Несмотря на то, что основные требования поста изложены в любом церковном календаре, у верующих и неверующих возникают самые разные вопросы по этой теме. Сегодня на вопросы редакции сайта «Русская вера» отвечают старообрядческие священники о. Иоанн Курбацкий и о. Иоанн Севастьянов.
Иерей Иоанн Курбацкий:
Церковь готовит христиан к Великому посту за несколько недель до его начала особыми службами, песнопениями, евангельскими и апостольскими чтениями, проповедями пастырей. А также и особым уставом о пище. Хорошо заранее начать читать святоотеческие поучения о посте и борьбе со страстями. Хорошо запланировать и назначить себе ежедневное молитвенное правило и ежедневное чтение на весь Великий пост.
Главное условие для вступления в пост дано в Евангелии.
Если прощаете людям согрешения, простит вам и Отец ваш Небесныи согрешения ваша (Мф. 6:14).
Это абсолютное условие прощения наших грехов. Бог не требует умерщвления плоти, сверхъестественных дел, но требует простить. Простить не значит просто сказать: «Прости» — «Бог простит». Но действительно в сердце простить и из сердца изгладить всякую месть, злобу. И самому испросить прощения.
Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. д. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь.
Преподобный Ефрем Сирин так и сказал:
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя.
У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник.
Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник. На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться.
Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди.
Иерей Иоанн Севастьянов:
Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру.
В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке.
В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково.
Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца.
Иерей Иоанн Курбацкий:
Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост.
Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т.п.
На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве.
Авва Исаак сказал:
Как здоровое зрение стремится к свету, так и пост, если он с рассуждением, стремится к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом.
Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью.
Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение.
Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил.
Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал.
А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста.
Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше. И делает так, сколько бы раз ни упал.
Авва Моисей сказал:
В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд.
Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! «Потерпим Господа» (Ср.Пс.26:14), покажем Ему наше искреннее произволение, будем просить у Него помощи! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать.
Иерей Иоанн Севастьянов:
Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду.
Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища (даже без чая). Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда.
Иерей Иоанн Курбацкий:
Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит:
«Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах».
Пост не должен пройти впустую, т.е. мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» (канон в неделю Сыропустную).
Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу.
Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12) особенно применимы к периоду поста.
Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу. Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. сетей, форумов и т.п. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений.
Мы окружены постоянным шумом (информационным, музыкальным и т.п.) на работе, в транспорте, везде. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других. Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение».
Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений (не говоря уж об игрушках). А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего.
Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов (определить, что и сколько), милостыня (помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение.
Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании. Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу.
Иерей Иоанн Севастьянов:
Мне очень понравился рассказ наших батюшек, которые ездили к христианам в Уганду. В этой беднейшей стране христиане постятся так: во время поста они кушают помидоры без соли, а на Пасху разговляются помидорами с солью. Вот это прекрасная иллюстрация правильного понимания поста.
Мне кажется, что главный принцип поста — это воздержание от того, что тебе привычно. Поэтому каждый человек сам себе заглядывает в сердце и отвечает, что для меня является проблемой в моей привязанности. И от этого воздерживается во время поста. Совесть — лучший контролер. Совесть обязательно подскажет, что именно нам нельзя делать в посту. Потому что для одного человека что-то может быть совершенно безобидным, а для кого-то это будет камнем преткновения. Те же книги, газеты, Интернет…
Поэтому постимся постом приятным, братие!
Спаси Христос!
«Потерпим Господа» — довожу перевод со старославянского: «Подождем (с терпением и надеждой) Господа».
Это я к чему — а вот к этому: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» (Матф.6:27)
ГИХСБПМГ
Хорошая статья. Вот только время у нас сейчас такое, что хотим мы это или нет 2-3 дня литер «Н» или «Х». Во все остальные дни в году литер «М».
А бороться со страстями надо искренне уверовав что это надо убрать и что взамен плод Духа. Но бывают иные истории. Одна была много лет назад. С блудейством боролся, однажды так решил что аж на полу корчился и всего трясло и взывал к Нему. И тут голос такой, громогласный аж мозги вышибает и говорит: «Я могу убрать то что ты не хочешь, но у тебя тогда не будет больше детей. Пока пусть будет так» и отходить начал, я спрашиваю «Кто ты ?», он говорит «Михаил» и исчез. Но в последствии действительно когда родилось чадо, все вдруг исчезло.
Вот такая забавная история.
Простите Христа Ради.
Очень познавательно и душеполезно. Спаси Христос, отцы честные!
Статья очень полезная и своевременная. Спаси Христос нашим отцам Иоаннам!)
Согласен!