От редакции: 9 ноября исполняется 100 лет со дня трагической безвременной кончины епископа Михаила (Семенова). Статья «Святая капля (легенда). Будьте выше себя. К живой воде», опубликованная в одном из периодических изданий начала ХХ века, впервые размещается нами в сети интернет. Живая вода, как трактовал эту метафору епископ Михаил, — именно та, которая, как в сказке, возвращает к жизни, воскрешает, утверждая веру. Предназначение творчества, литературного в частности, он видел в том, чтобы оно служило человеку именно такой живой водой. Прекрасная статья о теории воспитания детей.
***
Святая капля (легенда). Будьте выше себя. К живой воде
Когда святая Дева с Младенцем бежала в Египет, рассказывает предание, она остановилась в одной пещере. Здесь принесли к ней голодного ребенка, который потерял мать. Богоматерь раскрыла свою святую грудь и поднесла к ней чужого ребенка… И он, почти умирающий, ожил от «святой Капли». При этом, когда святая Мать кормила его или Своего Божественного Сына, капля упала на пол, и весь пол стал белым, как молоко [1].
Прошли года… 30 лет. И вот на кресте трое… Христос и два разбойника. Один хуляше Его, глаголя: «Спаси Себя и нас». А другой остановил первого и говорил: «Мы терпим по делам своим, а Он страдает невинно». И сказал ему Господь: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Легенда недаром связала историю святой капли с повествованием Евангелия о «разбойнике благоразумном», который первый из людей взошел в отворенные Господом двери рая. Он потому и спасся, по взгляду народа, создавшего предание, что когда-то вкусил святую каплю, которая могла грязь темного пола сделать белой, как снег. Здесь глубокая и великая мысль. Действительно, никогда не пропадет ни одна мысль, ни одно слово, ни одно доброе движение. С каплей вошла в ребенка чистота святой воли, святой души Приснодевы — и вся тьма следующей жизни не погасила «святого луча». Он опозорил душу, он потонул в преступлении, а святое желание жило под сором, пеплом перегоревшей в грехах воли, и при первом призыве душа откликнулась.
Зачем я говорю об этом? Я хочу указать, как важно вкладывать хотя разрозненные, случайные святые впечатления в душу детей, как важно показывать им святое. Вам некогда думать о детях, вы ведете их изо дня в день в одних впечатлениях — грязновато-серых, тусклых, как будни. Но ради Бога, хоть иногда «святую каплю», немного яркого света. Откуда взять его? Поднимайтесь хоть усилиями воли, хоть с надрывом над собой морально и религиозно; сверкните хоть иногда перед детьми ярко-святым словом, ярко-хорошим делом. Это святая капля. Не лицемерьте, конечно, не лгите. Нет. Поднимитесь: для всех возможны минуты вдохновения. Пусть потом опять вниз. Все-таки не погаснет. Вкладывайте семена Евангельского добра: они вырастут и дадут плод сторицею. Пусть даже стужа жизни заморозит веру, убьет «святую каплю». Это будет сон — временное усыпление порыва к святой жизни, а не смерть.
Я убежден…
Ваш сын или дочь гибнут, но верю я, не могут погибнуть они, если в прошлом вы хоть раз, всего один раз ярким словом и Евангельским делом осветили их воображение, хоть раз сдернули завесу, скрывавшую добро, любовь, Царство Божие. Во всяком случае, несомненно, что для таких всегда есть надежда неожиданного «возстания из мертвых». Придет время, повеет теплом, грянет гроза и оттает капля и воскреснет мысль, слово… Снова встанет перед глазами царство Христа, Сион сверкающий. Нужно помнить, что ведь, кроме капли Матери Божией, есть еще капля Христовой крови. На разбойника и она брызнула, и она очистила его душу, чуть-чуть потянувшуюся за Христовой ризой. Для Бога нужно хоть немногое. Нужна маленькая искорка в душе; потом эту искру сумеет обратить в пламя «дуновением Духа Святого» Господь Бог. Ради Бога, только одну каплю, одно святое впечатление, не оставляйте совсем в сером тумане вашей всегдашней безблагодатной жизни, жизни без подвига, порыва, жертвы.
