В уходящем 2013 году в России широко отмечается 400-летие династии Романовых, правившей нашей страной в течение 300 лет. Апогеем торжеств стала грандиозная выставка «Православная Русь. Романовы. Моя история», организованная в выставочном комплексе Манеж г. Москва. Правление династии Романовых представлено как необычайно плодотворный и положительный период в истории России. Все исторические проблемы идеологи выставки связывают с «врагами», среди которых кроме анархистов, террористов и большевиков называются и … старообрядцы.
По старообрядческому летоисчислению сегодня 7522 год от сотворения мира. Но, сохраняя древнюю веру, живут они в 2013-м, считают, что конец света близок, однако не уходят «в затвор» или в катакомбы. Казанские старообрядцы старо-поморского согласия занялись делом, до которого ещё ни у кого из нас руки не дошли.
Юрий Швец постоянно открывает новые страницы истории родного города. Совсем единицы вспомнят о небольшой деревянной церквушке, стоявшей в самом центре старого Кишинёва. Данная церковь — Покрова Пресвятой Богородице — принадлежала старообрядческой общине Кишинёва.
В 30-е годы XX века в подмосковных Гуслицах шли коллективные процессы против «врагов народа». По многим делам были расстреляны десятки человек. В современной исторической литературе можно найти информацию об этих процессах и этих людях. Однако нигде не сказано, что по многим таким делам проходили старообрядцы. О трагической истории общины беглопоповского согласия «лушканов» рассказывает историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев.
Многих читателей нашего сайта интересует жизнь и традиции старообрядцев, проживающих за пределами России. Мы стараемся регулярно публиковать статьи, посвященные этой теме. Так, например, не так давно были опубликованы материалы о жизни староверов в США, странах Латинской Америки и Австралии. Сегодня мы публикуем выступление латвийского старовера Д. А. Жилко, посвященное современной жизни старообрядцев Латвии.
Печально закончилась попытка екатеринбургской поморской общины построить долгожданный храм. Фирма-подрядчик, взявшая на себя обязательства помочь в строительстве, отказалась передать храм верующим.
12 ноября 2013 года святая Церковь отмечает день памяти иже во святых отца нашего святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого и всех Древлеправославных христиан. В этом году также отмечается 150 лет со дня его упокоения.
Судьбы старообрядческих икон, как и судьбы людей, очень разные, но чаще — трагические. До 1905 года во время святотатственных актов в старообрядческих храмах и моленных многие иконы изымались полицией и представителями господствующей Церкви. Часть икон уничтожалась, другие попадали в бедные новообрядческие храмы и монастыри, где нередко «исправлялись» и зарисовывались. Однако были и парадоксальные случаи, когда сами старообрядцы перерисовывали именословное перстосложение на двуперстие. Об этом и многом другом читайте в статье Татьяны Игнатовой, написанной на основе лекции, состоявшейся 13 октября в музее имени Андрея Рублева.
Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». Как выяснилось, в Российской империи и древнерусском государстве права граждан на ношение оружия были гораздо более широкими, нежели во времена Советского Союза и в наши дни.
Каток сталинских репрессий прошел по старообрядчеству как ни по одной другой конфессии России. Были уничтожены целые социальные классы, религиозные группы, выкорчеваны роды и фамилии. При изучении документов 30-40-х годов современного исследователя и читателя поражает хладнокровная и последовательная методичность, с которой истреблялись лучшие представители русского народа. Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он рассказывает о драматических судьбах старообрядцев и пытается осмыслить уроки, которые должно вынести общество из этой трагедии XX века.