой, занесенной извне и неестественной для России религией. По этой причине некоторым людям язычество показалось какой-то особенно русской идеологией, к которой необходимо вернуться. Старообрядческая идеология решает эту проблему, поскольку отстаивает именно национальную, русскую форму христианства.
Также староверие не одобряет идеологию бедности и настаивает на том, чтобы каждый гражданин жил в достатке. Сама старообрядческая история свидетельствует об этом. Например, старообрядчество в России так же, как и протестантизм на Западе, явилось основой капиталистической этики. До революции до 70% всего российского капитала принадлежало староверам и выходцам из старообрядческой среды. Старообрядчество продвигает труд, как особую добродетель. Работа или собственное дело являются участием в божественном процессе творчества. Бог сотворил мир, а человек через труд уподобляется Творцу. Человек должен работать и зарабатывать деньги всю свою жизнь. Через работу и деловую активность человек преобразовывает мир и общество, а деньги, которые он зарабатывает, являются лишь коэффициентом его творчества.
Старообрядчество открыто к мировым достижениям и не боится перенимать более развитые технологические, культурные формы. Именно поэтому было так развито старообрядческое меценатство, которое создало и продвигало русскую оперу и русский театр. Старообрядцы стояли за достижениями серебряного века, как в области живописи и архитектуры, так и литературы. Старообрядцы создавали и поддерживали прогрессивные политические партии. Сейчас представители старообрядчества активно осваивают цифровые технологии, причем даже больше, чем представители официальной церкви.
Старообрядчество может стать идеологической опорой правого, либерального-патриотического вектора развития нашей страны. Старообрядческая идеология ставит личную деловую инициативу во главе экономического прогресса, базируется на консервативных семейных ценностях, продвигает идеал многодетной патриархальной семьи, рассматривает экономическую активность как богоугодное дело, направленное на укрепление родного Отечества и улучшение жизни общества и народа.
С другой стороны, старообрядчество может стать духовной альтернативой, которая могла консолидировать общественные силы, которые так или иначе не согласны с политикой и нравственным обликом господствующего исповедания. Старообрядчество способно также влиять на общественное мнение в нравственной сфере как светское, так и церковное. Представители староверия могли бы с чистой совестью рассказывать о христианской аскезе, принципах хозяйствования, общинности и соборности. Тем самым склонять общество и представителей РПЦ к нравственному выздоровлению и совершенствованию, к развитию традиционных для Руси соборно-демократических начал, как основе современного гражданского общества. Старообрядчество могло бы подталкивать официальную церковь к более активной социальной деятельности, могло стать той малой солью, необходимой для того, чтобы общество было здоровым.
Создание союза предполагает вхождение в него всех старообрядческих согласий без необходимости догматического, канонического и молитвенного единства. Членство в союзе не предполагает совместных молитв или догматических дискуссий. Единственной целью является — выступление общим фронтом в отстаивании ценностей Святой Руси в нашем обществе.
Как в том анекдоте: «В 1930-е гг. два мужика зарегистрировали колхоз в деревне и написали Сталину письмо: «Колхоз создали присылайте рабочую силу»
Староообрядцы — то, кто, возможно, сейчас нужен России и нашей церкви и нам. Но вот только какой-то душок странный — поддерживание театра и оперы, цифровых технологий.
вашей церкви — это какой? Вы чьих будете?
Единственное слово — «либеральный» — портит всё.
В книге Николая Волынского «Наследство последнего императора» (о гибели двух империй — царской и советской) прямо доказывается: старообрядцы — носители чистого русского генома, и хранители не только ДНК русского народа, но и морали, которая должна стать всеобщей. То есть, старообрядцы должны, просто обязаны стать во главе России, Очень интересно написано!
про ДНК — это глупость самая настоящая, ничего общего не имеющая с христианством. Слышали что-нибудь о старообрядцах Уганды? Пакистана? О старообрядческом священнике по фамилии Карванен, носителе «ДНК финского народа»? Ведомо ли Вам, что Святое Крещение принимают и становятся христианами старообрядцами люди самых разных национальностей, «носители ДНК» разных народов, а не только лишь русского… если вообще этот самый «ДНК русского народа» существует
Сергей
Если вы не ищете пустынножительства от юных лет,
Странный ответ. При чём здесь я? Я у вас спрашивал про ваши перлы: Сергей — «Каким бы ни был государственный строй — безбожно жить вне семьи и общины…».
Сергей:
из Писания и Предания.
Привести пример вашим перлам — «Каким бы ни был государственный строй — безбожно жить вне семьи и общины…» сможете?
Однако, Михаил представлялся мне человеком знающим Заповеди. Откройте Святое Евангелие, хотя бы зач.ои у Матфея, где дается ответ фарисеям чего ради сотворены мужеский пол и женский и кого Христос освободил брака. На все времена и власти (государственный строй). А об иночестве «царствия ради небеснаго» повествуют нам Св.Отцы. Про значение общины для христианина можете почитать выше у Кирила Михайлова.
Сергей
Однако, Михаил представлялся мне человеком знающим Заповеди.Откройте Святое Евангелие, хотя бы зач.ои у Матфея, где дается ответ фарисеям чего ради сотворены мужеский пол и женский и кого Христос освободил брака. На все времена и власти (государственный строй). А об иночестве «царствия ради небеснаго» повествуют нам Св.Отцы. Про значение общины для христианина можете почитать выше у Кирила Михайлова.
У вас разве спрашивали о ваших представлениях? Приведите примеры из того на что вы сослались в подтверждение ваших перлов.
А кто такой «Кирил Михайлов»? Для вас нормально что вы его в один ряд с: Откройте Святое Евангелие, хотя бы зач.ои у Матфея, повествуют нам Св.Отцы поставили?
Сергей
Каким бы ни был государственный строй — безбожно жить вне семьи и общины…
Откуда такие перлы мыслей.
Если вы не ищете пустынножительства от юных лет, то из Писания и Предания.
На программную статью об общественных и политических задачах староверия нет и, видимо, не будет откликов представителей хотя бы трех основных согласий, участие которых предполагается в Союзе. Интересно, а они хоть знают об этом?
Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
может кто не знал, а только христианам это всё не нужно. Никакие «всемирные союзы» и никакие статусы «идеологической силы». Суета это всё пустая
«…Создание союза предполагает вхождение в него всех старообрядческих согласий…» Что-то непонятно ведь «25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный Союз Староверов» о каком еще создание Союза идет речь, что еще один Союз нужно создавать???
Как только государство возьмёт старообрядцев в оборот как государственную идеологию, тогда конец настанет христианству, поскольку развратят всё деньгой, и превратимся в РПЦ, с тем же самомнением, а то и больше, может.
«Человек должен работать и зарабатывать деньги всю свою жизнь.» А это мы где то уже слышали. Значит пенсионный возраст совсем отменить ?
В царско время пенсии были только у «бюджетников» и у отдельных заводчиков для мастеров. Подавляющей части населения содержание в старости обеспечивала Семья и Община.
Но мы то уже не в общинном строе живем.
Каким бы ни был государственный строй — безбожно жить вне семьи и общины…
По моему старообрядчество должно нести в себе старообрядчество и не терять свою идентичность.
Очень здравые мысли. И объединение дохристианской и христианской Руси мне представляется весьма важным. Еще бы про антиклерикализм добавить, вообще было бы замечательно.