Через несколько дней начинается Великий Пост. Миллионы сограждан нашей страны, включая даже и не верующих, с большим уважением относятся к этому христианскому обычаю. В последние годы в Великий Пост стараются поститься все, кто хоть как-то ассоциирует себя с русской православной традицией. Вместе с тем напряженный трудовой график наших граждан не позволяет готовить постные блюда на дому, и многие вынуждены питаться в сетях общественного питания. Во время прошлого Рождественского поста интернет-тролли подловили известного церковного политика и публициста протоиерея Всеволода Чаплина (РПЦ) в кафе «Макдональдс» и, сделав фотографии, устроили широкомасштабную компанию обличения «церковников» в чревоугодии.
Ел ли на самом деле председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества «Биг-мак», и можно ли правоверному христианину заходить в «Макдональдс», ответит сам отец Всеволод, а его слова проверит наша редакция.
Культура трапезы уходит в прошлое
Мы отправляемся в ближайшее кафе Макдональдс (по какому-то недоразумению названному в России «рестораном»), чтобы узнать, можно ли христианину в дни постов посещать это заведение, употреблять пищу и при этом не оскоромиться. А тем временем, на вопросы относительно прошлогодней истории с гамбургером нам отвечает Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата в 2009-2015 годах протоиерей Всеволод Чаплин.
Истерию, которая тиражировалась в интернете насчет моего ужина, оставим на совести тех, кто ее раскручивал. Похоже, что среди этих людей было несколько околоцерковных «доброжелателей». На самом деле всем известно, что на трапезах Рождественского поста в определенные дни употребляется рыба — в том числе в семинариях, в приходских и архиерейских трапезных, — но пришлось об этом напомнить интернет-публике. Так же, как и о том, что сегодня постные продукты присутствуют и в торговых сетях, и в учреждениях общественного питания.
Правда, в основном они предлагаются Великим постом, поскольку известно, что он более строгий, чем Рождественский. Про Успенский и Петров пост наши рестораторы знают, конечно, меньше, а иногда вовсе не знают.
Действительно, для интенсивно работающего человека сегодня нет возможности сидеть подолгу в ресторанах или самостоятельно себе готовить. Люди обедают и ужинают в закусочных, покупают в магазинах то, что можно разогреть в микроволновке. Это все, конечно, плохо.
Культура общения за трапезой уходит в прошлое, но, увы, сегодня так. У меня еще недавно на обед или на ужин было максимум 10-15 минут. Поэтому, конечно, современный человек приспосабливает свое постное меню к современному обычаю питания, и я не вижу абсолютно ничего дурного в том, чтобы употребить постное блюдо в том же Макдональдсе или купить что-то быстро разогреваемое в магазине.
От редакции:
Слежка за известными персонами в «Макдональдсе» является излюбленным занятием отдельных интернет-публицистов. Так, совсем недавно таким же образом в сети распространялась и обсуждалась фотография короля Нидерландов Виллем-Александра. Вместе с монархом в ресторан быстрого питания заглянули его старшие дочери Амалия и Алексия.
Многие так и делают. С одной из сетей фастфуда мы в свое время договорились об оценке компонентов постного гамбургера и написали соответствующее письмо. В этом блюде не было компонентов животного происхождения. Впрочем, сегодня многие верующие не настаивают на том, чтобы, например, хлеб обязательно не содержал молочного или яичного порошка, или все компоненты блюда были, что называется, проверены на предмет постности.
Постное меню есть сегодня, по-моему, в большинстве ресторанов, по крайней мере в Москве. В большинстве магазинов можно обнаружить постные продукты. Так что культура поста достаточно широко прививается в нашем обществе.
Проводились разные опросы, и они показывают: где-то около трети всего населения соблюдает пост в той или иной мере. Иногда только Великий пост, иногда только первую седмицу или Страстную. Иногда ограничения происходят не в питании, а, например, в просмотре телевизора или в компьютерных играх. Кто-то отказывается от алкоголя, кто-то бросает курить, кто-то порывает с наркотиками. Так что в той или иной мере по-особому относится к постным дням значительная часть нашего народа, причем среди этих людей есть даже неверующие. Я знаю, таких немало.
