Публикуем приложение к ответам Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви на первую группу вопросов Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Отречение от беспоповщины
Аз, имя рек, от безпоповщины всею душею моею приступаю ко истинней Православней вере, Единыя Святыя Соборныя и Апостольския Церкви. Прежде же всего отвращаюся и отрицаюся всякаго неподобнаго еретическаго мудрования, и глаголю сице: Вси еретицы, раскольницы и раздорницы, осужденныя на седми Вселенских и Поместных святых соборех, и отвергнутая святыми отцы, да будут анафема.
Вси, учащии супротив Писания, будто не вечно священство Христово и баснословящии яко не бысть ныне в Церкви священниц законных, да будут анафема.
Вси отвергающии законность Христова священства на священных лицах, обращающихся от ереси втораго и третьяго чина, да будут анафема.
Вси, хулящии Страшная и Святая Тайны и прочая таинства церковная, установленная ко освящению чад Церкви Христовой, зле лжуще, яко несть онех ныне, да будут анафема.
Вси, клевещущии на спасительную тайну помазания Святым Миром, нарицая ея антихристовой печатию, да будут анафема.
Вси, не право учащии о кончине мира и об антихристе, будто не чувственен он и будто от времен Никона патриарха уже в мире есть, и царствует мысленно, сиречь духовно, да будут анафема.
Вси, безбожно учащии о тайне супружества, яко не быти ей ныне и посему воспрещающии християном в законыи брак вступати, и жен от мужей разлучающии, да будут анафема.
Вси провозглашающии якобы и кроме благодатных таинств, можно подвигами своими спастися, да будут анафема.
Вси, простецы, иже без страха Божия самозванно присвояющии себе честь священническую, и дерзающии свершати требы и чинопоследования церковная, и ложно мнящии себе пастырями святаго стада Христова, да будут анафема.
Вси, отрецающии нужду в законнем священстве и учащая будто и без оного возможно спастись человеку, да будут анафема.
Всякое ложное показание на Святую Соборную и Апостольскую Церковь писанием и неправая безпоповских соборищ уложения и статии, прелагающия богодухновенная словеса по своему кривосказательному мудрованию, да будут анафема.
Вси, разрушающии Апостольская правила, и второе крестящии право крещенных, да будут анафема.
Вси, измысливающии невежественныя и неправыя обычаи и законы, противныя Преданию Церковному и не завещанныя нам от древле бывших святых отец, да будут анафема.
Вси, хулящии Церковь Христову и иерейство Ея за несоблюдение и неверие баснословным самоизмышленным догматам, и вси клянущии Церковь, нарекая оную антихристовой, да будут анафема.
Вси, почитающии самоубивц-самосоженцев аки святых и безумство онех и малодушие за подвиг веры, и вси учащии последовати таковому безбожию, да будут анафема.
Вся прочия иныя, явленныя и неявленныя ереси, и всех ереси начальников, и безбожию поучающихся и всех единомудрствующих им поборниц, и последующих им, и хвалящих их: всех сих отрицаюся и отметаюся, да будут оныи вси анафема, аз же причитаюся ко Христу.
Постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви 2012 г. относительно чина довершения таинства св. крещения
4. «Согласно учению Древлеправославной Церкви о таинстве крещения, изложенному в Большом Катехизисе, крещением являются
словеса ими же Господь повеле крестити, сиречь, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы божественными, и силою их крещение кончается и совершенно бывает. Аще и прочая глаголы при крещении глаголемии от священника, в благолепное украшение и наказание бывают, сия же три в видотворение и содеяние крещения суть, да сими всездравственно и благосовершенно крещение бывает (Лаврентий Зизаний. Большой Катехизис. М.: Печатный двор, 1627 г. Л. 364 об.-365)
Таким образом, Церковь засвидетельствовала, что все чинопоследование таинства крещения, предшествующее непосредственному погружению крещаемого в воду, имеет лишь предуготовительное значение, благоукрашая само таинство и располагая крещаемого к более осмысленному и прочувствованному принятию оного.
При довершении крещения (совершенного мирянином) таинством миропомазания над довершаемым, по сложившемуся у нас обычаю, совершается и все, предваряющее погружение в воду, чинопоследование. Само же погружение (как совершенное ранее) не совершается, но довершаемый лишь бывает поставляем в купель (или специально приспособленный для этого некий сосуд, или емкость, или таз) с освященной водой без произнесения совершительных слов крещения.
Однако в церковной практике нередко возникают случаи, когда лица, желающие присоединиться к Церкви от беспоповских согласий или согласий, приемлющих Белокриницкую иерархию, удерживаются от осуществления своего желания тем, что соблазняются бывающим при довершении поставлением присоединяющегося в купель, ошибочно считая данное действие повторным крещением. Подобные случаи часто встречаются, например, в древлеправославных приходах Республики Румыния.
Весь Освященный Собор, желая скорейшим образом устранить всякое препятствие к соединению с Церковью названных лиц и приобрести души их для Царства Небесного, исходя из вышеизложенного церковного учения о таинстве крещения, считает необходимым разъяснить, что при довершении крещения, совершенного мирянином, в случае возникновения вышеуказанного или какого-либо иного препятствий к совершению предуготовительного чинопоследования, священник вправе опустить предшествующие моменту погружения молитвы и действия, а также опустить обычай поставления присоединяющегося в купель с водой.
Данная церковная позиция подкрепляется и следующими каноническими правилами:
Правило св. Никифора Исповедника с толкованием:
Подобает не крещенныя младенцы аще обрящется некто не сущу иерею крестити, крестит и свой отец, или каков либо человек христианин несть греха. Толк… Недугом удержан, приближився уже умрети детищ, аще троическим точию погружением, иерей страхом, еже не предвосхититися совершит, не потреба ему по сих и молитв яже оставишася и определения возъисполнити (Константин Севаст Арменополь. Собрание божественных и священных правил, Балахна, 1908г. Л. 24);
Св. Василий Великий в 1-м своем правиле законоположил:
Крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо… Ибо я опасаюся, что бы нам тогда, как хощему держати их от поспешнаго крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства. Аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазуемыот верных, и тако приступали к таинствам;
Канонический Вопрос-ответ Тимофея Александрийского:
Вопрос. Почто обращающияся еретики к соборной церкви не покрещеваем; Ответ. Аще бы се было небыся человек скоро обращал от ереси покрещения стыдяся, обаче и возложением руку презвитерску и молитвою весть приходит Дух Святый, якоже свидетельствуют деяниа святых апостол (Кормчая. Гл. 61. Л. 606).
Град Москва
Лета 7522-го декабря месяца 10-го (23-го) дня
На память св. мученик Мины, Ермогена и Еграфа
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Епископ Сибирский СЕРГИЙ
ЕпископНижневолжский САВИН
Протоиерей и представитель
Преосвященного Иакова, епископа
Сионского и Западноевропейского
ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Украинский НИКОЛА
Комментариев пока нет