Научные конференции и семинары по вопросам исследования истории, культуры и современной жизни старообрядчества в последние годы все чаще стали проходить не только в университетах и научных учреждениях, но и непосредственно в старообрядческих духовных центрах. 17 мая в духовном и административном центре РПСЦ на территории Рогожской слободы состоялся круглый стол «Комплексный подход в изучении истории и культуры старообрядчества».
В круглом столе, прошедшем под председательством главного научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко, обсуждались вопросы комплексного подхода в изучении истории и культуры старообрядчества; особенности консервации, стабилизации и реставрации иконописи и других памятников, сохраненных старообрядцами; проблемы сохранности и изучения памятников церковного искусства, имеющих историко-культурное значение и находящихся в действующих старообрядческих храмах; учет, описание, оцифровывание и публикация памятников из фондов Московской старообрядческой архиепископии и Рогожского кладбища; перспективы создания общедоступного музея в старообрядческом центре на Рогожском.
Этот круглый стол был организован совместными усилиями светских ученых и сотрудников старообрядческой Митрополии в рамках социально значимого проекта «Старообрядческий центр за Рогожской заставою: Создание музея старообрядческой иконы как первой части будущей экспозиции музея, проведение работ по консервации и реставрации иконописных памятников».
В дискуссии приняли участие представители музеев, академической и университетской науки: Пушкинский Дом РАН, ИВИ РАН, ИРИ РАН, РГАДА, ГИМ, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, РГГУ, СПБГУ, региональных музеев, церковных общин, общественных организаций и средств массовой информации.
Открывая круглый стол, заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии В.В. Волков отметил, что современный научный и религиоведческий рынок весьма насыщен литературой, посвящённой истории старообрядчества, его культуре и традициям. Однако далеко не всю эту литературу можно рекомендовать в качестве источника точного, объективного, проверяемого знания для изучения этих вопросов.
Немалое количество книг и статей продолжает создаваться на базе давно устаревшей «нарративной» (а подчас и откровенно «миссионерской») методологии, когда устраиваемый ученого вывод, тезис подкрепляется специально подобранным, вырванным из источникового контекста, документом. Старообрядчество представляется как малообразованная, темная, реакционная народная масса, выпавшая из интеллектуального и культурного контекста.
По мнению В.В. Волкова, приводимые в подобных «научных» трудах выводы связаны с глобальными методологическими ошибками, отсутствием современного комплексного подхода к исследованию и неприменением передовых методологических подходов, таких как когнитивная история, несущая в себе признаки точной науки о прошлом.
Представитель Сибирского отделения Российской академии наук Никола Алексеевич Старухин рассказал о своей работе в археографических экспедициях, где удалось обнаружить десятки уникальных рукописей, принадлежащих разным старообрядческим согласиям: часовенным, филипповцам, белокриницким неокружникам. Интересной находкой оказался алтайский архив рукописей, принадлежавший общинам христиан-неокружников Белокриницкого согласия, а также алтайский список Родословия часовенного и поморских согласий. Н.А. Старухин высказал мнение, что сегодня наука уделяет мало внимания собственно идеологическим течениям внутри старообрядчества, недостаточно изучена собственно внутристрарообрядческая полемика, включая неокружнический конфликт. Слабо освещена история сибирских общин.
Сотрудник Русского музея, художник-реставратор Дарья Евгеньевна Мальцева рассказала о принципах научной реставрации памятников религиозной живописи на примере реставрации икон храмов Рогожского кладбища. На нынешнем этапе реставрационных работ было выявлено 43 наиболее нуждающихся в реставрации памятника. К сегодняшнему дню, к маю 2013 года, отреставрировано 27 икон. На все эти памятники иконописи составлена необходимая реставрационная документация. Рассказ Д. Е. Мальцевой сопровождался демонстрацией некоторых икон и большой слайд-презентацией. Она также рассказала о проблемах, современных методах и специфике реставрации, рахных подходах в московской и петербургской школах реставрации.