Впрочем, нужно помнить, что пост — это не оздоровительная диета, а время для сугубой молитвы, покаяния, причащения Святых Христовых Таин, участия в богослужении, встречи со Христом и со своими братьями и сестрами в Нем. Это главное. Ограничения — лишь средства для общения с Богом и ближними.
Тайны меню «Макдональдс»
Сегодня во многих российских кафе «Макдональдс» установлены электронные терминалы, которые не только ускоряют процесс заказа, но и позволяют производить тонкую настройку ингредиентов в таких блюдах, как сэндвичи, салаты и роллы. Как пишет один весьма продвинутый потребитель:
Эти терминалы лучшее, что произошло с макдональдс за последнее время. Не знаю, как они повлияли на общую выручку мака, но как минимум я стал посещать его чаще. Теперь вы сможете всегда сами в терминале заказывать что угодно хоть с луком, хоть без лука, хоть соус поменять или добавить — в общем, полный кастомайзбл по самый андроид.
В принципе и раньше можно было заказать сэндвичи с просьбой не использовать при его приготовлении какой-то соус или сыр, но это надо было делать устно, а приемщики заказов и повара часто ошибались и не всегда правильно выполняли подобные пожелания. С внедрением автоматизированных терминалов этот процесс стал проще и удобней. Попробуем и мы сегодня изучить эти автоматизированные системы на предмет заказа и узнать ассортимент блюд, соответствующих традициям православного поста.
Итак, перед нами терминал в кафе «Макдонадьдс»:
На терминале изображен продукт сезона «Грик Мак». Сэндвич с греческим характером — большими жареными котлетами в лепешке пита и греческим соусом на основе сыра фета. Нам он явно не подойдет, продукт, очевидно, скоромный.
Страница бургеров — этой разновидности многослойных сэндвичей. Эти блюда, как правило, состоят из котлеты, сыра и овощей, вставленных между разрезанной на две части булкой. Некоторые бургеры, такие как «Биг Мак», могут состоять из двух и более слоев котлет. Однако сегодня мясные бургеры нас не интересуют, и мы сразу переходим на страницу рыбного сендвича под названием «Филе-о-Фиш». Именно с таким блюдом и был сфотографирован о. Всеволод Чаплин в прошлый Рождественский пост.
Сэндвич «Филе-о-Фиш» состоит из трех компонентов. Здесь филе прожаренной рыбы (семейства тресковых), которое подается на пропаренной булочке с половинкой кусочка сыра «Чеддер», заправленной специальным соусом «Тар-Тар». Наибольшее подозрение вызывает сыр «Чеддер», который не соответствует ни одной русской постной традиции, кроме, быть может, молоканской, которая, впрочем, православной не является. Попробуем удалить сыр из сэндвича.
Вместо галочки ставим крестик напротив сыра. Таким образом, сыр удален. Однако мы пока не можем сказать ничего насчет соуса «Тар-тар», который входит в состав «Филе-о-Фиш». Майонезные соусы нередко содержат молочные компоненты, а потому непригодны для употребления в пост. Внимательно изучаем состав макдональдского «Тар-тара»:
Вода питьевая, приправа огуречная укропно-маринадная Дилл Релиш (нарезанные кубиками корнишоны, вода питьевая, кислота уксусная, соль поваренная, каперсы, стабилизатор Е415, уплотнитель Е509, экстракты специй, консервант Е202), масло растительное рафинированное дезодорированное (подсолнечное), лук репчатый резаный, загуститель Е1422, сахар, соль поваренная, порошок горчичный, стабилизатор Е415, регулятор кислотности — кислота уксусная, консервант Е202, ароматизатор натуральный "Приправа со вкусом укропа", антиокислитель Е385.
