В последние годы расширяется дискуссия о месте мирян в жизни Церкви, о роли церковной иерархии, о развитии гражданского общества и восстановлении народоправческих основ в государстве. Над некоторыми из этих вопросов на страницах газеты «Старообрядецъ» (редактор Сергей Владимирович Рудаков) размышляет предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов).
***
Глас народа и Церковь
Сегодня для старообрядцев наступила долгожданная свобода, нас не преследуют за веру и убеждения, нам надо пользоваться дарованной Богом свободой Церкви для апостольской проповеди, живя по заповедям Божиим. Однако в последнее время распространяется мнение о необходимости перемен в устройстве государства, можно услышать соответствующие призывы к народу и отдельно к мирянам Церкви Христовой.
Глас народа — глас Божий, но это утверждение справедливо только при условии, что глас подает народ Божий, то есть живущий по православным нормам, послушный гласу Церкви и ее канонам, согласующий свои действия с церковной иерархией, получая на них благословение. Если миряне живут по заповедям Церкви Христовой, а не по своей прихоти, то это помогает сохранить единство Церкви, не позволяет делить Ее единое тело на составные части: народ и священноначалие, — тогда все необходимые проблемы решаются совместно на Освященных Соборах в духе христианской любви и смирения.
Не вижу необходимости мирянам собираться отдельно от духовенства, так как все важные вопросы жизни нашей Церкви можно обсуждать и решать на Освященном Соборе, где присутствуют и миряне.
История Христовой Церкви зиждется на соборности, а не на демократии. Соборность Церкви, в богословском понимании, означает единство, целостность Церкви, единение всех ее членов под главою Церкви — Христом. По определению философа Платона, демократия — несправедливая власть большинства, власть толпы, когда, что кому вздумается, тот то и кричит (это образ сегодняшней сети Интернет).
Хочу напомнить, что народники в XIX веке считали революцию, то есть насильственное изменение политического строя, делом Божиим, которое может преобразовать мир. Родоначальниками народничества во второй половине XIX века были Герцен, Чернышевский и другие, которые, начав от так называемого «легального народничества», перешли к тайному революционному. Они, в частности, надеялись свои идеи насильственного захвата власти осуществить через старообрядцев. По мнению Герцена, «раскольники России» могли стать инициаторами народного протеста «против жестокого ярма царизма».
Лондонские революционеры верили, что «когда-нибудь от раскольничьей общины начнется народное движение, конечно национального и коммунистического характера, — писал Герцен, — оно охватит затем целые области и пойдет навстречу другому революционному движению, источником которого являются революционные идеи Европы».
С целью осуществления своих идей революционеры-народники пошли к старообрядцам, но при личном знакомстве их постигло разочарование.
Поняв устремление народников (Герцена, Кельсиева и других), старообрядцы отвернулись от их революционных предложений — совместно начать в России борьбу против власти. Народники увидели, что старообрядцы живут по заповедям Христа, Который никогда не призывал к насилию, а учил — будьте незлобивы, как дети, а в революционной действительности получалось — будьте как звери. Упования народников на преобразование через революцию сохранялись до 1917 года, когда революция показала свои кровавые зубы. Любые политические устремления зиждутся на стремлении устранить своих политических соперников и захватить власть.
Для политического деятеля, желающего прийти к власти через революцию, главное — это осуществление его идеи, при этом судьба страны и народа его, как правило, не интересует.
Православному человеку свойственно уповать не на насильственные революционные перемены, а на постепенные эволюционные, в первую очередь в своей душе, через освобождение от греха через покаяние. После осуществления в России революционных планов Герцена, Огарева, Маркса и им подобных, к власти в стране пришли воинствующие безбожники, насилием и кровью воплощая свои идеи о народном счастье. В свое время Ф. М. Достоевский пророчески писал: «Демократия в революции перерастает в правление тиранического меньшинства», что и произошло после 1917 года.
Все революционеры убеждали своих последователей видеть причину зла не в себе, а во внешних формах жизни и в окружающих обстоятельствах, и пути преодоления зла у них не были связаны ни с личным совершенствованием через покаяние, ни с борьбой с грехами.
Н. В. Гоголь говорил, что «реформами и революцией нельзя поправить мир, потому что брожение внутри человека не исправляется внешними реформами». На святой Руси главное дело всегда было молитва и пост, ради спасения души, осуществление заповедей Христа в собственной жизни. Мы знаем: когда в напастях и бедах Россия молилась, то она спасалась Божией помощью.
Протопоп Аввакум, боярыня Морозова и все послераскольные старообрядцы подвергались жестокому насилию и гонениям, но никогда не отвечали призывом к ответному насилию. Это отмечает писатель А. И. Солженицын. Они в духе смирения и терпения молились за ненавидящих и обидящих, как учил Своих последователей Христос. Так что, напрасно некоторые называют протопопа Аввакума и его сподвижников революционерами, это искажение исторических фактов. Истинными революционерами, то есть злыми насильниками, были патриарх Никон, царь Алексей Михайлович и продолжатель начатой ими революционной ломки — Петр I, а Аввакум и его сподвижники явились жертвами этих революционеров.
