Начавшийся процесс признания Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Православной Церкви не только привел к обострению межконфессиональной ситуации на пространстве бывшего СССР, но и актуализировал серьезнейшую тему: как давно и почему российская церковная жизнь попала в культурно-историческую зависимость от греческого и вообще зарубежного влияния? Об исторической подоплеке происходящих событий размышляет исполнительный директор благотворительного Фонда им. святителя Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов.
Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что стало символом иноческого облачения. Посмотрим, какие интересные детали открывают нам исследователи данной темы.
В этом году наш сайт уже опубликовал два материала из доклада архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь). Первый был посвящен критике обычая ношения современным старообрядческим духовенством длинных волос, второй — вопросу нижней границы возраста кандидата во священнослужители. Сегодня мы публикуем размышления владыки на две смежные с предыдущими материалами темы.
У всех интересующихся жизнью Церкви и Ее канонами вызывает недоумение, почему нарушаются правила о возрасте рукоположения священников, и в связи с этим появляется множество вопросов. Как относиться к довольно частому нарушению этого правила в старообрядческих поповских согласиях? Неужели архиереи, совершавшие такие хиротонии, не знали и не знают об этих правилах? Или сами поставляемые тоже их не читали? Действительны ли Таинства, совершаемые такими рукоположенными? На эти вопросы сегодня отвечает настоятель храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии во священные степени. В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Грузинская Древлеправославная Церковь).
Не так давно в «Литературной газете» была опубликована статья Петра Ткаченко «В согласии со стихией…», посвященная столетию поэмы Александра Блока «Двенадцать». В ней содержатся очень интересные размышления автора об этом произведении, о «новой» и «старой вере». Сегодня литературовед Виктория Кузнецова размышляет о явных и скрытых смыслах этого известнейшего произведения Блока.
Последнее десятилетие в старообрядческих согласиях происходит своеобразная ревизия богослужебных и бытовых обычаев, прижившихся в церковной среде в последнее столетие. Дискуссионным вопросом остается отращивание священнослужителями волос. Сегодня мы публикуем доклад архиепископа всея Грузии древлеправославных христиан (РДЦ) Павла (Хорава), посвященный вопросам ношения духовенством длинных волос.
Из самой страшной тюрьмы в России для пожизненно осужденных «Полярная сова» впервые за всю ее историю освободился арестант. В России сегодня 1940 осужденных к пожизненному сроку. Примерно четверть из них отсидели за решеткой 25 лет, а значит, имеют по закону право на УДО. Что будет, если суды начнут их массово освобождать? Сегодня о своем отношении к вопросу смертной казни, о гуманности и о христианских ценностях рассуждают старообрядческие священники.
29 ноября, в первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом, в котором было отмечено особое место единоверческих приходов в современной церковной жизни. В своем выступлении Патриарх обратил внимание на появление первого епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Свой комментарий нашему сайту дал староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков.
Не придавалось ли преувеличенное значение феномену Киевской Руси в дореволюционной и советской историографии, что позволяет сегодня строить мифы об украиноцентричности в славянском мире? Действительно ли Киевская Русь имела огромное значение в истории русского народа? На эти вопросы сегодня отвечает известный публицист, блогер, русский националист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники», ведущий телеканала «Царьград» Егор Станиславович Холмогоров.