В год 400-летнего юбилея со дня рождения протопопа Аввакума сайт «Русская вера» публикует оригинал рукописи по истории Белокриницкой иерархии. Сегодня представляем третью часть рукописи, в которой речь пойдет о Соборных деяниях и принятии Митрополита Амвросия. (Читайте: Рукопись «История Белокриницкой иерархии». Часть 2).
***
Соборное деяние.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Началось соборное деяние в Белокриницком монастыре, 27 октября 1846 года. В день недельный по полудни, следующим образом в храме Покрова Пресвятыя Богородицы. После всенощнаго бдения. И святыя литургии, на амбоне убранном налое положену бывшу святому Евангелию с предстоящею возженною свещею, по обеим странам амбона вдоль церкви для заседания присутствующим, поставлены были во многом числе стулии. А посреде на другом налое положена Кормча книга потом же приготовлены и другия многия книги на случай справок, в Божественном писании. Сим тако устроеном, по трикратном ударении в колокол, собравшиися люди за священником, и настоятелем все с благоговением взошли в церковь, и по обычном начале, сели на приуготовленых местах, по одной стороне в начале сидели настоятели монастыря, инок Геронтий со всеми своими соборными старцами, и прочими иноками. А по другой так же в начале сидел священноинок Иероним, а за ним уставщик Белокриницкой церкви Киприян Тимофеев. Потом от Молдавии депутаты. Ясские купцы, Никифор Панкратьев, Иаков Железников, Логин Андреев а далее прочыя депутаты своих слободских белокриницкие, и климоуские, саколинские, и михирские. Прочия же единоверныя наши християны, собравшихся от окрестных слобод в безчисленном множестве предстояще со угнетением наполнили всю церковь и притвор, даже с невместимостию. Молчанию бывшу. Абие востав настоятель, и сотворив молитву Исусову, возгласил ко всем, указуя перстом на святое Евангелие. Отцы святии и братия, и вси православныя християне, видите святое Евангелие, вонмите, яко сам Христос и праведный Судия посреде нас присутствует, то убо должны мы разсуждать и строить предлежащее дело, без всякаго лицемерия. Сообразно святых писаний и согласно воли Божии. А именно, ныне приступающий в наше древле истинное православие, от нынешней греческой религии господина высокопреосвященнаго митрополита Амвросия, каким чином принять долженствует. От святаго собора откройте, и предложите народу, какия есть во святом писании, по сему предмету правила святых соборов, и какия примеры, от собывшихся в древле православной церкви святой подобны. Настоятель повелел иноку Павлу предложить и вычитать собору краткое соображение, которое напредь сего представлено было в скит славским отцам, для таковаго же соборнаго разсуждения, обще со всеми тамошними задунайскими обьществами, в разных верах все ереси осуженых, от которых действуется тайны крещения и хиротония, в Православную церковь к приятию есть достойны, и раскрыть Кормчию и вычитать собору все святыя правила, которыя касаются до сего предмета. И сообразить с настоящим нашим делом, какой чин к приятию реченнаго господина митрополита будет правильнее соответствовать; реченный инок Павел, таковое повеление слышав прочел ясно и внятно. Притом еще было деяние и задунайскими соборы которое списал и доставил в монастырь, бывшей лично на том соборе, инок Онуфрий, следующаго содержанияю.
Соборное деяние.
