18 и 19 февраля 2025 года в Москве на Рогожском прошел традиционный зимний Совет Митрополии РПсЦ. Совет начал работу с обсуждения вопроса о кандидатах в архиереи, было решено регулярно рассматривать его на епархиальном уровне, эту тему впредь будут включать в повестку всех последующих епархиальных заседаний. Публикуем Постановления Совета митрополии с соответствующими комментариями редакции и экспертов, необходимость которых связана с тем, что многие пункты подобных документов непонятны не только обычным читателям, но и самим чадам белокриницкого согласия.

Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, град Москва, 18-19 февраля 2025 г.
***
1. О кандидатах в священные степени.
1.1. Ежегодно на епархиальных совещаниях рассматривать вопрос о кандидатах в архиереи.
1.2. Одобрить выделение Митрополией материальной помощи семьям нуждающихся диаконов.
Комментарий:
Нехватка епископов и, в целом, дефицит кадров являются одной из главных проблем в Русской Православной старообрядческой Церкви. Практически все ныне здравствующие епископы находятся в преклонном возрасте. Самому старшему из них, вл. Евмению Михееву, уже 83 года. Основной причиной этой проблемы называют крайнюю малочисленность мужского иночества, а также нежелание заметной части духовенства терпеть ограничения своей свободы при наличии архипастыря.
2. Об общецерковном прославлении местночтимых Уральских святых.
2.1. Вынести на Освященный собор вопрос об общецерковном прославлении местночтимых Уральских святых: преподобного исповедника Иова Тагильского, преподобного Максима Тагильского (Калмыка), святого праведного Симеона Верхотурского.
2.2. Опубликовать на официальном сайте Митрополии и в печатных изданиях жития местночтимых Уральских святых.
Комментарий:
Преподобные отцы, указанные в этом постановлении, издавна почитаются в среде уральского старообрядчества, особенно в часовенном согласии. Преп. Иов Тагильский и другие подвижники воспринимаются часовенным староверами как одни из последних истинных священников, чья апостольская преемственность считается достоверно доказанной, когда рукополагающийся клирик и рукоположивший его архиерей имеют погружательное крещение. До революции к могилам этих и других уральских подвижников совершались многотысячные паломничества. Совет Митрополии предложил Освященному собору установить общероссийское их почитание.
3. О возвращении Церкви храма Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы в Москве на ул. Хавской.
3.1. Выразить христианскую благодарность Константину Викторовичу Ахапкину за восстановление храма Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы в Москве, на ул. Хавской.
3.2. Призвать священников всех храмов за каждым богослужением поминать о здравии раба Божьего Константина.
3.3. Заключить договор с К. В. Ахапкиным об использовании храма. В договоре определить дальнейшую судьбу храма.
3.4. Направить К. В. Ахапкину благодарственное письмо с разъяснением позиции Московской Митрополии относительно проведения богослужений в Тихвинском храме.
Комментарий:
Исторически район г. Москвы на Хавской улице был местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме купца Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведен на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское губернское правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПсЦ), из прихода моленной Михайловых, с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину.
Строительство храма началось в 1911 году по проекту архитектора Н. Г. Мартьянова. Храм был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В начале 1930 года храм был закрыт и передан под светские нужны После 1991 года здание церкви было приватизировано. Здесь был открыт ресторан испанской кухни.
В 2004 году храм был выкуплен бизнесменом Константином Ахапкиным, который начал реставрацию этого здания и хотел передать его РПЦ. После встречи в 2004 году предстоятеля митрополита Андриана (Четвергова) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом Русская Православная Церковь отказалась от храма. Недавно стало известно, что священник о. Вадим Коровин принял К. Ахапкина вторым чином, через миропомазание, в Русскую Православную старообрядческую Церковь, после чего предприниматель дозволил проводить в храме моления чадам РПсЦ. По этому случаю Совет Московской Митрополии принял беспрецедентное в истории старообрядчества решение, призывав «священников всех храмов за каждым богослужением поминать о здравии раба Божьего Константина».
На данный момент в храме проведен полный ремонт, установлен иконостас, изготовлены многочисленные иконы и фрески с изображением Серафима Саровского, Матроны, царственных страстотерпцев, а также патриарха Никона и протопопа Аввакума.