Молока и молочных продуктов не обнаружено. Впрочем, наиболее щепетильные могут удалить и соус, а следовательно, этот сэндвич, состоящий из булочки и рыбной котлеты, вполне можно употреблять в дни поста, когда дозволяется рыба.
Попробуем таким же образом настроить классический гамбургер, изобретению которого в прошлом году исполнилось 130 лет. Из него придется удалить самое главное — мясную котлету. Зато остается булка, лук, огурец, кетчуп и горчица. К сожалению, фотографию удаления котлеты сделать не получилось по причине потасовки, устроенной бдительным менеджером «Макдональдса», пытавшимся скрыть тайны рецептуры блюд.
Интересующихся темой фотографирования в общественных местах, магазинах, кафе и т. д. отсылаем к личной странице известного блогера и фотографа Дмитрия Терновского, который немало сделал для прояснения российского законодательства в области фотографии. Так, благодаря деятельности Д. Терновского, компания «Российские железные дороги» отказалась от запретов на фотографирование в зданиях вокзалов.
Продолжаем дальше, и переходим к категории «Овощи и фрукты». Здесь настоящее раздолье для самых строгих постников. Заказываем яблочные дольки, морковные палочки и овощной салат. Интересно, что, несмотря на наличие их в самом кафе, официальной информации на сайте самого «Макдональдса» об этих предложениях не имеется.
Переходим в меню тонкой настройки овощного салата, где практически не глядя выбираем «Масло с уксусом», поскольку состав соуса «Цезарь» и «1000 островов» требуют более тщательного исследования.
На десерт берем новинку — пирожок ягодный. Состав вполне подходящий для поста. Начинка: вода, сахар-песок, клубника, черника, ежевика, загуститель крахмал кукурузный модифицированный Е1422, красная смородина, черная смородина, малина замороженные. Тесто: мука пшеничная хлебопекарная, вода, жир кулинарный, комплексная пищевая добавка “EBI PF12 Краст Импрувер” (сухая патока, пшеничная мука, эмульгатор Е472е, разрыхлитель Е500, ароматизатор), соль поваренная пищевая, дрожжи.
Вот и полный постный обед из «Макдональдса»: «Гамбургер» (без мяса), «Филе-о-Фиш» (без сыра), картофель «по-деревенски», овощной салат, яблочные дольки, морковные палочки и ягодный пирожок. Все это богатство обошлось в 616 рублей. Если заказывать напитки, то выйдет еще дороже.
Несколько слов надо сказать о картофеле фри и картофеле «по-деревенски», которые всегда есть в меню. Некоторые считают употребление их в Великий Пост недопустимым, поскольку такой картофель приготавливается с применением растительного масла. Но, с другой стороны, и многие другие продукты, включая любую выпечку и хлебобулочные изделия, приготовляются с использованием растительного масла. Растительное масло содержится и в некоторых овощах. На одном из соборов Русской Православной старообрядческой Церкви один ревнитель благочестия предложил обсудить вопрос: допустимо ли употребление в Великий пост орехов и семечек? Ибо в них естественным образом содержится значительная концентрация растительного масла. Встречным вопросом остроумно отреагировал протоиерей Леонтий Пименов, который спросил ревнителя:
А ты масло в них клал?
На практике большинство все-таки употребляют картофель фри и вообще жареный картофель во время православных постов.
«Филе-о-Фиш» и «Гамбургер» без упаковки. До сих пор нет ответа, почему в рекламе «Макдональдса», «Бургер кинг», «KFC» и других бургерных сетей сэндвичи выглядят гораздо больше, лучше и вкуснее, чем на самом деле. Эта тема была обыграна в фильме 1992 года «С меня хватит» с Майклом Дугласом в главной роли. Там главный герой, отставной и безработный военный инженер, приобретает в кафе «МакДоалд» (намек на «Макдональдс») гамбургер, совершенно не соответствующий рекламной фотографии. Этот факт совершенно выводит из себя человека, по-настоящему уставшего от противоречивости современной жизни.
