7–9 ноября 2023 г. в Ростове Великом, на территории Конюшенного двора Ростовского кремля (Государственный ростовский музей), состоялась XXXIII научная конференция «История и культура Ростовской земли». Конференция учреждена в 1991 году. Российские ученые — историки, искусствоведы, археологи, реставраторы, архитекторы — собираются в стенах Ростовского кремля, чтобы сообщить о результатах своих исследований, об открытиях и вписать тем самым новые страницы в историю древней Ростовской земли.
Традиционна заявленная самим названием широкая тематика принимаемых докладов — история и культура Ростовской земли с древности и до современных дней.
С приветственным словом к собравшимся обратился исполняющий обязанности директора Ростовского музея, кандидат исторических наук Александр Морозов.
Он отметил, что в нынешнем году отмечается 140-летний юбилей Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Музей-заповедник является крупным культурным и просветительским центром. Благодаря высокопрофессиональному коллективу здесь ведется серьезная научно-исследовательская работа, реализуются образовательные программы, интересные проекты. Делается многое для сохранения и воссоздания в первозданном виде величественных памятников древнерусского зодчества. «Ростовский кремль» привлекает не только жителей Ярославской области, знатоков и ценителей искусства из разных уголков страны.
С докладом «Из paннeй истории pocтoвcкoй вoлocти Cвaтocлaвль-Kapaш» выступил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Константин Александрович Аверьянов (г. Москва).
Волость Святославль-Караш являлась самой южной административной единицей Ростовского княжества (а потом уезда). Ее западная часть граничила с Переславским уездом, южная — с Юрьевским. Большая часть территории волости лежит на водоразделе рек Сары и Нерли (Петровское моренно-озерное плато).
Географическое положение волости Святославль было, видимо, одним из самых лучших в Ростовской округе. Во-первых, волость граничила с судоходной рекой Нерлью Клязьминской. Во-вторых, уже, вероятно, в XI в. появилась дорога, соединившая Ростов с Суздалем, а позже с Владимиром и Юрьевым-Польским. Хотя нельзя не отметить, что в существовании «большой» дороги были свои плюсы и минусы. Во время военных действий дорога становилась отрицательным фактором, в мирное же время способствовала экономическому развитию территории и даже формированию такого специфического «промысла», как грабеж и воровство.
Антон Вадимович Сергеев, кандидат исторических наук, сотрудник Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства (г. Санкт-Петербург) выступил с докладом «Ретроспективные сведения в писцовых книгах 1627–1629 гг. о землевладельцах Ярославского уезда XVI — начала XVII века».
Он рассказал об административно-территориальном делении Ярославского уезда. По реке Волге он распадался на Московскую (Нагорную) и Заволжскую (Луговую) части («половины»). Первая включала Закоторожский стан, волости Едомскую, Игрицкую, Курбскую, Норскую, Пажецкую, Ширенскую, Череможскую с Балабановским, Оносовским, Рыбинским присельями. Другую часть составляли станы Верховский, Городской, Служень, волости Вокшера, Жары, Касть, Путятинская, Ухра, Шаховская, Юхотская. Обе половины уезда описывались в 1620-х гг. В списках XVII в. сохранились писцовые (приправочные) книги середины 1560-х гг. части Московской «половины» Ярославский уезд был одним из наиболее крупных и плотно заселенных регионов Московского государства: соотношение территории и численности населения в нем было если не самым большим, то одним из наиболее значительных. По этому показателю он превосходил Ростовский, Белозерский, Пошехонский, Тверской, Суздальский и др. Это обстоятельство сказалось на объеме писцовых книг 1620-х гг.: описание Московской «половины» содержит — 2315 листов, а Заволжской (по ОР РНБ. Ф. 550. F. IV.529) — 1643. Общее описание содержания писцовых книг Ярославского уезда 1620-х гг. приведено в «Каталоге» М. Ю. Зенченко. Кн. 546 является продолжением Кн. 545 — обе содержат сведения о поместных владениях Московской половины уезда, а вотчины описаны в Кн. 549. Все три книги датируются 1627–29 гг. (описание Московской части уезда велось И. Головиным). Кн. 550 помечена 1628–29 гг. (работой писцов руководил М. Т. Хлопов).
При использовании писцовых книг в XVII в. служащим соответствующих ведомств требовалось быстро находить информацию, относящуюся к тому или иному владению. С целью облегчения поиска книги снабжались подробными «Росписями содержания» («Оглавлениями») с перечнем всех землевладельцев по станам уезда, каждому из которых присваивался номер, служивший идентификатором, упрощавшим поиск нужной информации на листах самой книги. К сожалению, в большинстве дошедших до нас подлинников XVI — XVII вв. «Оглавления» утрачены или сохранились фрагментарно. Только в копиях XVIII в. некоторых книг они встречаются целиком. В писцовых книгах Ярославского уезда 1620-х гг. полное «Оглавление» имеется только в копии XVIII в. Кн. 550. Это не единственная утрата в писцовой книге Заволжской части уезда: в ней нет Верховского и Служнего станов (т. е. не хватает около 30% от первоначального объема). Таким образом, полное описание Заволжья содержит копия XVIII в. книги 550, не учтенная в «Каталоге» М. Ю. Зенченко. Она была выявлена в 1990-х гг. А. П. Павловым совместно с В. Н. Козляковым.
Сотрудник Рыбинского музея-заповедника Оксана Сергеевна Гожалимова (г. Рыбинск) рассказала о первом историке Рыбинска — Матвее Гомилевском.
