Единоверческий публицист Василий Клинцов обращается к базовому понятию старообрядческого мировоззрения — Святой Руси — применительно к текущему моменту истории.
«Левая повестка» против России
События 2022-2023 годов выявили слабую проработанность идеологии русского возрождения в нашем обществе. Высветилась политическая растерянность, идейная незрелость и духовная необразованность. Напротив, в полный рост встали и действуют те силы, которые исторически нацелены на то, чтобы не допустить полноценного крепкого мира и основанного на традициях развития нашей великой Родины. А. В. Карташев в середине прошлого веке правильно писал: «Буйные ветры враждебных темных сил, торжествующих в мире сем и несклонных слагать оружия до конца времен… силы эти дьявольски напряжены, неустанно активны, вооружены всей новейшей техникой идейной агитации, организованности, власти и силы». И недавно Глава Российского государства заявил, что пока он работает над достижением цели объединения русского народа, геополитические противники страны стремятся «растащить историческую Россию».
Тем опаснее становятся для нас те идейные и мировоззренческие «сорняки», которые лишают наше общество единства, потенциала и — хуже того — raison d’être (фр. «смысла существования»). В ХХ веке Россию и шире весь европейский христианский мир был терзаем и истощаем в основном попытками идти «двумя дорогами к одному обрыву» (выражение И. Р. Шафаревича) — безбожным либерализмом и богоборческим социализмом, одинаково чуждыми подлинной христианской свободе и традиционному укладу. В наше время это уже не две-три, а десятки всевозможных деструктивных концепций и групп влияния, не исключая и открытых сатанистов, индоктринирующих своей леволиберальной безнравственной «повесткой» кинематограф, эстраду, СМИ, модные дома (вспомните недавний скандал с полуприкрытой пропагандой педофилии в рекламе), и финансовые круги… Глобалистские парамасонские круги навязывают подопечным нациям давосские «рецепты процветания», исключающие не только Бога и традицию, но и частную собственность, и семью, и даже рождение детей, ну а тем, кто родился, предложат прервать род, усомнившись в природном гендере и пройдя курс гормональной терапии с неизученными последствиями, а при желании — совершить гламурную эвтаназию. И современный «коллективный Запад», как в самоубийственном дурмане, уже находится под пятой этих и подобных им сил. Ложь и насилие — вот их метод; так же, по Солженицыну, управлялось и тоталитарное государство после 1917 г.
Кроме того, заметен и влиятелен в наше время стал «культурный марксизм» — леворадикальная идеология, по-новому, но вполне в духе заветов «прогрессивных классиков» демонтирующая национальные идентичности и традиционные ценности, даже привычную антропологию, особенно в сексуальном аспекте. В разрушении последних оплотов «старого мира» сделана ставка на новый революционный класс — всевозможные меньшинства и агрессивных первертов. Для нашей страны такие «штуки» пока слишком экстравагантны, поэтому здесь для ослабления русского духа и православной веры раскручивается неосоветизм с культом Ленина и его «гвардии», разжигателей гражданской войны столетней давности, посеявшей в том числе и семена нынешней бури.
«Тайна беззакония»
И что, пожалуй, наиболее драматично в текущем моменте, так это именно духовный аспект происходящего. «Тайна бо уже деется беззаконию» (2-е Сол. 2:7), и на нашей земле подняли голову даже такие экстравагантные практики, как скандинавский и индейский шаманизм, псевдославянское неоязычество, американские харизматические секты, транспсихологи, сайентологи и прочая заумь, которой морочат голову нашим людям. Никуда не делись всевозможные магические практики — для простых обывателей в открытом доступе услуги колдуний и экстрасенсов, якобы решающих семейные и бытовые проблемы, для более взыскательной публики — «восточная духовность», «ведические знания» и модные психологические эксперименты над людьми на грани оккультизма… Все это пользуется спросом. Духовная дезориентация идет рука об руку с идейными диверсиями — навязыванием ложных представлений о мироустройстве в целом, о Христе и о России.
В ходе современного всемирного кризиса обострились и обнажились духовные и идейные битвы, и, как уже говорилось, «мы не должны оказаться ослабленными духовно, оторванными от корней святорусской православной традиции», создавая опасность: даже победив в войне, можно «проиграть мир», поверив лжи, попавшись на уловки энтропийных, отрицающих саму русскость и распыляющих наши ресурсы «антисистем» (термин Л. Гумилева). Мобилизация сил тьмы как на Западе, так и в нашем обществе — налицо. И сейчас, как и в прошлом, должна запульсировать в нас Правда старой веры, Истина Христова: нет, не может быть у нас никакой другой опоры, кроме веры православной и любви к Отечеству, причем одно без другого в нынешних условиях для выживания России недостаточно.
И в наступившем мороке и тумане войны особым светом сияют для нас лик Спасителя, восьмиконечный крест и слова «Святая Русь». «И свет во тьме светится, и тьма его не объят» (Ин. 1:5). Ничего лучшего нам уже не выдумать, не сконструировать, не подарить самим себе. «Самая вера в Святую Русь, убеждение, что вне ее нет спасительных путей для России — вот основной духовный капитал, без которого мы — ничто», — писал А. В. Карташев. И именно от этого нас пытаются отвлечь и отвратить, замылив «очи сердечныя» и духовное рассуждение.
