Предлагаем вниманию читателей статью игумена Кирилла (Сахарова) о перспективах восстановления евхаристического общения между старообрядцами и РПЦ.
***
Подвижки желательны, но они… бесполезны. Желательны для чего? Для торжества правды и уменьшения зла в мире. Бесполезны почему? Потому что «поезд» о-о-очень далеко ушел, два корабля в море очень далеко друг от друга отдалились, точнее один из них. Поясню. Решение о «снятии клятв» — это то, что давно лежало на поверхности, по крайней мере, с 1800 года, когда было учреждено единоверие. Давайте называть вещи своими именами, «снятие клятв» — это признание ошибки, оно, по определению, не может быть сногсшибательным прорывом. Как вещь правильная заслуживает одобрения, но не более того. «Мы вас больше не проклинаем» — «а мы никогда и не считали себя проклятыми, не принимали всерьез ваших анафем». Вот, собственно, и все. Важна, конечно, психологическая разгрузка, снижение напряженности в отношениях друг с другом. К тому же, стало увеличиваться, хотя и медленно, количество единоверческих приходов, в которых богослужения совершаются по старому обряду. Какие-то его элементы могут практиковаться и в обычных приходах, вплоть до появления двуобрядных.
Конечно, подвижек больше — можно вспомнить Юбилейный Поместный Собор 1988 года, на котором звучали некоторые дифирамбы в адрес старообрядцев. Еще и юбилейную конференцию, посвященную двухсотлетию единоверия в 2000 году. И служение ряда архиереев по старому обряду, и то, что мне, например, довелось служить по старому обряду во многих храмах столицы и в ряде регионов России и Украины, и даже в Прибалтике и Грузии, на Афоне и на Святой Земле. Это тоже подвижки, пусть и небольшие. В целом, однако, процесс идет медленно, катастрофически медленно. По многим причинам — и «честь мундира» не позволяет признать очевидное — богопротивность кровавых гонений на своих же братьев, «русских из русских», как писал покойный В. Распутин, и как любит повторять это митрополит Корнилий. Порой со стороны наследников гонителей встречается злоба и ненависть, прямо-таки какого-то инфернального характера. Некоторые из них и сейчас, по сути, гонят, создавая различные препятствия, например, не возвращая старообрядцам, построенные их предками храмы. Иногда раздаются призывы добродушных и доброжелательных людей: «давайте объединяться, главное — любовь!» «Давайте объединяться, мы же клятвы сняли и простили вас!», но это курам на смех, как говорится, ни в какие ворота не лезет.
И все-таки подвижки есть. Озвучу «ужасную вещь» — раскол на Украине и по причине Украины вообще в мировом православии — тоже подвижка, дай Бог, чтобы она была необратима. Ну, зачем нам нужны «первые по чести», предстоятели Константинополя — Стамбула, вот уже целое столетие являющиеся суперэкуменистами, полууниатами или без пяти минут папистами, членами масонских лож. Каноническое общение с перешедшими на новый папский календарь Поместными Церквами? По мне, так лучше со старостильниками навести мосты, разобравшись в их каноническом положении. А что касается «Нэньки», то очевидно, что все неисправимо западническое там либо вернулось в унию, либо ушло в расколы. У раскольников не за горами унионизм (если есть такое слово — в смысле униатское будущее), уже перешедший в ПЦУ митрополит Симеон проводит работу по переходу на новый стиль. Извечный русский вопрос, что делать? Вот допустим (фэнтези), наместник одной из Лавр начал бы открыто двуперстно креститься, носить лестовку и полумантию, использовать подручник, покровительствовать знаменному пению. При постригах в качестве духовного меча будет вручать новопостриженому иноку не четки, а лестовку. Осторожно будет вести разговоры на тему древнерусского благочестия. Если он авторитетен и успешен, то взрыв произойдет попозже, а если не будет обладать такими достоинствами, да еще и «наступит на хвост» какому-нибудь влиятельному брату, подвергнет его прещению — то пораньше. Уж тогда не только либералы ополчатся на «раскольников», но и такие православные фундаменталисты, как активисты сайта «Третий Рим» — мобилизуют весь массив антистарообрядческой фальшивой аргументации. А если предложить задуматься подавляющему большинству духовенства МП о каноническом достоинстве своего крещения через обливание или даже окропление? Каким тогда будет «наш ответ Чемберлену»? Так, что скорее всего, будет по-прежнему все лежать «во веки веком» как и было, без всяких фантазий и иллюзий. Сверхосторожно могу предположить: может к концу века сего возможно сближение консервативно-фундаменталистского крыла РПЦ, греческих и прочих старостильников со старообрядцами-поповцами. Само собой разумеется, с соблюдением всех канонических норм и в соответствии с Правдой Божией. Как это будет, представить затруднительно, даже невозможно, есть только смутные интуиции, опирающиеся на некоторые факты и наблюдения. Причин такого не впечатляющего масштаба «малого стада» много, с сотню точно можно сформулировать. Начните хотя бы служить пусть по новому обряду, но по полному Уставу. 99%, то есть практически никто, не смогут — «кишка тонка», «кольчужка коротка». А некоторые призывают: «Давайте объединяться», но 99,99% старообрядцев даже всерьез разговор об этом не поведут.
РДЦ де факто общение с РПЦ имеют, просто боятся себе в этом признаться. К присутствию на службе новообрядцев они относятся даже либеральнее единоверцев. К свтыне допускают, да и сами нет-нет да и появляются. То исть в сущности РДЦ абсолютно единоверческое исповедание и по происхождению, и по самовосприятию
Сон, конечно, в мартовскую ночь. Но…хороший сон.