От собравшихся в Задунайским скиту, 21, июня. 1846 года, от всех отец и братий, и всех задунайских старообрядческих обществ, Сариковской, Славы, и Журиловки, и прочих. Вину представил от повеленных монастыря сего правил соображение, учинено мнение со стороны собора следующее:
Яко разсмотряя все святыя церковныя правила, касательно приятия ныне греческаго митрополита Амвросия, признали правильно, дабы сотворить принятие 3-м чином. Согласно, 95 прав. 6-го Вселенского собора, 69 и 70 Карфагенского собора. Притом же еще явьствует от жития святаго Савы Освященного, четь минея, декабря 5. И Максима Исповедника генваря 21. Яко Сава Освященный принял от ереси севировой патриарха Иоанна. А святый Максим от ереси единоволника патриарха Пирра. И Феодосия епископа. И на седмом Вселенском соборе, при патриархе Тарасии, многия епископы от иконоборцов приняты. 3-м чином, февраля 25. И после 7-го Вселенского собора, патриарх Мефодий, второе иконоборчество в православие исправил. Тоже одним токмо проклятием ереси. Но даже в самой случай, так явствует в Четии минеи Макариевской, августа, лист, 46, что Даниил епископ Берестинский поставленый от Сидора митрополита латынщика родом. Который принял хиротонию от папы римского. А когда Даниил епископ отступил от Сидора, и принят был Ионою митрополитом Киевским 3-м чином. Тогда еще и нужды никакой не предвиделось. Но у нас теперь есть весьма благословная нужда, по тому за случай, а не всеобдержно. Всеобдержное же принимание от ереси, как был у нас до ныне, и всегда так да останется в своей силе. И так все соборные старца заключили. Но наконец, отец Макарий настоятель предложил собору свое мнение. Чтобы многих ради немощных, и обширно писание несведущих приобыкших же к священником. Которые всеобдержно принимали суть, вторым чином. Тако же принять за случай а не всеобдержно приступающаго в наше православие греческаго митрополита. Тем же вторым чином, и то есть ли не тяжко себе вменит и на сие соизволит. На том все и положились. О котором добром деянии, поручено было иноку Аркадию бывшу настоятелю Лаврентиева монастыря, от лица всего собора, именно известить Белокриницкий монастырь, которой не медля учинил; По выслушании всех правил, и деяния Славского собора. Молдавские депутаты помолчав мало. И посоветовали между собою, возгласив к своему народу соборному, не лучше ли учинить так как положил мнение Славского скита настоятель. На тем и положилися и весь собор Задунайской, дабы ради многих немощных и обширно несведущих в писаниих. Приступающаго ныне в наше православие, греческаго господина митрополита Амвросия принять 2-м чином. Но белокриницкие депутаты и весь народ, слышавше соображение по прочтении правил и ясным святоподобием самым делом в древлеправославной церкви збывшемся, желали конечно положиться, дабы принятие господина митрополита учинено было 3-м чином. Из числа же депутатов молдавских Логин Андреев, приступая к настоятелю. И пред всем собором благочинно предложил свое мнение, что он принятие господина митрополита, 3-м чином сообразно правилом святых отец, и збывшимся святоподобием. Признает во истину правильным. Но однако нет ли такова средства. Что бы учинить принятие вторым чином. И на том бы можно утвердиться[1] святым писанием без погрешности. Тогда соборное наше действие согласовалось прежним обычаем. Как мы уже и давно принимаем священников, успокоили бы совесть прочих многих единоверных наших християн. Не могущих участвовать в теперешнем нашем соборе и тонком понятии, какой ради вины задунайский собор решился, чтобы согласить господина митрополита под 2-й чин, есть ли будет возможно. На сие настоятель абие ответил с подтверждением, и прочих инок. Что приятие господина митрополита и вторым чином погрешности не составит. Но только обнаружится наша неуважительная жестокость, на которую невидно подобнаго образа в целом християнском веке. Ибо для всех хотя бы и простых приходящих от ереси в православие столь важное в древле вселенской святой Церкви, положено снизсхождение. Что даже и крещению подлежащих но за един стыд обнажения ради повелено принимать без покрещевания, как гласит 1-е правило во ответах Тимофея архиепископа Александрийского. Кормча, глава 61. Лист, 606, а кольми паче столь великим лицам приступающим в истинное православие, всегда указуемо было снизхождение. Не только о священниках. Как то от Савы Освященного, и Максима Исповедника. Но даже и от самых патриарх. Тарасия и Мефодия Цареградских. И наконец в самой России Даниилу епископу поставленному от Сидора родом латынщика. Святый Иона митрополит изъявил снизхождение, принял 3-м чином. И позволил ему служить и хиротонисать яко истинному святителю. О чем засвидетельствовано в Великой четь минеи Макариевской. Но что касается без правила и без погрешительной возможности, дабы возможно было господина митрополита, аще сам изволит принять 2-м чином. И о том есть безсумнительное свидетельство. А именно по 8-му правилу 1-го Вселенскаго собора, в толковании как гласит ясно следующим, о 2-м чину. Друзии же иже токмо миром помазуются. Инии токмо проклинают свою и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии прельщени бывше в таковою ересь от Навата презвитера римския церкве, от него же и чистии наречени быша. Того ради не приемлют покаяния о<т> обращающихся от грех. И второе женитися возбраняют. Двоеженца отнюд не приемлют на общение. И таковии аще приступят ко святой Церкви. Исповедят двоеженца на общение,[2] и не хулит вторый брак и согрешающим и кающимся прощати грехи, и просто рещи всем церковным последующе повелением. Свою ересь прокленьше и иныя вся, приняты да будут, и токмо святым миром помажутся, аще иереи от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают. До зде Кормча, глава, 5. Лист, 35. И тому же согласно и в книге Никифора патриарха, от правил соборных. И в патриаршем греческом потребнике, иже хранится в Москве на Печатном дворе, в чину принятия от еретиков явствует сице: сии вси 2-го чина еретицы, второе не покрещеваются, но точию прокленше ереси, помазуются святым миром приемлются. Аще же от них хиротонисани во своем чину да пребывают.