4. О подготовке к проведению праздника Недели святых Жен-мироносиц в год 120-летия распечатания алтарей Рогожских храмов.
4.1. Поручить настоятелю Покровского собора Рогожской общины протоиерею Алексею Михееву, совместно с В. П. Мосейчуком, организацию проведения праздника Недели святых Жен-мироносиц.
Комментарий:
В последние 20 лет общественная активность Русской Православной старообрядческой Церкви концентрируется вокруг празднований разных юбилейных дат, проведений торжественных форумов и помпезных симпозиумов. Некоторые критикуют это явление, отмечая что силы и средства, выделяемые на празднования, следовало бы направить на решение актуальных проблем Церкви. Другие, наоборот, утверждают, что яркие и запоминающиеся мероприятия укрепляют медийные позиции согласия, привлекают внимание чиновников и граждан.
5. О церковных наградах.
5.1. Одобрить предложенные варианты настольных медалей.
Комментарий:
Появление в старообрядчестве разного рода наград, медалей, сувениров и памятных подарков связано с установившейся практикой торжественных празднований как больших, так и незначительных юбилейных дат. Также в последние годы государственные и частные награды получают клирики РПсЦ. В октябре 2024 года Раис республики Татарстан Рустам Минниханов вручил митрополиту Корнилию (Титову) орден «Дуслык». Помимо этого, предстоятель РПсЦ является кавалером многочисленных государственных и негосударственных наград и разнообразных поощрений. Среди них — государственный орден Дружбы (бывший орден Дружбы Народов). Также первоиерарх РПсЦ награжден Государственной премией Российской Федерации «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» . Среди других наград — Пушкинская медаль «Ревнителю просвещения», медаль Николо-Угрешского монастыря (РПЦ). Владыка также является Кавалером Почетного Знака имени Саввы Морозов и креста «За заслуги перед казачеством России» IV степени.
Выступивший на Совете Митрополии РПсЦ настоятель храма в Клинцах Брянской области иерей Михаил Смирнов предложил создать систему наградных знаков Митрополии, которая могла бы отмечать заслуги перед Церковью в первую очередь мирян, а также благотворителей и попечителей вне старообрядческой среды. По мнению о. Михаила, такая система может включать в себя общецерковный, епархиальный и приходской уровень, работу централизованной комиссии по принятию решения о награждении.
6. Об итогах встречи с группой христиан, отделившихся от Церкви в 2007 г. на Дальнем Востоке.
6.1. Принять к сведению доклад преосвященного епископа Томско-Енисейского Григория (Коробейникова) об итогах встречи с группой христиан, отделившихся от Церкви в 2007 г. на Дальнем Востоке.
Комментарий:
В 2007 году в Русской Православной старообрядческой Церкви произошел раздор, причиной которого стал вектор внешней политики Московской Митрополии, направленный на сближение с РПЦ. Десятки клириков и мирян подписали Открытое письмо к собору с просьбой «прекратить все взаимодействия с инославием, кроме контактов по узкоадминистративным и хозяйственным вопросам». Эти и другие актуальные вопросы жизни РПсЦ вполне можно было спокойно решить на Соборе, в рабочем порядке. Однако руководство Московской Митрополии пошло на эскалацию конфликта, направив канонические прещения наиболее ярким подписантам этого документа. В результате часть клириков и мирян РПсЦ объявили о прекращении молитвенного и литургического общения. В результате потрясений фактически прекратила свое существование Дальневосточная епархия. Подробно об этом читайте в материале «Судьбы Дальневосточной епархии».
За 18 лет, прошедшие со времени раздора 2007 года, никаких официальных действий по его уврачеванию не предпринималось. Письма, просьбы о встречах игнорировались. Доклад епископа Томско-Енисейского Григория (Коробейникова) — это первый шаг в попытке наладить диалог с ушедшими из РПсЦ. Как сообщил сам еп. Григорий, эта встреча была инициирована после письма известного дальневосточнего деятеля, начетчика А. Ванчева. Участники Совета Митрополии отмечают, что руководство РПсЦ несколько смягчило свою ранее непримиримую позицию по отношению к «раздорникам»,
7. О положении дел в приходе с. Волое Калужской обл.
7.1. Принять к сведению доклад Комиссии о положении дел в приходе с. Волое.