Матвей Гомилевский был сыном священника с. Петровского Рыбинского уезда. Окончил Ярославскую духовную семинарию в 1790. В 1791 определен в священники с. Спасского Рыбинского уезда, в 1805 возведен в сан протоиерея. С 1807 служил в Рыбинском Спасо-Преображенском соборе. Кроме службы в соборе, был благочинным, цензором проповедей, законоучителем народных училищ.
В июле 1830 по причине болезни уволился со службы. Некоторое время жил на покое в Толгском монастыре, затем возвратился в Рыбинск, где имел каменный двухэтажный дом (не сохранился) рядом с собором.
В 1837 вышла книга Гомилевского «Описание города Рыбинска», изданная на средства городского головы Ф. И. Тюменева. Это была первая историческая публикация о городах Ярославского края (в 1844 вышла работа Ф. Х. Кисселя об Угличе, в 1853 работа И. Д. Троицкого о Ярославле). Книга Гомилевского была отмечена в столичной печати, рецензии на нее были опубликованы в журналах «Библиотека для чтения», «Русский инвалид». Гомилевский написал еще несколько краеведческих работ и богословских «поучений», некоторые из них опубликованы.
В своей книге «Описание города Рыбинска» Матвей Гомилевский рассказывал: «Летописи не сообщают нам точных известий ни о первых основателях, ни о времени появления Рыбинска; обстоятельства эти равно не известны для истории; впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение места, занимаемого нынешним городом, относится к отдаленным временам, и, Восходя из века в век, можно приблизиться к правлению Ярослава Мудрого, что составляет более восьми сот лет.
Как возникло поселение? Разумное предположение можно найти в том же описании: При слиянии больших рек, естественно, быть великому изобилию рыбы… Изящный вкус волжских и шехонских стерлядей, белых рыбиц и осетров сделался известным даже при дворах русских князей. Выгодный промысел собирал охотников… ловить красную рыбу сетями и неводами; товарищества сии строили кущи при своих тонях, сперва, конечно, для временного только приюта, чтобы укрыться от непогод и просушивать влажные мережи; дружба и нужда сблизили промышленников и заставили их впоследствии утвердить постоянное поселение. Так могло основаться селение, из которого образовался нынешний Рыбинск».
Ведущий научный сотрудник Отдела истории архитектуры и градостроительства Нового времени Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, доктор исторических наук Константин Сергеевич Носов рассказал о земляной бастионной крепости в Ростове.
Центр Ростова, в котором находятся Ростовский кремль с дополняющей его старинной застройкой, жилыми и торговыми зданиями XVIII-XX веков, окружен звездой Ростовской земляной крепости.
Крепость построил в 1632-1634 гг. «городовой земляного дела горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург. Голландский инженер («жилец Голландский земли города Амстердама, городовой мастер») по заказу царя Михаила Федоровича выстроил крепость, вошедшую в мировую культуру как памятник староголландской фортификационной системы. Это была первая в России работа голландского инженера, за ней последовали форты Засечной черты на южной границе России, укрепления Нарвы, Риги, крепости в Швеции, а также Ниеншанц — предтеча Санкт-Петербурга.
Уникальна Ростовская земляная крепость редкой сохранностью: до наших дней дошли почти все валы, бастионы и куртины, часть рвов по-прежнему заполнена водой.
С докладом на тему «Монашеские традиции Тихвинской Успенской обители в восприятии крестьянина с. Угодичи Ярославской губернии А. Я. Артынова (1813–1896)» выступил сотрудник Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина, референт епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Максим Анатольевич Антипов.
Село Угодичи вошло в состав земель Ростовского княжества еще в начале XIII столетия, а его уроженцы неоднократно бывали в пределах Тихвина по торговым делам или же совершали паломничество к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. Однако лишь один уроженец этого села — крестьянин и краевед-любитель Александр Яковлевич Артынов оставил подробные воспоминания о Тихвине и его святынях, где он неоднократно бывал. В своем выступлении М. А. Антипов отметил, что воспоминания А. Я. Артынова охватывают период с 1821 по 1823 годы и посвящены традициям, существовавшим в то время в Тихвинском Богородицком Успенском монастыре.
К числу монашеских традиций нашей древней обители, согласно текстам Артынова, можно было отнести как устоявшиеся (крестные ходы, перенесение Тихвинской иконы из теплого Покровского храма в холодный Успенский собор и обратно), так и уникальные, не получившие дальнейшего распространения. К последним относился обычай, существовавший среди тихвинских женщин — ежедневно ходить на молитву к Тихвинской иконе в перерыве между утренним и вечерним богослужением. Другая редкая традиция — отпуск «мартириевой муки» — была связана с личностью образного священноинока Мартирия, происходившего из рода грузинских князей Багратиони, который на личные средства покупал муку и раздавал ее всем нуждающимся.
Докладчик подчеркнул, что официальных документов о пребывании иеромонаха Мартирия в Тихвинском Богородицком монастыре в начале XIX столетия до нашего времени не сохранилось, поэтому записки крестьянина Артынова, посвященные этому подвижнику, имеют непреходящую ценность, поскольку в настоящее время в Череповецкой епархии Русской Православной Церкви идет сбор материалов для прославления о. Мартирия в лике святых (после ухода в 1823 году из Тихвинского монастыря он стал настоятелем Филиппо-Ирапской пустыни, в настоящее время находящейся на канонической территории Череповецкой епархии).
Комментариев пока нет