Открываем наши бургеры. Вдруг система электронных терминалов не сработала и туда все же положили котлеты и сыр?
Нет. Все в норме. Гамбургер без котлеты, с кетчупом и одним сиротливым кружком огурца. Выглядит, честно говоря, не очень, но есть, особенно в пост, можно.
Кстати, отсутствие котлеты или иных ингредиентов никак не влияет на цену. Гамбургер что с котлетой, что без, стоит 45 рублей. «Филе-о-Фиш» без сыра и даже без рыбы и майонеза обойдется в 123 рубля. Яблочные дольки, морковные палочки и овощной салат выглядят вполне привлекательно и вполне съедобны. Однако цена на них неоправданно высока. Салат — 169 рублей, яблочные дольки (половинка реального яблока) — 43 рубля, что составляет цену полкилограмма свежих яблок.
«Макдональдс» включил в меню салаты и овощи после скандальных судебных процессов, прошедших в США и связанных с исками людей, пострадавшими от ожирения в результате питания в подобных забегаловках. Судя по всему делать из «Макдональдс» полноценное кафе цели не ставилось, кардинальное изменение меню повлекло бы серьезную перестройку компании, а потому овощи были введены в меню лишь для создания видимости разнообразия. Высокая цена салатов и овощей предотвращает их массовое потребление, которое может грозить логистике и производственным мощностям компании.
В некоторых российских «Макдональдсах» можно приобрести креветки. Употребление морепродуктов в пост — это отдельная и непростая тема. Некоторые приравнивают их к мясу, другие — к рыбе, третьи — к грибам и орехам. Часть старообрядцев вовсе не признают морепродукты, находят их «поганой» пищей.
«Макдональдс» за границей
Так случается, что пост может застать человека и в зарубежной поездке. Тем более, что россияне, не исключая и старообрядцев, в последние два десятилетия активно путешествуют по миру, осваивая страны и континенты. В целом меню зарубежных кафе «Макдональдс» соответствует российскому. Это особенно удобно тем людям, которые не воспринимают или опасаются национальной кухни стран, в которых приходится бывать. Вместе с тем в ряде стран ассортимент вегетарианских блюд гораздо шире. Вегетарианские гамбургеры, из которых не надо удалять мясо, уже давно прижились в Германии. Постный бургер там называется Veggie Clubhouse.
Основу такого сэндвича составляет киноа (лат. Chenopōdium quīnoa) — псевдозерновая культура, однолетнее растение семейства Амарантовых, произрастающее на склонах Анд в Южной Америке. Киноа, которое еще называют рисовой лебедой, смешивается с поджаренным красным перцем, формируя особую вегетарианскую котлету. Дополняет Veggie Clubhouse особый соус, кольца красного лука и специальные листья салата. Не следует забывать, что в вегетарианской кухне встречается-таки сыр, поэтому его стоит удалить во время составления заказа, если требуется сделать строго постное блюдо.
Вегетарианские блюда есть и в Северной Америке. Канадский «Макдональдс» предлагает блюдо с необычно длинным названием «Mediterranean Veggie Signature McWrap®», которое представляет собой некий средиземноморский микс: свежие помидоры, огурцы, красный лук, салат и сыр фета. Все это сверху покрыто кусочками лимона, хрустящим луком, жареным чесночным хумусом и средиземноморский соусом в плоской маисовой лепешке. Однако наиболее широкий ассортимент вегетарианских и веганских блюд можно найти в Индии. Их там десятки.
Рекламные агенты заманивают: «Изобретенный специально для Индии, Макэлу Tikki™ продолжает очаровывать индийские сердца. Эта обворожительная комбинация картофельно-гороховой котлеты со специальными индийскими специями, покрытыми крошками, подаваемыми со сладким помидором Мейо, свежим луком и помидорами в стандартной булочке».