7.2. Напомнить иерею Максиму Ежукову о решении Освященного собора от 2007 года о недопустимости разглашения персональных обвинений в адрес священноначалия Церкви в электронных и иных СМИ.
7.3. Вернуться к рассмотрению вопроса о служении иерея Максима Ежукова по окончании срока его запрещения.
Комментарий:
Конфликт в общине села Волое продолжается более двух с половиной лет. Он начался с появлением в храме нового настоятеля иерея Максима Ежукова. До этого в храме не было священника долгие годы, и, как говорилось неоднократно на Советах Митрополии, поставление во иереи Максима Ежукова было сделано от безысходности, тупиковой ситуации в вопросе кадров. О. Максиму вменяются в вину конфликты с членами общины, местным населением, невыполнения поручений предстоятеля РПсЦ и одиозные политические взгляды.
8. О подготовке устава Сочинской и Кубанской епархии.
8.1. Создать рабочую группу по разработке устава Сочинской и Кубанской епархии в составе: иерей Иоанн Курбацкий, иерей Андрей Шамов, П. Ф. Коробейников, М. Д. Сергиенко.
8.2. Поручить рабочей группе к следующему Совету Митрополии подготовить доработанный проект устава с учетом высказанных замечаний и предложений.
Комментарий:
Большинство приходов Сочинской и Кубанской епархии РПсЦ являются представителями Древлеправославной Церкви Древлеправославной Архиепископии, вступившими в общение с Белокриницкой иерархией. Их руководство желает сохранить автономию внутри РПсЦ с правом выхода из этой деноминации. Поэтому принято решение обсудить этот непростой вопрос на Освященном соборе.
9. О праздновании 350-летия со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой.
9.1. Выразить христианскую благодарность иерею Сергию Бобкову за проделанную работу.
9.2. Обновить Комиссию по проведению мероприятий, посвященных 350-летию со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, в составе: преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий, протоиерей Артемон Шендригайлов, иерей Алексей Лопатин, иерей Иоанн Курбацкий, иерей Сергий Бобков, С. С. Кондрашов, В. В. Кетуров, Д. В. Ивлиев, А. П. Пигалев.
Комментарий:
Юбилей Феодоры, боярыни Морозовой, как и недавно отмеченный юбилей протопопа Аввакума, решено отметить самым широким образом, с привлечением грантов, проведением съездов, конференций и также празднично-показательных мероприятий.
10. О финансовом положении Митрополии.
10.1. Принять к сведению отчет бухгалтера Митрополии И. А. Антариновой.
10.2. К очередному Совету Митрополии иерею Александру Усову совместно с икономами епархий подготовить проект распределения величины пожертвований от приходов на содержание Митрополии на текущий год.
11. О сроках проведения очередного Совета Митрополии и Освященного Собора
11.1. Провести заседания очередных Советов Митрополии 1–2 мая и 16–17 сентября 2025 года.
11.2. Провести заседание Освященного Собора 21–23 октября 2025 года.
пардон… а Корнилий уже решил Никону с Матроной молиться???????бежать оттуда не оглядываясь
Как возможно староверам молиться перед этими «иконами» , ничего не смущает? А разве среди старообрядцев есть первоиерарх?) , а как же слова Писания: » кто хочет быть большим среди вас, да будет меньшим» ? Возможно не дословно процитировал, но смысл понятен.
«На данный момент в храме проведен полный ремонт, установлен иконостас, изготовлены многочисленные иконы и фрески с изображением Серафима Саровского, Матроны, царственных страстотерпцев, а также патриарха Никона и протопопа Аввакума.»
Молиться перед иконами Никона и Саровского?
А когда ожидать объединения с еретической РПЦ?
«Также первоиерарх белокриницкого согласия награжден Государственной премией Российской Федерации «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности»
А митрополит Леонтий (Изот) знает, что теперь не он, а митрополит Корнилий ( Титов) стал первоиерархом белокриницкого согласия?
Как всё интересно, как всё «неожиданно»!
Ну, прямо Специальная Внутрицерковная Операция!
• Первый и главенствующий вопрос Церковного собора — соблюдение апостольских правил и постановлений Вселенских Соборов Церкви, для монахов еще и монастырского устава.