Пережив в России трагедию насильственного изменения власти социалистами и коммунистами, мы ясно видим, что они пытались устроить Царство Божие на Земле без Бога и насадить любовь между людьми без Христа. Мыслители XX века, видя плоды революции, писали, что революция имеет длину и ширину, но не имеет глубины и высоты. Любые революционеры призывают надеяться на лучшее «завтра», а затем обманом переводят надежды на «послезавтра». Как писал апостол Петр: «Они обещают свободу, будучи сами рабы тления» (2 Петр. 2, 19).
В мировой истории мы можем наблюдать, как за очередной волной-революцией идет контрреволюция, а там уже маячит новая революция. Как говорится: «Король умер — да здравствует король!»
Хотелось бы надеяться, что в XXI веке, увидев плоды революции в веке прошлом, мы освободимся от утопической революционной шелухи и направим нашу жизнь в колею вековых традиций, которые сохраняет Старообрядческая Православная Церковь. Сегодня народу России необходимо единство, чтобы справиться с духовной агрессией безбожного Запада. Это единство может основываться на возвращении к духовно-нравственным устоям, сложившимся на святой Руси. Единство в понимании своего прошлого необходимо для созидания настоящего и будущего России.
Все безбожное народовластие пыталось решать социальные проблемы без Христа, искало свободу духа, не связанную с самоограничением и страхом Божиим. Сегодня либералы и коммунисты, как в свое время народники, призывают к удовлетворению человеческих потребностей, которые в падшем человеке не имеют предела. О ненасытности человека замечательно написал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старуха, желавшая удовлетворения своих все возрастающих потребностей, оказалась у разбитого корыта, что мы видим и в судьбе коммунистической России в конце ХХ века.
Народничество, как и западный гуманизм и либерализм, несут на себе печать отказа от Бога и непризнания своей греховности, утверждая силой власть падшего человека, желая устроить рай на земле, вместо восстановления образа Божия в душе.
То есть пытаются сотворить благо, не отрекаясь от зла, хотя в Святом Писании (Пс. 33) указано: сначала «уклонись от зла» (то есть освободи от него свою душу), а потом «сотвори благо», а не наоборот. Борьба либералов за восхваляемую ими свободу человека, для них выше христианской морали и нравственности, а посему порождает в либеральном сообществе разврат и разнузданность. К сегодняшнему Западу можно отнести слова апостола Иакова: «Не лгите на истину, если у вас в сердцах горькая зависть и сварливость бесовская» (Иак. 3, 13).
Коммунисты и либералы сегодня призывают русский народ восстановить народовластие, свергнув «свору посредников-паразитов», по сути, призывают народ к новому бунту, как всегда «бессмысленному и беспощадному», то есть опять наступить на революционные грабли, которые очень больно ударили русский народ после 1917 года.
Идеи социализма и коммунизма зародились на Западе. Один из основных их источников есть католицизм, а вслед за ним и протестантизм, которые призывают к постоянной реформации всего общественного строя, в частности Церкви, к обновлению ее форм, догматов, преданий, и, как следствие, к разрушению православной веры.
Народники, а затем коммунисты и прозападные либералы, по сути, безрелигиозны, поэтому ненавидят православную Россию. Для либералов всякая сильная власть всегда будет врагом, поскольку их идеал — толерантность (то есть терпимость без границ ко всему и во всем), которая порождает в обществе разделение, смуту, анархию.
Да, любое государство есть аппарат насилия, но без него может наступить адская анархия. Трагедия слабого государства в том, что оно бессильно, когда надо защитить себя и своих граждан (как это было в Смутное время начала XVII века на Руси).
Сегодня государство в организационном и правовом плане функционирует отдельно от Церкви, главное дело которой — спасать душу, направлять ее в Царство Небесное, напоминать человеку о нравственности, обличать неправду и грех, но и в то же время служить ближним, заботиться об их благе. Вспомним девиз старообрядцев Морозовых: «Благо России — наше благо». Причина трагедии послераскольной России в слиянии интересов Церкви и государства, то есть в неверно выстроенных их отношениях.
Государственная власть «носит меч» (Рим. 13, 4), то есть силой борется с преступниками закона, а Церковь призвана печаловаться о народе.
Ныне возрождается в России дух патриотизма, который, в православном понимании, заключает в себе любовь к земному Отечеству, молитвы о нем к Богу и стремление к Отечеству Небесному. Через призыв к святости вера во Христа делает сильным государство. Патриотизм — это еще и хранение традиций, в первую очередь православных, а также защита своего Отечества, что во все времена после раскола на Руси осуществляли старообрядцы — истинные русские патриоты. Призывая старообрядцев к политическим действиям, надо помнить, что в своей истории старообрядческая Церковь всегда была чужда политических игр, так как старообрядцы понимали, что в политике часто стираются грани между добром и злом, только православная мораль и законы Христа абсолютны и непреложны.