Но другой разбойник погиб… И, может быть, виновна только тоже какая-нибудь одна капля. Об одном ученом рассказывают такой факт: ученый взял какую-то старую книгу, лежавшую на полке десятки лет, раскрыл ее, и вот в книге оказалась маленькая змея. Через несколько минут он был трупом. Правда это или нет, не знаю, но знаю, что смерть часто лежит между страницами дурной книги. Каждое злое слово, нечистый рассказ в прочитанной книге может быть этой «злой каплей» и началом движения «в смерть». Может быть, это слово, растлевающая мысль пройдет даже, по-видимому внешне, незамеченной. Капля яду брошена: она будет в тишине души продолжать свою работу и разъедать душу.
А как мало берегут детей от такого отравления дурным примером, дурной книгой, развращающим рисунком. И дети гибнут. Я не предлагаю закона Гейнце [2]. Он мало поможет. Я желаю, чтобы людям был привит «антитоксин», который мог бы бороться с разлагающим ядом злых впечатлений, желаю, чтобы введено было в самый душевный их организм начало, убивающее смерть, данную в злой книге. Этот антитоксин, конечно, и есть «семена жизни», святая капля, данная в те редкие, но необходимые минуты, когда мы срываем завесу, за которой свет, добро, Бог. Однако, что же делать, если мы бессильны давать святое от себя, не можем ввести в душу детей ни мысли доброй, ни святого чувства. Что тогда? Тогда нужно искать иного сеятеля, сеять чужими семенами, воспитывать образами сильных святых людей, живых и почивших, вести детей в пантеон святых покойников, показать чужих людей, живших в правде, вести к источникам живой воды…
Иногда достаточно одной страницы, одного образа, чтобы вызвать спасительную тревогу совести, т. е. спасти. Один миссионер рассказывает следующее: «Я только что начал свою проповедь язычникам. Прошло, может быть, недели три, месяц. И вот однажды меня несли на носилках два носильщика из тех, которые еще совсем не имели случая слушать мою проповедь. Вдруг один из них упал и забился в агонии. Он, видимо, умирал. Мне было жалко его, особенно жалко того, что он умирал, не узнавши Христа. Но вот, я слышу, что он молится, и молится Распятому Христу, молится пламенно, свято. Я недоумевал, но, когда он умер, недоумение разрешилось: в руке умершего нашли страницу Евангелия, на языке того народа, выпавшую случайно из моей книги незадолго перед тем. Листок говорил о Христе и Его распятии».
Так взошло и принесло плод случайно брошенное семя. А мы можем его сеять осмотрительной и внимательной рукой. Ввести ребенка хоть на минуту в область святых впечатлений — это значит заложить навеки фундамент истинно человеческого мировоззрения. В одном либеральном, далеком от всяких церковно-христианских идей журнале, недавно печатался рассказ «Профессор Спирька» [3].
Двух детей воспитывают в обычной эгоистической морали семьи, готовят из них будущего карьериста и будущую женщину «света», но вот кучер Спиридон начинает их развивать иначе. Он рассказывает им об угоднике Паисии, мощи которого хранятся в Городищенском монастыре на Волге. Ему, угоднику, каждый год новые башмаки шьют, потому что он за год-то всех обойдет бедных, несчастных, всем поможет… Этот легендарный рассказ, по словам самого автора, пал на душу первым весенним дождем, вызывающим первую травку, благоуханную, хрупкую… освежил душу. Мало того, он переделал все миросозерцание обоих детей из сухо-эгоистического в любящее, христианское, такое же, как и угодника Паисия.
А это только случайный листок, выпавший из Евангелия… Что же сделало бы постоянное бдение над душой будущего человека, которое постоянно бы осеняло душу святыми образами, с той же любовью и верой, как «профессор Спирька». Побольше такого дождя, святых капель. Хорошо, но где искать эту живую воду? Источников ее много: литература, история, Библия, Евангелие, отраженное в человеческом творчестве, или Евангелие Христово… Дать ответ на этот вопрос и хотим мы в этой книжке.
Примечания:
[1]. Действительно, в пещере, которая считается убежищем Святой Семьи, пол молочно-белый. Эта белая масса из святой пещеры считается святыней и называется «молоком Богоматери». Прим. еп. Михаила.
[2]. Немецкий закон, требующий запрета развращающих книг, картин и т. п. Прим. еп. Михаила.
[3]. Имеется в виду рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка (1903 г.). Упоминается также в публикуемой далее статье «Религия в семье и школе».
Комментариев пока нет