Однако по-настоящему потрясти потребителя-вегетарианца призван супербургер «Магаражда» (Veg Maharaja Mac): «Овощи сэндвича «Магараджа Мак» — это осуществившаяся мечта вегетарианца. Наслаждайтесь его восхитительным твердым сыром и двойной зерновой котлетой, окутанной богатым соусом «коктейльный», который смешивается с пламенным халапеньо (средних размеров перец чили, ценящийся за ощущения при его поедании от «тёплого» до «горячего»). Здесь и хрустящий измельченный лук, и листы кочанного салата — все упаковано в двойные булочки».
Индийский сайт «Макдональдс» напоминает, что к поеданию такого сэндвича необходимо как следует готовиться: «Однако не забудьте запастись достаточным свободным временем, потому что когда Вы выбираете этот бургер, его величина и богатство начинки потребуют изрядное время на поглощение».
Не менее «изысканные», по-восточному превыспренние эпитеты произносятся по отношению к вегетарианскому бутерброду-роллу Spicy Paneer Wrap: «Приготовитесь поднять уровень своих гастрономических пристрастий, шурша оберткой деликатесного Paneer. Это удивит Ваши вкусовые рецепторы каждый раз, когда вы погружаете в него зубы».
Послесловие
Бесспорно, «Макдональдс» может выручить путешественника или человека со сложным трудовым графиком в дни христианских постов. Однако надо помнить, что еда в сетях фастфуда отнюдь не является полезной. Это не только повышенная калорийность, но и высокое, просто запредельное содержание соли, сахара, вкусовых ароматизаторов и консервантов, а также канцерогены, образующиеся при термической обработке бургеров и картошки.
Поэтому, несмотря на все сложные моменты в жизни, когда постящийся может воспользоваться сетями быстрого питания, все же хотелось бы видеть поступательное возвращение к традициям русской трапезы. Об этих традициях мы и поговорим в дни Великого поста. Ждите продолжения темы в последующих наших публикациях.
пост это в первую очередь воздержание.
Увидел небольшую неточность в статье "А тем временем, на вопросы относительно прошлогодней истории с гамбургером нам отвечает Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата в 2009-2014 годах протоиерей Всеволод Чаплин." о. Всеволод занимал должность председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в 2009-2015 г.г..
Это никонианское мнение. Старообрядческая позиция противоположна. если я не ошибаюсь это из мп священник
Изложите старообрядческую позицию, пожалуйста. Только просьба, укажите версию старообрядчества. Благодарствую.
Пост это именно воздержание. а какое может быть воздержание если ты пришел в ресторан поесть бургеров(хоть и постных)? одно дело когда тебе негде и нечего есть(сомневаюсь что где есть ресторан нет продуктового магазина), а совсем другое когда ты ради услаждения плоти идешь в макдоналдс.
единоверие
Сомневаюсь, что много людей считающих «Макдоналдс» "услаждением плоти". Набор продуктов там не велик, как и их вкусовые качества.
Разве можно сравнить рыбу и скудный салат в «Макдоналдсе» хотя бы с ассортиментом в рогожской трапезной-кафе. Там одних рыбных блюд в пост не менее десятка, а овощных, грибных и того больше.
А что дома можно приготовить при должном умении даже и говорить нечего.
Вот уж точно, никакая макдачня не сравнится с тем изобилием яств которые есть в рогожской трапезной в самый строгий пост. Иногда даже не верится, что весь ассортимент постный.
Я гостил в Петров пост в селе Приморское (Украина) в старообрядческой Казанской общине. Разнообразие и качество блюд было настолько богатое, чего в Росси даже представить себе не мог.
в Великий пост почти все дни без масла…
> в Великий пост почти все дни без масла…
Это уж по возможностям. Миряне не обязаны по-монастырски поститься. Индивидуальный подход нужен.
Любовь, в трапезной-кафе на Рогожском все блюда с маслом во все дни Великого поста. Как быть?
Можно поститься и без масла, весь Великий пост, без всякого ущерба для трудоспособности. Только надо знать правильный подход и уметь рассчитывать свои силы.
