С начала пандемии Covid-19 прошло почти два года. Первоначальные ожидания, что все закончится и вернется на круги своя, не оправдались. За это время из жизни ушло немало священников, причетников и мирян старообрядческих согласий. Нормальное существование некоторых общин находится под угрозой.
В 2020 году старообрядческие согласия по разному встретили эпидемию Covid-19. Было ожидание, что болезнь обойдет старообрядческие общины мимо или случится чудо, и старообрядцы не будут болеть, как «прочие еретики». Такие заявления звучали в 2020 году не только от мирян, но и от высокопоставленных церковных лиц. Однако, эти надежды не оправдались. Болезнь пришла и к староверам.
В первый год предпринимались разные меры по предотвращению распространения болезни.
Союз старообрядческих общин Древлеправославной Поморской Церкви Эстонии, например, в марте 2020 года рекомендовал воздержаться от проведения всех богослужений в храме на срок действия чрезвычайного положения в стране.
Руководство РДЦ призвало больных не посещать храмы на время карантина, а архиерейский Собор этого согласия даже разрешил онлайн-трансляцию богослужений.
В РПСЦ ограничились призывом чаще мыть руки.
Где-то больше, где-то меньше эти меры принесли свой результат. Наверное, первый год пандемии в старообрядчестве мог пройти и спокойней, но появилось немало прихожан, ставивших под сомнения существования вируса. Они отказывались надевать маски, больными приходили на общественные богослужения и становились источниками массового заражения.
Глава Всемирного Союза староверов Леонид Михайлович Севастьянов вместе со всей семьей тяжело переболел коронавирусом и предупреждал о серьезности новой инфекции, но был подвергнут демонизации со стороны антиковидных активистов в рядах староверия. Эти люди, несмотря на антикоронавирусную пропаганду и демонизацию главы Союза за его предупреждения о вероятности заражения Covid-19 в храмах, не понесли никаких последствий, ни канонических, ни уголовных.
В 2021 году ситуация ухудшилась. С одной стороны, появились более заразные и более смертоносные штаммы Covid-19, с другой стороны, к движениям «не верящих в вирус» и антимасочников добавилось движение антипрививочников. Вспышки инфекции все чаще возникали в общинах после церковных праздников и праздничных трапез. Многие заболевали и на местах своей светской работы.
По оценкам наших корреспондентов в некоторых общинах умерло до 10 % прихожан. Особенно трагично эта проблема затронула ядро общин, когда из жизни ушли самые активные прихожане, на которых держалась служба и вообще деятельность прихода. А поскольку общины старообрядческих согласий в основном немногочисленны, то эти случаи поставили под угрозу их нормальное существование. Скончалось немало клириков. За последний год-полтора в РПСЦ скончалось более 12 клириков, из них не меньше половины от Covid-19 или его последствий. Более точной информации, к сожалению, не имеется, статистики не ведется, а многие случаи таких заболеваний скрываются. Однако, учитывая малочисленность старообрядческого духовенства, эти потери являются на данный момент невосполнимыми.
Староверие встало лицом к лицу с рядом нерешенных вопросов:
Первое. Церковные институты не уделяют должное внимание проблемам, связанным с эпидемией. Верующие не получают должных разъяснений со стороны церковного руководства.
Второе. Продолжают множиться самые разные суеверия, касающиеся болезни, ношения масок и прививок. Пользуются огромной популярностью лжеученые мнения, из так называемой академии РАЕН, афонских «старцев» и зарубежных антипрививочных организаций.
Третье. Не просматриваются и даже не обсуждаются на серьезном уровне пути решения кадровых вопросов, связанных со стремительным выбыванием священства и части активных прихожан.
Четвертое. Сохраняется старая система финансирования приходов. В исчезающем малом их числе присутствует адекватная бухгалтерия, когда сотрудники имеют официальное трудоустройство и получают зарплату из общей кассы. Процветает оплата треб по схеме «из кармана в карман». Спонсорскими средствами распоряжаются по своему усмотрению настоятели. Не опубликованы расчетные счета общин. Но даже в случае их публикации, поступившие средства невозможно легализовать, так как отсутствует вышеуказанный бухгалтерский механизм.
Игнорировать дальше эти вопросы становиться невозможным. Они требуют немедленных и мужественных решений.
Автор: Археодонт Старозубов
В панику не надо впадать и людей не вводить разнося горячие новости о количестве умерших. Молимся.
Ба! И комментируют латиняне! Один я затесался в этот шалман.
Не все, у кого имя латиницей записано- латиняне. Я пытался при регистрации кириллицей записаться- сайт выдал «недопустимые символы».
Статья заказная. Примеры высосаны из пальца.
Только Донская и Кавказская епархия РПСЦ за последние полтора месяца потеряла трех священников: отца Иоанна Горшенина (упокоился 22 сентября), иерея Игоря Вершинина (4 октября), иерея Валерия Кириченко (17 октября). Летом там же, в Краснодаре, скончалась уставшица, на которой держалось все Богослужение
Именно. И с лукавством при этом. Потому и псевдонимная. Например, с самого начала, кроме призывов к мытью рук, в РПСЦ призывали также и воздерживаться от посещения богослужений при признаках заболевания. Почему-то об этом решили умолчать.
Не знаю, как в процентном соотношении, а настоятель одного из старообрядческих приходов отпел 15 человек умерших от ковида, а у соседей никониан в благочинии по 5 человек в неделю отпевают
Удивляюсь я, однако. Священство, клир, прихожане мрут, а наши пастыри словно воды в рот набрали. Вот на прошлый пяток в МО РФ коллегия была. Так там Шойгу сказал, что у него в ведомстве провакцинировано 1100 тысяч военнослужащих, а заболеваемость меньше чем среди гражданских в 48 ( сорок восемь) раз!!! Какие ещё аргументы нужны?
В Москве и Подмосковье 500 тысяч купили фальшивые сертификаты о вакцинации. База данных этих людей выложена хакерами в Интернет с их полными данными, адресами и пр. Сколько среди них старообрядцев, не задумывались? Наверняка не одна сотня. И что они будут лепетать на исповеди о своём вранье и сознательном распространении заразы?
Лепетать? Скажут честно и прямо- сохранили свое законное право на медицинскую неприкосновенность, которое пыталось отнять зарвавшееся государство.
«наверняка не одна сотня» — это Ваши личные домыслы. И какова их ценность? Никакова.
А что они должны делать? Открыто призвать всячески избегать укола- значит, снова пойти под гонения. Можно просто при личном общении с прихожанами благословить их не прививаться, что наиболее разумные священники и делают.
А прививаться не обязательно, достаточно дойти до ближайшего больного и посидеть с ним часок. И через месяц куар код вам обеспечен.
Переболели всей семьёй уже дважды. Никаких проблем, легче, чем обычный грипп.
Приход назовите, пожалуйста. Какого он согласия и имя настоятеля.