В декабре в один из приемных дней к мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, который, как известно, был избран в сентябре 2013 года на высокий пост, а до этого занимавшийся борьбой с наркоманией и коллекционированием икон невьянского старообрядческого письма, пришли люди с искренней просьбой, о которой при прежнем руководстве города услышать бы явно не пришлось. Переживают они о важном и значимом для большинства жителей городов, имеющих собственную историю.
В музее преподобного Андрея Рублёва, что в Москве, продолжаются уникальные занятия научно-просветительского лектория, посвященного культуре и искусству старообрядчества. 12 января 2014 года в рамках курса «Старообрядческая иконопись» пройдет лекция, посвящённая истории медного литья подмосковного центра старообрядческих промыслов — района Гуслиц.
Исаевы, Федосеевы, Хахаевы, Хазовы, Бариновы, Степановы… Почти все потомки многочисленных ветвей нашего гуслицкого рода рассеяны и не знают о существовании друг друга. И даже те, на кого изредка удается наткнуться, далеко не всегда идут на контакт. Следствием сложных и травматичных процессов в нашем обществе в XX веке стало то, что сейчас наши фамилии — срезаны под корень.
Пока на лужайке у храма бегали козы, выискивая, чем бы травянистым полакомиться во время затянувшейся декабрьской оттепели, к храму степенно пришел настоятель — сегодня суббота и пора готовиться к вечернему богослужению. Калитка уже открыта — внутри трудятся две старушки: моют пол, чистят подсвечники и протирают стеклянные оклады икон.
Почему после церковного Раскола XVII века десятки русских святых оказались вычеркнутыми из святцев, а могилы некоторых из них были преданы поруганию и забвению, можно было узнать во время лектория, состоявшегося в музее преп. Андрея Рублёва в г. Москве. Сегодня мы публикуем часть лекции, посвященной деканонизации святых в синодальной церкви.
Сайта Ruvera.ru уже не раз рассказывал о старообрядцах, живущих в общинах за рубежами нашей страны. Сегодня мы публикуем очерк американской журналистки Maeve McDermott «The Hidden Village of Alaska’s», посвященный старообрядцам старинного городка Николаевска, а также фрагмент фильма о них, снятого компанией National Geographic.
Так исстари повелось у верующих — приезжать на престольный праздник в тот или иной храм, чтобы поздравить прихожан, разделить с ними радость совместной молитвы, пообщаться. И такие поездки, пожалуй, большая часть информационной повестки в старообрядческой среде. Торжество ценно само по себе, но, когда к тебе приезжают гости, его значимость возрастает многократно. Однако бывают случаи, когда гости, особенно священники, приехать ну никак не могут!
Православная старообрядческая церковь в Зыбково на Кировоградщине — ровесница села, основанного переселенцами с Брянщины в 1766-м. Всего на территории Кировоградской области, кроме зыбковской, осталось еще четыре старообрядческие общины — в селах Клинцы и Красный Яр Кировоградского района, Никольское и Золотаревка Светловодского.
Предпринимательская династия Рябушинских выделялась своей «всеядностью» — ее представители занимались производством текстиля и древесины, металлургией и тяжелым машиностроением, торговлей и финансами. А некоторые нашли себя в искусстве, науке и политике.