Согласна, что возможно, при условии того, что человек не работает на производстве, связанном с командировками, а находится дома. В статье же речь о людях, ведущих активный образ жизни
Никому не в осуждение, но лично знаю человека, который хоть и дома находится, но с утра до вечера в деревенской работе (т.е., несколько голов крупной скотины) и старается все соблюдать по правильному. Хотя такая работа — ничуть не легче работы на производстве и так же требует строгого режима в расписании, а для командировок — т.е., путешествующих, есть особый устав.
А что за такой особый устав для путешествующих? Это интересно. Вот мне кажется, что челоек, живущий в 100 км от Москвы и ездящий туда на работу каждый день, тратя при этом в день в общей сложности 6 часов на дорогу, как раз и есть путешествующий… А таких 50 %, живущих в Подмосковье…
Где-то у Кураева есть интересная мысль. Церковь молится за "путьшествующих", но не поминает в своих молитвах жен и детей. А кто такие современные путьшествующие? — Получается, что туристы и отдыхающие на курортах в Турции. Ой, простите, в Крыму.
Даже не все святые могли вынести строгости иноческих уставов. Так святитель Иоанн Златоуст после двух лет такой аскетической жизни, серьезно подорвал свое здоровье и поэтому решил вернуться в город. В дальнейшем святителя преследовал недуг, связанный с желудком (язва или гастрит).
Из-за болезни свт. Иоанн не мог долго держать абсолютного поста и сразу же по завершении евхаристии прямо в алтаре ел какие-то лепешки. Это послужило источником слухов о его чревоугодии и невоздержанности.
Еще из материалов жития святителя: «В дороге через Малую Азию струсившие местные епископы прятались, боясь оказать даже простую вежливость и помощь арестанту. Никто нигде, ни в Анкире, ни в Кесарии Каппадокийской, его не повидал и не помог избавиться от желудочных болей, которыми он страдал».
Вот именно. Заработать язву, гастрит или чего похуже такими постами бездумными можно, не более.
Нужен здравый смысл и рассудительность, и понимание сути поста, для чего он и почему он. Тогда можно взять такую меру которая и напрячься заставит, но и вреда здоровью не нанесет. Как в спорте: необходимо каждому индивидуальную нагрузку, по силам, по состоянию здоровья, тогда будет прогресс без вреда. А если взять один норматив на всех, да ещё и норматив для самых сильных, и начать всех под него бездумно загибать, то жертв такого оздоровления будет куда больше, чем исцелившихся.
Святые отцы действительно не заботились о своем здоровье. Болезни желудка от строгих постов и болезни вен от постоянного стояния на ногах были у каждого подвижника, и это еще самые "безобидные недуги". Они же спасали душу, а тело при этом страдало. Это был их путь ко спасению.
Да, вспомнил, мне как раз священник и рассказывал о том, что жития и статьи в религиозной прессе часто пишут про аскетику однобоко. То есть пишут о том какие подвиги совершают монахи, постятся и т.п. — создают у читателя чисто героический образ.
Но не пишут о том, что далеко не единичны случаи когда на почве этих аскез монахи зарабатывают серьезные болезни. И уже не могут иногда есть, чтоб не вырвало, или болей не было. В общем, нередко подобные подвиги даром не проходят.
Жаль об этом мало пишут, чтобы полная картина складывалась у людей.
Есть пословица "глаза боятся, руки делают". Для людей непривычных страшно что-то начинать, сделать первый шаг. Бывает это от того, что человек не верит в собственные силы, не рассчитывает слишком и на высшую помощь, потому что не имеет соответствующего опыта, так же может не верить в целесообразность самого предприятия. "Ядый, не ядущего да не укоряет, и не ядый, ядущего да не осуждает" (Рим., 112). У каждого человека свои силы, каждый сам за себя ответит. Но все таки, кто не постился Великий пост, хорошо бы попробовать начать. Лично знаю человека, впервые начавшего так подвизаться уже в достаточно в преклонном возрасте, но без всякого ущерба для здоровья. Потому что, конечно, лучше что-то умеренное, но постоянное, чем большие, но непосильные подвиги.