Здесь следует отметить, что именно идея Святой Руси объединяет и староверов всех согласий, и значительную часть верующего народа самой крупной — Русской Православной Церкви (в особенности старообрядцев-единоверцев). Впрочем, в последней наряду со святорусской линией зачастую присутствуют и чужеродные начала, увлечения «духовным импортом», космополитическими тенденциями («уранополитизм»), «православным либерализмом» и тому подобной пестротой, о чем уже доводилось писать. По Ивану Кириллову, «старообрядчество верит в великое будущее России, оно стремится к лучшему будущему своей родины, и, помимо всяческих теорий, убеждено, что только в религиозной вере возможно найти России источник воды живой». Именно древлеправославие в разных своих проявлениях одновременно и универсально, и национально — в органическом единстве и гармоничном балансе, без перекосов. И именно в нем наиболее последовательно и полно сохранялся идеал Святой Руси. Однако монополии на этот идеал нет и не может быть ни у кого, это общее достояние, которое необходимо дарить, а не прятать, как «светильник под спудом».
«Россия с душой Святой Руси»
Но что такое эта Святая Русь — идеологическое знамя или явление духовной реальности? Ведь идеология это, так сказать, земной уровень, подручный инструментарий решения вопросов посюстороннего плана, а область духовная обращена в невидимый, лишь верой осязаемый мир и именно там обретаются силы для борьбы. Как по мне, то Святая Русь в ее временном и земном измерении — это Русская Церковь воинствующая. А Церковь, собрание верных — это не только живые, но и ушедшие в вечность. Земная Русь соединена миллионами нитей, связана миллионами родословий со своей небесной, по-настоящему святой и торжествующей Русью, с «благословенным воинством Небесного Царя» (вспомним икону середины XVI века с таким названием).
Однако Святая Русь — это не только трансцендентное сообщество святых, но и императив для живущих на земле: «Благородное и святое призвание — явить собою лик христианского по духу и православного по стилю государства, т. е. максимально воплотить в человеческом общежитии правду Христову, которой всегда алчет и жаждет русская совесть», — писал А. В. Карташев. Воссозданная Святая Русь, о которой мечтал Карташев, по его определению, — это Россия, «высветленная изнутри православным духом, христианизованное или, прямо сказать, христианское государство», «Россия с душой Святой Руси». Речь не о хилиастическом «царстве Божием на земле», а о максимальном освящении всех сторон жизни ради духовного подвига и обретения обожения, буквально заселение неба русскими, колонизация рая, а не превращение Родины в кумира.
Образ небесного идеала, собора святых праведников и героев русских иногда уходит из истории, ускользает от взгляда людей, подобно Граду Китежу на картине Ильи Глазунова (1990 г.), где сказочный светлый иконописный город с благолепными соборами и теремами спрятан под толщей вод, и там с пением идет крестный ход богомольцев, в сопровождении явленных святых; а на поверхности земли среди темных панельных многоэтажек позднесоветского периода проходит под красными флагами бессмысленное ноябрьское шествие безликих «коммунистов и беспартийных» — из ниоткуда в никуда. Такой образ романтизирован и отчасти тривиален, но в роковые минуты он актуализируется, наполняется мобилизующей силой. Так, Русская Православная Церковь, начиная с сентября, читает особую новую молитву «О Святой Руси»: «Брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея» (так оно и есть, об этом отчасти сказано выше), и в час испытаний верующие молят Господа: «Возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие». Согласно пониманию «автора» этой молитвы — патриарха Кирилла — у Святой Руси как бы есть народ, проживающий в разных странах. Это, конечно же, русский народ в его внутреннем единстве и многообразии различных региональных и исторических субэтносов и традиций, а также все те народы, которые разделили с нами историческую судьбу и святорусский идеал.
Это люди, живущие как на земле предков, так и в заграничных государствах, в диаспоре, сохраняющие идентичность, веру и язык. И наш народ объединяет, часто даже неосознаваемо, идея Святой Руси — вечной правды Христовой, которую воинственно и безапелляционно отвергает современный мир. И у земной Руси, если не покорится она снова антихристианской секте, подобной большевикам или ультралибералам, на знамени будут Спас Нерукотворный, Его Пречистая Матерь и главный, самый любимый народом русский святой — преподобный Сергий Радонежский: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости — неземной облик Сергия утоляет и поддерживает», — писал в эмиграции Б. К. Зайцев. И еще: «Преподобный Сергий — благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел — вот образ русского святителя». За молитв преподобного Сергия, Бог да помилует нашу страну.
Собор всех святых, в земле Российской просиявших, это важнейшая часть нашего народа — небесная Святая Русь. Ее реальность зримо являют монументальные иконы, например, известный триптих, который в конце 1970-х гг. в Джорданвилле (РПЦЗ) написал архим. Киприан (Пыжов) для храма-памятника в Брюсселе. Небесная Святая Русь — феномен совершенно реальный, она доступна духовному опыту, открыта, обращена к нам для обращения — в молитвах не только «о», но и «к Святой Руси», к единоплеменным нашим соратникам в христианском и национальном деле, праведно прошедшим земную жизнь и удостоившихся небесных венцов: «Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», — писал о русских святых Г. П. Федотов.
И по всеобщем воскресении из мертвых да не лишит нас Господь единения с Небесной Русью, с нашими благочестивыми предками: землепашцами, воинами и богомольцами, русскими святыми, прославленными в земной Церкви и теми, чьи имена одному Богу известны. Это не языческий культ предков, а мечта о живом общении со сродными нам людьми, форма любви во Христе Исусе. А разговор о святорусской вере и ее идеологических проекциях на жизнь церкви, государства и общества будет продолжен.
Автор: Василий Клинцов
Комментариев пока нет