Сегодня на страницах нашего сайта мы публикуем отрывки проповедей старообрядческого епископа Иннокентия (Усова), посвященные вопросам войны и мира.
Война, с церковно-религиозной точки зрения, есть не что иное, как одно из величайших, ужаснейших бедствий и наказаний, какие только постигают человечество по промыслу или попущению всеведущего Бога. Церковь в своих молитвах и творениях причисляет ее к разряду таких бедствий, как голод, моровое поветрие, землетрясение и т.п. А причина всех этих бедствий или, точнее, наказаний суть наши злые дела, наши грехи пред Богом.
Нужно не угашать отдельные припадки или проявления болезни, а лечить саму болезнь, уничтожая причину, ее производящую: тогда все припадки и проявления ее исчезнут сами собой. Так должно рассуждать и действовать относительно болезней человечества, одна из которых есть война, а причина, ее производящая, есть не другое что, как только наши злые дела, наше невоздержание и самолюбие, наше немилосердие, жестокосердие и ненависть друг к другу, наши семейные неурядицы и общественные расстройства, наши общерусские церковные нестроения, раздоры и гонения за веру и убеждения, наша леность к молитве и отчуждение от Бога и святых Его, доходящая у некоторых до открытого неверия и злобного кощунства и богохульства. Война и другие общенародные бедствия — необходимое, как бы естественное следствие этих причин. Примем же против этих причин и корней всех наших бедствий соответствующие меры и способы, раскаемся во всех своих грехах и беззакониях, и станем творить противоположные им добродетели, тогда и только тогда Бог отвратить от нас не только войны, но и все другие беды, несчастия и наказания. Хотя и предсказано, что войны до самого скончания мира, но если уничтожатся причины, их вызывающие, не станет и их самих. Бог предсказал чрез Своего пророка Иону, что чрез три дня Ниневия будет разрушена; однако, когда жители ее раскаялись в своих злых делах, Бог отложил Свой приговор, и Ниневия была спасена, осталась неразрушенной.
От чего люди, при всем своем желании и старании, не могут прекратить войн — этого ужаснейшего убийства самих себя? От того, что средства для этого употребляли и употребляют не те, какие следует. А средства употребляют не те потому, что причины войн ищут не там, где надо, и находят не те, которые их вызывают. Одни, думая, что причиной войн являются правительства или правители, насильно ниспровергали их, забывая, что войны начались раньше всяких правителей и правительств, и что где их нет, там, все равно войны ведутся и притом еще худшие, не международные, а междоусобные и постоянные, как, например, между дикими племенами Африки, Америки и Полинезии. Сами правители и правительства иногда также полагали, что в их власти воевать и навсегда прекратить войны, и потому заключали разные миры вечные, священные союзы, чтобы войны никогда не было; но как бы в опровержение такого мнения вскоре вынуждены были браться за оружие и воевать. Иные, считая причиной войн одни только международные недоразумения, заключали разные союзы, третейские суды и т.п., в надежде таким путем избегнуть всяких войн; но и это мало помогло делу. Некоторые, полагая, что войны происходят будто от того, что люди или, точнее, народы не боятся друг друга, стараются изобретать самые страшные орудия, самые злые вещества для истребления людей, и снабдить ими все народы, чтобы они боялись друг друга и не воевали бы. Это так же хорошо и дельно, как и то, что для того, чтобы не было драк, вооружить всех людей ножами и ружьями. На время оно, пожалуй, и удержат некоторых людей от драк, но при первом же столкновении может произойти не драка, а настоящая бойня, резня или еще хуже. Являются и такие, которые учат, что стоит только отказаться всем от военной службы, уничтожить всякое начальство и власть, и тогда войн никогда не будет, так как причиной их будто бы являются начальства гражданское и духовное, которым почему-то будто непременно хочется убивать людей.
Комментариев пока нет