Святые отцы всегда говорят про "царский путь". А современная медицина, кстати, много говорит о пользе для здоровья в умеренном посте (особенно, по сравнению с различными диетами).
Про святых постников-пустынников можно еще дописать, что обычно они, не смотря на столь суровый образ жизни, доживали до очень преклонных лет, о чем свидетельствуют их изображения на иконах.
Сергий 985
>> Не понимаю, зачем русскому православному христианину питаться в зарубежных ресторанах?
>Скорее всего из-за отсутствие аналогичной по охвату и ассортименту сети ресторанов своих.
Глеб
>Сомневаюсь, что много людей считающих «Макдоналдс» "услаждением плоти". Набор продуктов там не велик, как и их вкусовые качества.
>Любовь, в трапезной-кафе на Рогожском все блюда с маслом во все дни Великого поста. Как быть?
там есть блюда без масла, их можно
конечно, если болеешь можно сделать послабление к посту по благословению духовного отца.
Не понимаю, зачем русскому православному христианину питаться в зарубежных ресторанах? Покупай у своих и жив будешь: ). Отечественные продукты есть еще в отечественных магазинах, слава Богу!
купи батон и положи в него огурчик и будет тебе во здравие!
Когда я жил на Рогожском, то в этой трапезной очень редко были блюда без масла в Великий пост. Чаще не было ничего. Хотя возможно сейчас что-то изменилось в лучшую сторону…
> А современная медицина, кстати, много говорит о пользе для здоровья в умеренном посте (особенно, по сравнению с различными диетами).
Ключевое слово "умеренный". А не монастырский со всем набором сухоядений и прочих питаний солнцем.
> Не понимаю, зачем русскому православному христианину питаться в зарубежных ресторанах?
Не понимаю почему нет? И как на подобный выбор может повлиять наднациональное православие? Христос ничего не говорил о том, что надо предпочитать свой этнос, а тем более о преимуществах русского, или что русским надо русское, а грекам греческое.
"Ни эллина ни иудея" у ап.Павла вот помню. А все эти этнические акценты вообще не из православия. Это у иудеев вокруг их нации религия крутится. Да родноверские реконструкции как ответ на запрос русских иметь религию которая бы крутилась вокруг русскости.
Сергий 985, сначала вы говорите о том что много поститься вредно (хотя я не знаю ни одного человека который пострадал от поста), и не понимаете почему не следует русскому православному христианину питаться макдоналдсе(я лично знаю людей у которых были плохие последствия от макдоналдса)
Вам тут даже примеры святых приводят, включая Златоуста который нажил проблемы с желудком от строгих постов. Поститься не вредно только умеренно, хорошо понимая свой организм и ту меру которую можно на него возложить.
О питании в макдачне я ничего хорошего не скажу. Я выступал против того, чтоб макдачню фильтровали по принципу "он не русский". Русский-нерусский с точки зрения православия вообще не критерий.
> На одном из соборов Русской Православной старообрядческой Церкви один ревнитель благочестия предложил
> обсудить вопрос: допустимо ли употребление в Великий пост орехов и семечек, ибо в них естественным образом
> содержится значительная концентрация растительного масла.
А как бы поступил ревнитель в случае случайно проглоченной мухи? Считалось бы нарушением поста?
> К сожалению, фотографию удаления котлеты сделать не получилось по причине потасовки,
> устроенной бдительным менеджером «Макдональдса», пытавшимся скрыть тайны рецептуры блюд.
Поддержал бы закон, запрещающий ограничивать право фотосъемки в общественных местах. Проще говоря, чтоб никакие макдачни, супермаркеты и бензоколонки даже не пробовали запретить фотосъемку в своих помещениях.
Не понимаю, зачем русскому православному христианину питаться в зарубежных ресторанах? Покупай у своих и жив будешь: ). Отечественные продукты есть еще в отечественных магазинах, слава Богу!