Дело Церкви — спасать души, а не заниматься политикой, однако, живя в мире, все же приходится соприкасаться с мирскими делами. Да, сегодня наша Церковь получает от государства небольшую материальную поддержку в виде субсидий и грантов, но при этом государство не выставляет Церкви никаких требований и обязательств, не требует оказывать ему «услуги» или идти на компромисс в духовных вопросах. Но если такие требования в дальнейшем могут появиться со стороны государства, то Церковь, конечно, откажется от материальной помощи на таких условиях.
Не стоит призывать Церковь заниматься созданием политической или экономической моделей государственного устройства, так как это отделяет Церковь от основной Ее заботы — призыва к очищению от грехов и лишает возможности остаться «солью земли». И община церковная, как часть Святой Соборной Апостольской Церкви, не должна ставить перед собой целью обогащение.
Приходилось слышать даже идею создания старообрядческого банка, однако она вовсе не православная, а скорее протестантская, и может заслонить главное дело человека на земле — спасение души.
Пророк Давыд говорит: «Сребра своего не даст в лихву, и мзды на неповинных не прият, творяи сея не подвижется во веки» (Пс. 14). Протопоп Аввакум писал: «Доброродие и слава века сего и богатство — все ничтоже, едино спасение души всего нужнее», и еще на эту тему: «Богатство ведет к сребролюбию. Недугует человеч род сим недугом необратимо». Собирание капиталов и стяжание ради наживы, обеспечения своих личных потребностей всегда осуждались старообрядцами.
Старообрядческие мыслители осуждали стремление человека к деньгам, так и Арсений Уральский писал: «Если не прогневается Бог и Его ярость на нас, то все, что нам нужно, подаст в полном изобилии… Излишние деньги только бесят человека, а потому нужно бояться их, а не желать. Добрые дела дороже…»
Жизнь человека не зависит от обилия его имения, говорит Святое Писание (Лк. 12, 15), так что не будем уповать на материальные блага, а станем просить от Господа подать нам то, что нам необходимо ко спасению души и укреплению нашей Церкви. Социалистический эксперимент устройства рая на земле и отхода от религии, проведенный материалистами, закончился крахом, потому что жизнь может быть совершенной только в Царствии Божиим — нашем Небесном Отечестве, и дом, не основанный на камне истинной веры, обречен на разрушение.
К сожалению, этот печальный урок не желают усвоить либералы в XXI веке. Они продолжают стремиться к свободе падшего человека, которая раскрепощает темную греховную силу. Сегодня безбожный либерализм в России не менее опасная и соблазнительная сила, чем идея коммунизма прошлого века.
И если русский народ откажется от сохранения Истины в нашем богоизбранном Отечестве, то Россия может потерять свою историческую миссию в веках. Да не будет сего!
Митрополит Корнилий Московский и всея Руси
Nikolaii вчера
Сразу провокаторы критиканы набежали.
А в чём по вашему заключается провокация?
Сразу провокаторы критиканы набежали.
Николае, во-первых, не все комментаторы — «критиканы», во-вторых, точнее, не «провокаторы», а либерал-демократы, считающие вместе со «вселенским старообрядцем», что народная толпа может принимать государственные решения. «Поганомыслящие» не поняли ЧТО сказал митрополит и его слова по Писанию.
изрядьно отъвештаниэ вселеньскому и прочьнимъ единако поганомысльнымъ.
Видимо текст Корнилию писали в Кремле.
«Сегодня народу России необходимо единство, чтобы справиться с духовной агрессией безбожного Запада. »
Обычное бла бла бла. Такое же как с экранов кремлёвских пропагандистов. Запад имеет больше духовности чем грязная Россия утопающая в горах мусора, разврата, пьянства, наркомании, блуда, разлагаемая от коррупции и лжи. Промолчал бы о Западе. Вам еще поучиться у запада, стереотипные рабы, поклонники ереси третьего Рима.
Третий рим не ересь, а богословский и исторический факт. И Запад не имеет больше духовности чем Россия, оба «хороши» и Запад и Россия.
Все бы хорошо, если бы это не писал бывший коммунист. Который даже не покаялся за это. Не тайно, а явно.
По кремлёвский так и с ловкостью смешивает религию с политикой, намекая верующим, что против Путина нужно молчать. Путин духовный, а все кто против него и власти это «безбожные либералы запада».
И что Вы нападаете на Предстоятеля? Ну не пишут первые лица доклады и выступления — в лучшем случае иногда внесут правки в текст, подготовленный помощниками и референтами. а уж те должны нос по ветру держать.
Z. Et tu, Brute?