Преподобного Савы Освященного, и Максима Исповедника. Нецыи же. Аки забывшеся о прежереченных отцех, еще вопрошали; и может ли священник принять епископа, когда по церковным узаконением меньший от большаго благословляется. Ответ на сие положение следующий меньшей от большаго благословляется безпрекословно но потому же церковному узаконению, и меньшей большаго связует, и разрешает. Как то самой высочайшей степени патриархом духовнии отцы точию суще священники, епитимии налагают и прощают. Власть бо имеют вязати и решати. Разньство убо есть в чести суть. Епископи от иерея токмо строения ради чинов.[3] Так свидетельствует святая Церковь, в Кормчей глава, 36. Лист 283, на обороте в крайних строках сице: токмо бо яко не поставляет иерей от епископа разньствует. Священство же совершено имать. И святый же Иоанн Златоуст утверждает сице: яко между епископом и презвитером ни едино различие есть. Понеже и презвитером Церкви попечение вверено бысть.[4] И еже от епископов рече презвитером достоит толико единым устроением высочайши суть. О сем свидетельствует Толковой Апостол на Первое послание к Тимофею. На листу, 903-м[5]. Да и по другому разсуждению; есть ли бы святая Церковь. Идеже не сущу епископу не уполномочила ли иереев в приятие священных лиц приходящих от еретик равномощным исправлением и поданием благодати Святаго Духа на священнодействие, то всяко бы в священных соборных правилах и в Номоканонах. Непременно ограничило разделением. Дабы принимать приходящих от ереси простолюдинов иерею, а хиротонисанных архиерею. Но как сего разделения нигде во святом писании не видится. И не слышится кроме всеобдержимаго изречения, принимать архиерею или иерею. Зри в Потребнике великом в чину приятие от ереси приходящих. И паки собора Лаодикийского. Прав., 46. Сице гласит: приходяй к соборной церкви веру исповесть пред епископом или презвитером, Кормча. Глава 10-я, и 17. Тоже самое подтверждает. И преподобный Никон Черныя горы во главе, 63. Лист 563. Яко темже чином епископское есть принятие, не ктому может Церковь правило некое излагати, епископскаго ради принятия. Благодать убо Божия сугубо действует всеобдержно и смотрительно. Яко же свидетельствует Деяние святых апостол. Глава 50. Зачало 18 и 20. И во главе 9. Зачало 21. Филиппу единого от седми диякон. Крестившу иногда Самарию, и на не единаго их Дух Святый сниде, точию крещени бяху во имя Господа Исуса. Егда же приидоша к ним Петр и Иоанн помолишася о них и возложиша руце на них, и прияша Дух Святый. А егда же той Филипп иде на полудне на путь сходящий от Иерусалима в Газу. И тамо крести каженика, егда же взыдоша от воды Дух Святый нападе на каженика. Такоже и Анания живый в Дамаске, ученик сый апостольский. Но егда крестившу ему Павла, сниде Дух Святый; сему же разньству разумети подобает, кия суть вины яко не толико обоим быти дияконом. Но единаго и тогожде. А действия различна явишася чрез них. Не иначе как то, яко где присутствуют главнейшия члены <Церкви>, тамо оставляется тем совершенство вещи показати. А где таковых несть, тамо благодать Божия чрез посредство меньших членов совершенство творит. Священник православный все чины строит: сиречь хиротонисать не может, но благодать священнодействия имея совершену и равну такову, якову же имеют епископи и архиепископи, и митрополиты, и самыя патриархи. Как глаголет в Великом Потребнике, на листе 318. Потому всяко может, и сам подать волею приходящему от внешния религии трехпогружательному крещеному, как иерею, так и архиерею, без всякаго сумнения. Яко же и Христос Предотечи рече: отложи всяк страх крести мя пришедшаго. Свидетельствует о сем и преподобный Никон Черныя горы. В книге своей пишет. Глава 40, лист 300. На обороте. Сице яко от добродетели священническия успевати все благодати есть. Отверзати уста, вся же Бог дарует, образ точию той исполняет; помысли колико есть посреде Иоанна и Господа нашего Исуса Христа, глаголюща: аз требую от тебе креститися, и несть доволен отрешити ремень сапогу его. И паки от исполнения его мы вси прияхом благодать воз благодать. Но обаче и толику сущу посреде их, при нем Дух Святый снесеся. Его же не имяше Иоанн. И не преже крещения низшед бысть ниже Иоанн сотворити снити ему. Чесого ради убо сие бывает. Да навыкнеши яко образ Иоаннов священник исполняет. Ни един же убо человек толико отстоит, елико Иоанн от Христа. Но обаче при нем сниде Дух. Да навыкнеши, яко Бог все делает и творит. Наконец сего осталось дело за тем, что сей господин митрополит, имея здравый разум и набожную душю, и правую совесть, он как в самом начале, так и в продолжение и даже до сего настоящаго предмета во всех статиях по церковному преданию, кои не согласовали между нас и греками, доколе не доказано ему будет от святаго писания, и святоподобных примеров, никак склонить ни за какое благополучие совесть свою не может. Но однако отцы монастырския вседушно пекущиися, дабы при етом великодушном и благонравном священнодуховном источнике, не отчюждить немощныя душы, любви недоумения, православныя нашея веры, за них же Христос умрети изволил, предложили собору заключительное слово следующее. Есть ли угодно будет всему богодухновенному собору, положимся на всемогущий и спасительный промысл Божий, да будет нам в знамение непререкаемое, предложим требование, самим Богом дарованному нашему господину митрополиту. Есть ли как он, на второй чин склонит свою совесть произвольно; как разньствует от епископа священьство совершенно, аминь.
