В 2020 году началось празднование в отечественной конфессиональной и светской среде 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума — знаменитого деятеля древлеправославия и выдающегося русского писателя. Празднование юбилейной даты было реализовано, в основном, в разных регионах страны и за ее пределами в 2021 году, но нашло продолжение в 2022 году организацией выставки под названием «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция открылась 28 февраля в Московском государственном объединенном музее-заповеднике. В ее организации приняли участие Департамент культуры г. Москвы и Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный Исторический музей и другие музеи, частные коллекционеры.
Автором концепции и куратором знакового для культурного пространства Москвы выставочного проекта выступила признанный лидер разностороннего изучения истории и культуры старообрядчества в нашей стране, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ Е. М. Юхименко. Обширный комплекс разнообразных материалов для формирования выставки и освещения ее содержания дополнил и подробный каталог, подготовленный под редакцией и весомом творческом участии самой Елены Михайловны. Именно знакомство с этим превосходным изданием и побудило меня поделиться своими впечатлениями от содержания тома после его подробного изучения.
Мне известно немало подобных изданий, вышедших из-под пера Елены Юхименко, но выполненный на высоком издательском и полиграфическом уровне каталог «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества», думается, сконцентрировал весь ее научный потенциал и незаурядный талант разностороннего специалиста в наглядном представлении конгломерата документов и артефактов, составляющих основу разработанной концепции их экспонирования. Отрадно, что автор сделала изучение каталога увлекательным занятием не только для маститых и искушенных в старообрядческой тематике ученых и музейных работников, на и для всех тех, кто целенаправленно изучает все проявления русской православной культуры, стремится самостоятельно постичь тайну старой веры.
Несомненным новшеством и приоритетом концепции выставки, а также сопутствующего ей каталога явилась «персонификация» исторического пути старообрядчества. Через показ роли отдельных личностей в 400-летней истории становления староверия, их вклада в утверждение духовных ценностей вероучения, в созидание в народном сознаний правды веры предков приходит, по замыслу Е. М. Юхименко, понимание источника нравственной силы приверженцев старообрядчества. Их же колоссальный вклад в развитие традиционной культуры, в строительство экономического потенциала России показаны автором во всем многообразии ранее известной и вновь выявленной информации многочисленных исторических источников.
Каталог дает достаточно полное представление об 330 предметах, составивших по выбору Елены Михайловны экспозиционный ряд. Каждый из них представлен в виде высококачественной иллюстрации и подробной сопроводительной аннотации. Научный редактор издания выступила при этом и в качестве автора: более трети описаний экспонатов выполнены самой Е. М. Юхименко или в соавторстве с их музейными хранителями и владельцами- коллекционерами. Познавательная и научная ценность датировок экспонатов, описаний книг и изобразительных материалов дополнены сведениями о бытовании предметов, провенансе памятников, что само по себе представляется весьма ценным. Структуре экспозиции соответствуют шесть отдельных глав текста, которым предпослано обширное введение, раскрывающее концепцию выставки, написанное ее куратором, научным редактором, составителем и автором каталога Еленой Юхименко.
Ожидаемо, что в центр истории раскола русского православия помещена выдающаяся личность первоучителя — протопопа Аввакума. На редчайших документальных памятниках, книгах и артефактах (иконах, предметах церковного и бытового обихода) прослежены этапы его многострадального жизненного пути стойкого мученика за веру. Представлены и первое из известных иконных изображений Аввакума рубежа XVII-XVIII вв. из Хлудовского собрания (ныне ГИМ) и подлинники его автографов — писем к своим сторонникам из собраний РГАДА, ГИМ.
Возникновение сообществ последователей учения протопопа Аввакума (Соловецкий монастырь, Выго — Лексинское поморское общежительство), их судьба гонимых властями раскольников изложены и проиллюстрированы на уникальных изобразительных и документальных материалах из музейных и частных собраний.
Крайне важным представляется для Е. М. Юхименко показать глубинную связь старообрядчества с народными корнями, с наиболее значительными достижениями экономического, социального и культурного развития России. Крестьянство стало той социальной средой, в которой старообрядчество нашло не только опору своего духовного мировоззрения, но и весомую финансово- экономическую основу своего существования в обществе. Ведь в XIX веке стойкая деловая активность привела к сосредоточению в распоряжении выходцев из их среды значительных ресурсов для вложения в сферу материального производства.
Отмечу, что в книге впервые опубликована портретная галерея старообрядцев — выдающихся деятелей российской промышленности и торговли из фондов ГИМ, о которой Елена Михайловна упомянула так: «Находка в фондах ГИМ значительной части данной галереи является, пожалуй, самой большой удачей настоящей выставки». Эти портреты позволяют увидеть облик ревнителей древнего благочестия прошлого, ощутить всю глубину их внутреннего мира. Но не менее ценными, на мой взгляд, можно считать и документальные и материальные свидетельства производственной, меценатской и благотворительной деятельности предпринимателей из старообрядческой среды.
Обращают внимание впервые вводимые в широкий научный оборот крупные комплексы материалов из истории старообрядческих общин подмосковного села Коломенского и Преображенского богаделенного дома в Москве. Изображения староверов из дореволюционной крестьянской среды, редкие портреты наставников беспоповских и священнослужителей поповских общин приверженцев старой веры, изображения предметов их личного благочестия и обихода составляют уникальный визуальный ряд выставочного каталога.
Повествуя о современном состоянии старообрядчества, их общин на всей территории страны, Елена Михайловна не могла не не упомянуть об Агафье Лыковой — таежной отшельнице, сохранившей древнюю традицию удаления от мира ради уединенной молитвы о спасении души. Документальные свидетельства о судьбах приверженцев старообрядчества в XX веке, поступившие на экспонирование из архивов Митрополии РПСЦ и частных собраний, вошедшие в заключительную главу каталога, дают наглядное представление о стойкой приверженности староверов своим духовным и нравственным ценностям. Старообрядческий менталитет позволил им сохранить в наше время и богослужение, и книги, и иконы, и традиционный бытовой уклад.
Читатель может в полной мере удостовериться, что предлагаемая ему книга является великолепно реализованным просветительским проектом, во многом предвосхищающим будущие направления и собственных исследований заслуженного работника культуры РФ Е. М. Юхименко, и изучения другими учеными истории и культуры старообрядчества.
Автор: В. А Любартович, заслуженный работник высшей школы РФ
Комментариев пока нет