9 февраля 2023 года стало известно, что в городе Боровске Калужской области в возрасте 67 лет умер Виктор Иванович Осипов, выдающийся общественный и научный деятель, бывший директор Боровского историко-краеведческого музея, бывший председатель общины Введенского старообрядческого храма г. Боровска, один из организаторов строительства часовни боярыни Морозовой в г. Боровске, организатор научно-общественных конференций «Старообрядчество: история, культура, современность».
Наличие в нашей старообрядческой Церкви этого крепкого, доброго, веселого и надежного человека всегда вселяло какую-то уверенность. Он был тем человеком, о которых говорят: «за ним — как за каменной стеной». А после вести о его смерти сразу возникло чувство какой-то невосполнимой пустоты. Таких людей среди нас уже нет, и вряд ли в наше время они появятся.
11 февраля 2023 года, суббота. Едем в Боровск на отпевание Виктора Ивановича Осипова.
Боровск — исторический город в Калужской области, связанный с жизнью и подвигом преподобного Пафнутия Боровского, основавшего недалеко от него монастырь. В этом монастыре в свое время содержался в заключении протопоп Аввакум, в Боровске пострадала до смерти боярыня Морозова.
Виктор Иванович Осипов, как ученый и общественный деятель, немало приложил трудов для того, чтобы сохранить неповторимый исторический вид города Боровска, его достопримечательные здания.
Введенский старообрядческий храм был полон, присутствовали не только боровские прихожане, но было много гостей. Гроб с телом уже стоял в храме.
Хотя до революции большинство населения г. Боровска были старообрядцами, и сейчас людей старообрядческого происхождения, зачастую и крещенных священниками РПСЦ, в Боровске много, но реально община возвращенного в 1989 году старообрядцам храма была небольшой и очень ограниченной в средствах. Здание огромного кирпичного храма было в плохом состоянии. Поэтому Виктору Ивановичу Осипову, который с 2002 по 2016 годы был председателем Боровской старообрядческой общины РПСЦ, пришлось приложить очень много трудов для приведения основного здания храма в достойный вид.
По просьбе дочери Виктора Ивановича, Анны, и по благословению настоятеля храма о. Артемона Шендригайлова, отпевание совершал о. Иоанн Курбацкий из Калуги. При этом сам о. Артемон пел на клиросе вместе с певчими, среди которых были как местные прихожане, так и певчие из Москвы и Калуги.
Среди гостей были такие известные деятели РПСЦ, как архивист Митрополии, историк Виктор Боченков, историк Роман Майоров, сотрудник Митрополии Сергей Кокорин и многие другие.
При этом все присутствовали как частные лица, официального представителя от Митрополии не было.
Приехал и видный историк и краевед, исследователь старообрядчества Сергей Михайлов, который потом написал: «съездил в Боровск, проводить в последний путь замечательного Человека, Подвижника, Виктора Ивановича Осипова. Он из тех людей, на ком все еще держится наша самобытность, да и вся наша страна. И таких людей все меньше и меньше, а, как говорится, „таких уже не делают“, причем не делают очень давно. <…> Целая эпоха изучения старообрядчества ушла вместе с ним. Заменить такого человека некем».
После отпевания гроб вынесли на улицу. Очень холодный, промозглый ветер, серое небо. Поется заупокойная лития: «ему же провожание творим», очень холодно стоять без шапки.
Потом гроб повезли на историческое «записное» старообрядческое кладбище Боровска. Часть провожающих отправилась туда на машинах, часть — на заказанном автобусе.
На старообрядческом кладбище сохранилось немало старинных купеческих надгробий, но оно до недавнего времени пребывало в запущенном состоянии, заросло кустами и деревьями. Во многом именно стараниями Виктора Ивановича это кладбище было приведено в порядок. А вот теперь здесь хоронят и его.
Кладбище на высоком холме, отсюда виден город. Низкие серые облака, дует сильный холодный ветер. Земля вокруг выкопанной могилы замерзла.
Певчие поют заупокойную литию: «Ему же погребение творим, вечная память». О. Иоанн Курбацкий совершает положенные молитвы, кадит, ветер тут же уносит кадильный дым. Рядом стоит о. Артемон Шендригайлов.
Читается молитва разрешения от грехов над гробом умершего.
Рядом стоит вдова, Алла Ивановна Осипова, бывшая верным другом и единомышленником Виктору Ивановичу, дети и внуки.
Гроб опускают в могилу и священник о. Иоанн Курбацкий бросает первую горсть земли со словами, которые веками звучат при погребении православных людей: «господняя земля, и исполнение ея».
После погребения о. Иоанн в надгробном слове сказал, что, мы хороним великого человека и что, к сожалению, Виктор Иванович, так много сделавший для Боровска и Калужского края, так и не стал почетным гражданином Боровска, но, возможно, станет «почетным гражданином» Царствия Небесного.
О. Артемон и С. Кокорин вспомнили об огромном вкладе Осипова в дело строительства часовни боярыни Морозовой в г. Боровске.
Я в своем выступлении упомянул о значении конференций «Старообрядчество: история, культура и современность», инициатором и бессменным организатором которых был Виктор Иванович Осипов. Всего этих конференций было 13, а последняя прошла в 2019 году под председательством Виктора Ивановича. Они сыграли огромную роль в разоблачении внедрявшейся веками никонианской «миссионерской» клеветы на старообрядчество, способствовали реабилитации старообрядчества, изменения отношения к нему в лучшую сторону в научных кругах и в обществе в целом. И визит Президента России В. В. Путина на Рогожское, состоявшийся в 2017 году, подтверждает это.