То как есть угодно Божией воли, есть ли отвергнет требование, яко от жесточных, тогда и мы отвергнем все малодушие прочих, и учиним принятие его 3-м чином, яко Бог изволи тако и бысть; на сие до единаго бывших на соборе единогласно возгласили, воистинну тако сотворит, да и воля Божия открыти нам будет; и так воставши от мест своих, заповедали сотворить всенощное бдение святителю чудотворцу Николе. Все единодужно пред святым Евангелием положили обычный начал. И с миром разошлись. На утрии в понедельник после всенощнаго бдения, настоятель с некоторыми отцами, взойдя в келию к митрополиту, и по обычном поклонении, предложили ему свое требование. Дабы он соблагоизволил присоединиться к православной нашей Церкви, посредства во второй чин, то есть под миропомазание. Митрополит обратился к Павлу веселым лицем сказал: видно ты Павел глупой; и абие простерта была к нему уподобительная речь и беседа, благоговейным образом. Указуя примеры. Яко сам Христос за немощныя умрети изволил. Добрый пастырь душю свою полагает за овцы. Блаженный Павел апостол зельный запретитель был июдейских обычаев, но для мира и союза церковнаго, повелен бысть от собора апостол сотворити обычай по июдейскому закону, и обрезал ученика своего Тимофея за случай. Святый Григорий Богослов изволил оставить патриаршескии престол, да не будет его ради церковная распря. А Иона пророк за спасение толико сущих в корабли, повелел себя бросить в море. Митрополит внял силу словес сих, яко от Божественаго писания суть; тогда возвел очи свои ко спасительской иконе, и произнес изволительный глагол сице: аще Павел завещавая[6] обрезание, и допустил обрезать Тимофея. Григорий Богослов престол свой оставить соизволил. А пророк Иона жизнию пожертвовал; есть ли[7] не сотворю сего малаго прошения для мира церковнаго на спасение многих. Твоя Господи воля да будет. А к настоятелю з братиями обратяся сказал, изволяю на ваше предложение. Только с тем да будет свидетелем Бог, есть ли состоит в том какой грех, да будет на вас, а я чист от таковаго. Увидели отцы с радостию что митрополит на таковое согласен. И в том часу митрополит повелел начинать часы, и Божественую литургию. Потом, обличившись[8] в святительскую мантию. И в достодолжном сопровождении изшед во святую церковь, со всем усердием аки елень на источники водныя. Взыде в церковь и сотворив обычный начал, так как следует (ибо пребывал в монастыре с 12-го, до 27. И обычаю несколько приспособился) отдал поклонение и почтение к народу, и вшел во святый олтарь. И облачившись во вся святительская облачения. Вышел из олтаря на амбон. Где приготовлены два налоя рядом. На одном для митрополита положен списанный чин проклятия ересей, с переводом на греческия литера. А выговор слов на русским точно так как напечатано в нашем потребнике. На другом же налое положен для священника раскрытой Номоканон. Митрополит стоя пред царьскими дверми начал велегласно русским языком, проклинал все ереси. А по еллински он имеет способность говорить, и по словянски. И кроме того греческим литерам, хотя Божественное наречие есть. Еврейское наречие. Но почти во всех существенных словах единогласует с рускими словами; по проклятии ересей, принял себе во отца духовнаго священноинока Иеронима, и исповедавшися ему во святом олтаре. И помазуем от священника святым миром. Окончавши же добрым порядком принятие. Священник отверз царския двери, и вшедши на амбон возгласил к народу пристойное проздравление, объявя достоинство митрополита. По сем по обычаю святительскому, прием в руки трикирию, и дрикирию[9]. Три свечие и двусвечие; во всем своем облачении, выступя из царских дверей, благословил народ прямо в церкви и по странам. Певцы же многолетие воспевше владыки. Вот зрелище трогательное и восхитительное, радость, всемогущим промыслом Божиим ныне устроившаяся. На что вси людие всякаго возраста, со слезами взирали, и каждый ощущая в души своей истинное удовольствие. Всяк из глубины сердца своего приносил благодарение Господу Богу, явившему людем своим новому Израилю, милость свою попремногу. И подобно нечто ангельскому гласу, многия себе повторяя, яко воистину блажени очи наши, что мы ныне видим, еже от многих лет не видели и отцы наши.