Профессор философского факультета Карлова университета (Прага) Михал Ржоутил выступил с докладом, посвященным судьбам старообрядческих иконописцев и реставраторов в европейской эмиграции. Оказывается, многие старообрядческие иконописцы в разное время бывали и даже проживали в Чехии. Документированные следы их пребывания находятся в пражских архивах. Михаил Ржоутил упоминал такие имена, как всемирно известного ученого-византиниста Н.П. Кондакова, или не менее известного старообрядческого иконописца и реставратора Пимена Максимовича Софронова (1898-1973).
Научный сотрудник отдела тканей Музеев Московского Кремля Мария Владимировна Вилкова рассказала о коллекции старинных облачений, хранящихся в Рогожских храмах. Среди них много уникальных предметов, которых нет даже в Кремлевских музеях. Но, к сожалению, эти облачения хранятся в ненадлежащих условиях. Сейчас они находятся на хорах Покровского собора, рвутся под своей тяжестью на вешалках, покрываются год от года пылью и свечной копотью, что в будущем крайне затруднит их реставрацию и сохранение. По мнению М.В. Вилковой, нужно рассматривать вопрос о реализации проекта по сохранению старинных Рогожских облачений, специализированной очистки и горизонтальному хранению этих уникальных произведений церковного искусства.
Директор издательства «Актеон» Харрис Харасович Мустафин рассказал об опыте факсимильного издания древних книг, имеющих художественную, литературную и историческую ценность, в частности Лицевого летописного свода Ивана Грозного. В издательстве «Актеон» впервые в истории России был собран полноценный редакционно-издательский комплекс, способный издавать книжные раритеты на самом высоком мировом уровне. Сейчас издательство занимается оцифровыванием документов старообрядческой Московской архиепископии – материалов соборов, съездов, переписки, частных и делопроизводственных документов, хранящихся в архиве РГАДА.
После выступления Х. Х. Мустафина начался свободный обмен мнениями. Историк и религиовед, профессор РГГУ И. В. Семененко-Басин, высказался по философским проблемам истории и в частности истории старообрядчества. По его мнению, историография – это культура памяти. Так вот, представления старообрядцев об истории, хранение ими традиций и преданий есть живой факт культуры памяти.
По мнению руководителя архивного отдела Московской Митрополии о. Алексея Лопатина, миссия ученых сегодня важна не только для внешнего, светского общества, но и для самих старообрядцев. Благодаря исследованиям, старообрядцы узнают многое, что успели забыть и даже утратить за прошедшие десятилетия и столетия. С помощью ученых старообрядцам легче восстанавливать события своей истории, заниматься изданием литературных памятников, сохранять и восстанавливать культурные традиции.
Руководитель информационно-издательского отдела А.В. Антонов поддерживает о. Алексея. Он также высказал идею, что многочисленные старообрядцы, с некоторых пор присутствующие на подобных конференциях, являются одновременно и объектом и субъектом исследовательского процесса. Это позволяет вывести сотрудничество старообрядчества и ученого мира на принципиально новый уровень. Необходимо и дальше развивать культуру общения между разными мирами – религиозным и светским. Причем это развитие должно быть исключительно на базисе взаимного уважения и этике диалога. По мнению А.В. Антонова, старообрядчество веками выстрадало и выкристаллизовало способы ведения цивилизованного диалога и полемики и теперь должно поделиться этой традицией с остальным обществом.
Сотрудница Русского Музея (СПб) И.В. Сосновцева высказала пожелание, чтобы на территории Рогожской слободы был создан музей старообрядческой иконы. Уже сегодня есть достаточное число икон для создания постоянно действующей экспозиции иконы – основа для музейного собрания. Со своей стороны, она пообещала, что научные сотрудники Русского Музея смогут оказать помощь в организации такого музея и пригласят к участию в совместных проектах, таких как недавно проходившая в Санкт-Петербурге выставка «Образы и символы старой веры» и научные конференции разного формата.
Содержательным стало выступление доктора исторических наук из Санкт-Петербургского университета, исследователя старообрядческого предпринимательства Д.Е. Раскова. Он представил собравшимся свою новую книгу «Экономические институты старообрядчества» и поделился своим видением дальнейшей исследовательской деятельности отечественных ученых на ниве старообрядческой тематики и координацию их усилий.
Комментариев пока нет