Чтобы так сделать, надо на государственном уровне запретить такие рестораны. А еще каждому мужику дать такую зарплату, чтобы жена могла не работать, а сидеть дома и готовить из отечественных продуктов ему еду во славу Божию.
А еще дать мужикам по жене, тем у которых ее еще нет.
Никто никому ничего не должен! Сделай сам и за тобой потянутся другие. Не ешь сраный гамбургер, а купи батон и положи в него огурчик от трапезной на Рогожском и будет тебе во здравие! Купи на Рогожском пирожков по 20 рублей, дня на три. Разогреть их даже и ума много не надо! :)
> Не понимаю, зачем русскому православному христианину питаться в зарубежных ресторанах?
Скорее всего из-за отсутствие аналогичной по охвату и ассортименту сети ресторанов своих.
Потому же почему православные християне ездят на латыно-азиятския иномарках, а не скочут верхом на гремящих и ржавеющих тазах.
Что касается пищи, я бы напрягался не тем, что ресторан принадлежит рональду макдональду или условному "василию тимофеевичу морозову", а тем, что в такой еде куча консервантов и прочей химии.
Владимир, закусывать надо, хотя бы огурчиком с Рогожского.
Что касается русских сетей то их не меньше. "Крошка-картошка" например.
Что, Кирилл, смутило прилагательное к гамбургеру? ПРОСТИТЕ, иного слова не нашлось :).
А зачем в постные дни "Разнообразие и качество блюд … настолько богатое" "в ассортименте"? А хлебушком с чайком в обед не пробовали маммону ублажить?
Золотая середина нужна какая-то. Определенное разнообразие не для наслаждений, а чтобы здоровью не навредить, определенный рацион веществ обеспечить организму, и никаких гастритов с язвами не заработать.
Сергий 985, как раз здоровью макдоналдс и вредит) а от хлеба с огурчиком или от гречки ничего плохого не будет
Все же я бы прежде чем брать на себя подвиги поста проверился бы у гастроэнтеролога, чтоб знать свой организм и таким образом понимать, чего можно, а с чем лучше аккуратнее.
Врачи также могут ошибаться. К тому же, есть такие постные блюда, которые совершенно диетические и никак не повредят пищеварительную систему.
Все могут ошибаться, но бездействие это хуже всего. Все эти голодания и прочее это не игрушки, одним дискомфортом и временной слабостью тут можно не отделаться, можно запороть пищеварительный тракт и потом мучится с ним долго.
Пост должен быть умеренным. Безусловно, у современного человека как правило есть запас излишков питания который можно урезать без вреда для здоровья. И это хорошо, и нужно даже, в пост. Но заниматься монастырскими постами до кругов в глазах и язвы в желудке это никак не может быть богоугодным. Человек опытный может себя и знает уже, и сможет правильно рассчитать нагрузку. А за неофитами следить надо и ни в коем разе им не подсовывать монастырский устав со всякими сухоядениями и прочими практиками иночествующих. Лучше ошибиться и допустить нагрузку меньше чем мог бы, чем перестараться.
А постники пустынные пусть и дальше хоть голодают, на то они и пустынные постники, мы к ним никакого отношения не имеем.
"До кругов в глазах" никто сейчас не поститься. И никогда это не одобрялось св. отцами. Были раньше чудотворцы, такие как прп. Сергий Радонежский, они творили видимые чудеса, помогая более немощным своим собратьям, и вся их жизнь была, как чудо. Жили, подобно бесплотным, по особой благодати от Бога. Но когда читаешь жития, там написано, что учитель мог себя во всем ограничивать, а ученикам делал послабления, чтобы не унывали и не падали от бессилия. В любом случае, лучше что-нибудь, чем вообще ничего.
Святоотеческие поучения никого не призывают падать от голода, это точно. Напротив, всегда порицают излишнюю неумеренность во всем.
Так вот речь о том, что монастырский режим поста в большинстве случаев для мирян это именно неумеренность. Во всяком случае как результат который может проявиться не сразу.