Поминки состоялись в кафе «Дружба» в центре Боровска. Было человек сто, три четверти из них — это ученые, краеведы, экскурсоводы, общественники Боровска и Калужского края.
Все выступающие с огромным уважением вспоминали Виктора Ивановича Осипова как веселого, строгого и справедливого человека, надежного товарища, хорошего организатора, который смог провести в жизнь многие инициативы. Общее мнение — от нас ушел выдающийся человек.
Доктор наук, исследователь старообрядчества А. А. Пригарин сказал, что научные друзья Виктора Ивановича, исследователи старообрядчества называли себя «осиповским согласием».
Выступающие отмечали, что Виктор Иванович Осипов был инициатором и организатором множества историко-культурных и краеведческих начинаний в Калужском регионе — конференций, выставок, изданий книг.
«Как было обидно, когда такого известного деятеля, заслуженного человека, автора научных трудов изгнали из краеведческого музея на мелкие, не соответствующие его масштабу должности, — с горечью отметила одна из выступавших. — Но Виктор Иванович принимал эти испытания со смирением».
Выступавшие говорили, что после ухода из краеведческого музея Виктор Иванович работал в музее К. Э. Циолковского в Боровске и стал глубоким знатоком жизни и творчества этого самобытного русского мыслителя и изобретателя.
Открытием для меня стало, что Виктор Иванович служил в военно-морском флоте в звании мичмана, был специалистом по ракетно-артиллерийской части. Был активистом Морского общества в Калуге. Несмотря на то, что туда принимали только офицеров, для Виктора Ивановича, в силу особых заслуг, было сделано исключение.
Интересным было высказывание бывшей учительницы, а ныне экскурсовода по Боровску: «Когда на экскурсии мы рассказываем о протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой, люди плачут». В заключение своей речи она сделала неожиданный вывод: «Не надо слишком глубоко погружаться в тему старообрядчества, иначе можно стать старообрядцем».
На обратной дороге посмотрели часовню боярыни Морозовой, построенную недалеко от места ее мученической кончины. Сейчас часовня стала неотъемлемой частью Боровска, одной из его достопримечательностей. Однако процесс ее строительства, который начался с 1996 года и завершился в 2006 году, был долгим и мучительным. Крайне сложно было оформить необходимые документы. Денег у боровских старообрядцев, да и у старообрядческой Церкви в целом тогда было очень мало, финансовой помощи извне тоже не поступало.
Лишь в 2000 году, когда на всероссийском Съезде старообрядцев РПСЦ был создан Комитет по строительству часовни в Боровске, дело сдвинулось с мертвой точки. Комитет возглавил первосвятитель РПСЦ м. Алимпий и настоятель Покровского собора на Рогожском о. Леонид Гусев. В состав комитета вошли опытные сотрудники старообрядческой Митрополии: бухгалтер Е. И. Милованова, хозяйственник С. В. Кокорин, сотрудник информационно-издательского отдела Е. Е. Елисеев. В. И. Осипов стал ответственным руководителем строительства.
При активном участии Виктора Ивановича был проведен конкурс на архитектурный проект, получены необходимые согласования, разработана документация, в сложных условиях проведены строительные работы. Скольких трудов стоило строительство часовни знают только те, кто принимал в нем участие.
Несомненно, часовня боярыни Морозовой — это так же памятник ее созидателям, в том числе и Виктору Ивановичу Осипову.
Елисей Елисеев, ныне извергнутый из сана на Соборе РПСЦ 2007 года и не признающий это извержение священник, в те годы был мирянином и активно помогал Виктору Ивановичу Осипову в строительстве часовни боярыни Морозовой в Боровске. Виктор Иванович на всю жизнь сохранил уважительное отношение к Елисею Елисееву, считал его извержение из сана пристрастным и несправедливым, и встречался с ним во время его приездов с Дальнего Востока в Москву.
Выезжая из Боровска, заехали в Пафнутьев-Боровский монастырь. С 1991 по 2005 год в подклети колокольни размещалась созданная Виктором Ивановичем Осиповым экспозиция краеведческого музея по истории монастыря, о пребывании в Боровске протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, об истории боровского старообрядчества. Особый интерес представляло помещение, в котором в свое время содержался протопоп Аввакум.
После перехода всех строений монастыря РПЦ музейная экспозиция была ликвидирована.
Но сегодня мы увидели, что в подклети колокольни действует созданный монастырем музей. Большая часть его экспонатов была посвящена средневековому периоду Пафнутьев-Боровского монастыря, но и пребывание протопопа Аввакума было освещено вполне объективно, и помещение, в котором был заточен священномученик, было доступно для осмотра. Виктор Иванович наверняка был бы рад, что его начинание все-таки не погибло.
Выходя из монастыря, вспомнили сколько экскурсий провел по Пафнутьев-Боровскому монастырю и городу Боровску Виктор Иванович Осипов во время приезда многочисленных старообрядческих паломнических групп. Он встречал епископов и священников РПСЦ, гостей праздника святых Жен-мироносиц на Рогожском, молодежные группы церковной молодежи. Всегда живой, увлеченный, влюбленный в боровский край и стремящийся поделиться своей любовью к малой родине.
Виктор Иванович Осипов свою жизнь посвятил Церкви и людям, Родине и родному краю.
В Писании сказано: «блаженны мертвые, умирающие в Господе; <…> они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13).
Будем молиться за Виктора Ивановича Осипова, вспоминать его жизнь и подражать его добрым делам.
Автор: Алексей Шишкин
Источник: staroobrad.ru
Комментариев пока нет