Посем абие священник прием благословение от святителя, начал святую литургию, и совершилось чинослужение по уставу; по окончании Божественой литургии все общим собором с подобающею честию и с песнопением прияли прощение и благословение, проводили господина митрополита до келии его. Святитель обращься пред дверми входа благословил народ, и отпустил с миром.
Потом вси отцы и братия, и многия бывшыя гости, приглашены были к настоятелю, на утешение и проздравление посем в трапезу на обед и чем Бог послал угощены, и весь день праздновали в славу Божию с радостию, аминь.
К соборному сему деянию о присутствующих поручено подписать от монастырских отцов, настоятелю иноку Геронтию, от депутатов всех и обществ священноиноку Иерониму. Которыя своеручно и подписали и монастырскую печать приложили.
Белокриницкого монастыря, настоятель инок Геронтий, и священноинок Иероним.
Представленное свидетельство от духовника священноинока Иеронима собору, о достоинстве митрополита, и прочтено было на соборе.
В надежде блаженнаго упования и посещения Господня, по глаголу Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа, рекшему: не оставлю вас сирых. И прочая. Жительствуя я ниже подписанныи священноинок Иероним, при обществе богоспасаемаго места Белой Криницы. Свидетельствую вам, что увидел с восхитительною и величайшею радостию, исполнение давняго общественнаго желания, и сладких плодов долголетняго труда, преподобных монастырских братии. Для будущаго и вечнаго спокойствия древле православных церквей и обществ: то есть приведение к нам в Белую Криницу, его Преосвященства господина митрополита Амвросия, к принятию паствы осиротевшей нашей церкви, к воздвижению славы оной, к собранию разсеявшихся чад ея. И к упасению душ их в славу Божию; и будучи к торжественному принятию его Преосвященства, определен был особой нареченный сей день, в которой собрались все общества окружных мест, в святую Белокриницкую обитель, в храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго ея Покрова. Где приступил я к исповеди его Преосвященства по правилам святых апостол, и богоносных отец. Представил ему с великой важностию высокой его чин, и о пастве неотложную его должность. Даже и самую будущую смерть, суд, и муку грешным. И воздаяние праведным. Испытав тщательно всю глубину сердца его. Обрел во всем по желанию нашему достойна. И его Преосвященство с сокрушенным сердцем и в страсе Божии, истинно исповедал всю сущно суть православныя християнския веры. И проклятие ересем, и что он истинно в три погружения крещен. Об котором и приведши его из Царя града монастырския отцы испытавши дела в странах тех, по тонку нас довольно об этом уверяли (и в сей день торжественно при всем соборе был принимаем). И так по второму чину, надлежащим правилам. Присоединен к нашей древле православной святой церкви, с душевною радостию. И я в такой час с восхищением провозгласил его Преосвященство пред целым в церкви собором, и обществом достойна по всему. И проздравил все благочестивое собрание с его Преосвященством, как то с давно желающим, а теперь богодарованным новым архипастырем. О чем свидетельствую пред Богом в том своеручно и подписуюсь.
Октября, 28 дня, 7344[10] года. Белокриницкий монастырь. Священноинок Иероним.
Примечания
[1] Здесь и в других местах в инфинитиве в сочетание «тся» вставлен ь.
[2] Засвидетельствуют, что принимают двоеженца в общение
[3] Только в отношении произведения во священный сан
[4] И пресвитерам вверено попечение о Церкви
[5] В тексте неяно, выглядит как «ЦГГ-м».
[6] запрещая
[7] неужели
[8] облачившись
[9] Так в тексте
[10] По-видимому, дата ошибочна, потому что год 1846=7354 лету от Адама
Продолжение следует
Комментариев пока нет