В нашей стране 22 июня проходит день памяти, посвященный скорбным страницам Великой Отечественной Войны. В этом году эта дата совпадает с памятью свв. священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земле от безбожник пострадавших в XX веке. Сегодня гонения на религию и политические репрессии советского времени начинают забываться. Вместо покаяния перед пострадавшими появляются новые мифы, оправдывающие эти гонения и непосредственных гонителей.
«Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа…»
(«Память» Докукин В. И.)
Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод, разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, уничтожены были лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против политики своего государства. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных священнослужителей, миллионы крестьян, оказавшихся жертвами раскулачивания.
Были уничтожены маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели, артисты, художники, которые на самом деле были преданы Родине. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в лагеря, разбросанных по детским домам. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей.
На сайте «Русская вера» уже публиковался материал «Стёртые судьбы», посвященный репрессиям советской власти против народа, включая священнослужителей. Благодаря этой публикации автору статьи удалось узнать новые факты о жизни репрессированных людей, упомянутых в статье, а также узнать о родственниках репрессированных. Данная статья написана не с целью повествования о советском терроре и озвучивания имен жертв, а с целью дать возможность снова и снова задуматься каждому ныне живущему о тех страшных и трагических событиях в истории нашей страны.
Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить
Весьма горестным оказывается человеческое беспамятство, нежелание людей помнить о жертвах политических репрессий. К сожалению, такая патология существует и среди старообрядцев. Интересно, почему РПЦ всячески старается восстановить имена, память о людях, пострадавших во времена советского безбожия, в то время как среди старообрядцев этим занимаются единицы, и притом находятся те, кто готов им помешать, среди своих же, кстати! Ярые поклонники И. В. Сталина говорят о его победе в Великой Отечественной войне, но замалчивают о репрессиях, как будто и не был никто расстрелян, отправлен в лагеря. А лишь твердят о победе Сталина в войне. Но и тут они жестоко ошибаются, ибо войну выиграл не Сталин, а русский народ, полив своей кровью каждый метр от Москвы до Берлина…
Много можно сказать о сталинских репрессиях в Красной армии в конце 30-х. Известно, что они привели к истреблению значительной части командного состава и серьезному кадровому голоду в начале войны. А сколько жизней стоила стране политика умиротворения Гитлера? Почему, когда фашизм маршировал по Европе, немецкие войска скапливались у наших границ, советские вагоны с зерном, рудой непрекращаемым потоком шли в Третий рейх? Как всё это похоже на современные газовые торги с украинскими властями, ведущими откровенную войну с русским населением страны…
Вспомним последствия сталинского «предвидения» и требований «не поддаваться на провокации». Уже после «внезапного» нападения Германии, ранней осенью 1941 года в бой против наступавших гитлеровцев были брошены дивизии народного ополчения, то есть практически необученные и почти невооруженные москвичи в возрасте от 17 до 55 лет. 9 из 12 дивизий попали в окружение под Вязьмой, большинство ополченцев погибли или попали в плен. Такова была цена преступной предвоенной политики Джугашвили.
У современного человека будто пеленой загорожены глаза, пеленой, через которую невозможно увидеть никого, кроме «горячо любимого вождя народов». Но почему же мы не говорим о тех людях, которые действительно своим образом жизни, своими делами, подвигами достойны того, чтобы о них вспоминали изо дня в день? Почему на телевидении, в периодических изданиях, сети Интернет, в блогах кричат только о «великих» советских генсеках?
Это странное упование на Сталина, как на вождя, едва ли не «апостола», без которого якобы невозможна была победа в войне, граничит с махровой русофобией. Получается, что русский народ был не в состоянии выдвинуть из своих рядов каких-то других лидеров. Какая-то норманнская теория получается: не обойтись без «варяга» на русском царстве. Думается, что русский народ и без Сталина смог бы победить в войне. Не было бы Сталина, появились бы десятки, сотни других талантливых руководителей и военачальников, которые не только бы разгромили врага, но и сделали это с гораздо меньшими потерями для армии, народа и страны. И война, кстати, давала подобные примеры. Были генералы, не будем называть их имен, которые ради красных дат или по своей бездарности платили за победы или поражения сотнями тысяч солдатских жизней. Но были и другие, такие как маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, который не только блестяще проводил войсковые операции, но и, планируя их, тщательно берег солдат, став в конце войны их любимым полководцем.
7 мая на сайте «Русская вера» вышла статья Михаила Рыбина «Сталиногорский ГУЛАГ: судьба военнопленного», повествующая о судьбе солдата-старообрядца, попавшего из немецкого плена в советский концлагерь. Такая жизненная история не удивительна для того периода.
И прав автор, говоря о судьбе своего героя и пытаясь добиться его реабилитации. Однако же, находятся и противники этого, называя пленных предателями и изменниками. Хотя, как знать, что бы делали эти персонажи, если бы сами оказались на месте этого солдата, или на месте одного из членов его семьи… Кричали бы со своих «трибун» эти люди свое «против», если бы их отцов, матерей, детей увозили бы в неизвестность, сажали бы в ГУЛАГ, БЕЛБАЛТЛАГ, КАРГАПОЛЬЛАГ и в прочие «долины смерти» или пускали пулю в затылок? Нет, все было бы иначе, и говорили и делали бы совершенно другое.
Слава Богу, сейчас все-таки есть люди, которые дорожат памятью о своих репрессированных родственниках, друзьях, знакомых. Дочь расстрелянного в 1937 году священника с. Брынь (Калужская область) о. Григория Карпова — Татьяна Григорьевна Можарова (в девичестве — Карпова) — бережно хранит память о своем отце, делится своими воспоминаниями о тех страшных событиях. Но, к сожалению, большинству людей то ли от суеты, то ли от еще не искорененного страха, как то было в советский период (когда на детей ставили клеймо «сын, дочь „врага народа“»), не помнят и не берегут то, что осталось им от замученных властью предков. И по сей день «сидят, затаившись», боясь даже вспоминать о тех страшенных годах родственники ржевского писателя Василия Ивановича Иголкина, осужденного в 1937 году на 10 лет лагерей. Казалось бы, почему не возродить память о человеке, который во времена страшного безбожия создал детский кружок знаменного пения, и не спрятался, не затаился, когда его за это благое дело осудила власть. Этот человек внес большой вклад в историю старообрядчества города Ржева, однако его потомкам, наверное, не до этого…
А бывает, что страх, посеянный советским правительством, и по сей день живет в человеческих сердцах. Потомки невинно осужденных или убиенных боятся говорить о трагедии, постигшей их семью, вслух, боятся поделиться материалами о своих родственниках, потому что в них живет боязнь того, что все снова повторится. И порою кажется, что этот страх никогда не покинет их, уж насколько усердно он был посеян.
Сознание многих людей затуманено сталинизмом, который в настоящее время широко распространен. Затуманено до такой степени, что спеть дифирамб товарищу Сталину становится смыслом жизни, а безвинно уничтоженные наши сограждане забываются напрочь. Вместо хвалебных песней генсеку лучше помнить о тех наших предках, которые пострадали от этого самого генсека, ставить памятники репрессированным, устраивать конференции, говорить о них в периодических изданиях, и не только.
А все одно: призыв к тому, чтобы восстановить память о людях, безвинно пострадавших в дни сталинского террора, чтобы о них знали и помнили и наши потомки. Чтобы то, что постигло наш народ в период массовых политических репрессий, больше никогда не повторилось.
Комментариев пока нет