В редакцию нашего сайта поступает немало откликов читателей, посвященных нашим публикациям о древнерусской музыке и духовных стихах. Стоит отметить, что редакция и впредь будет готовить материалы о знаменном пении и других формах традиционного музыкального творчества. Впереди статьи ученых, занимающихся исследованием древней музыки, интервью с композиторами, исполнителями, а также аудиозаписи лучших образцов песнопений, духовных стихов и многого другого.
Сегодня мы продолжаем разговор о непростой судьбе христианских духовных стихов и публикуем статью авторитетного в этой области специалиста Александра Емельянова.
Сейчас, наверное, уже сложно написать что-то новое о духовных стихах. По этой теме написаны десятки научных трудов, благодаря музыкально-этнографическим экспедициям собран практически весь музыкальный материал, бытующий в старообрядческой среде, издаются сборники стихов. Как и сто с лишним лет назад, в наши дни трудно представить себе християнское праздничное или свадебное застолье без трогательного, порой грустного, но невыразимо красивого пения духовных стихов.
Поют старики, поёт и молодёжь. И невольно замираешь от мысли, что духовный стих, как и молитва, сопровождает верующего человека всю его жизнь — от рождения и детской колыбели до глубокой старости и перехода в мир иной. Жива традиция. Жива. Но всё-таки, что-то заставляет насторожиться. Тень какой-то тревоги скользит по сегодняшнему изводу вековой традиции.
Речь идёт о репертуаре издаваемых сегодня сборников стихов, и соответственно, о репертуаре старообрядческого бытового внелитургического пения. Дело в том, что сегодня за «старообрядческий духовный стих» можно выдать всё что угодно. Или почти всё — лишь бы текст был религиозного содержания.
Так, в начале девяностых годов прошлого века стали выходить первые старообрядческие печатные сборники духовных стихов. Но, откровенно говоря, настоящих духовных стихов — именно относящихся к определённой стилистике и жанровости — там было мало. Как известно, в советское время не могло быть и речи о том, чтобы подобного рода «религиозная пропаганда» была выпущена каким-нибудь издательством и поступила в свободную продажу.
А потребность у народа была. Вот и приходилось людям записывать в бесчисленные тетрадки стихи, которые они помнили с детства и которые услышали потом. Наряду со стихами записывались изустные фрагменты житий святых, современные свидетельства чудес, да и просто духовная поэзия вне зависимости от конфессиональной принадлежности поэта. Практически в каждой старообрядческой семье существовали такие рукописные сборники, и для многих они стали чуть ли не настольными книгами. Постепенно, желая пополнить семейный репертуар стихов, люди стали сочинять незамысловатые мелодии и для прочей поэзии религиозного содержания.
Так зародился пласт бытования инородных по отношению старообрядчеству духовных стихов. Когда в начале 1990-х годов автор этих строк знакомился с репертуаром духовных стихов белокриницких общин Сибирской епархии, где-то 30% всех исполняемых стихов оказались «баптистского» происхождения. На первый взгляд, вроде бы ничего страшного, баптистские стихи — не мирские песни. В них есть и смысл, и содержание, и религиозная идея. На самом деле — это только на первый взгляд.
Всё дело в проценте. Не в проценте наличия баптистских стихов, а в проценте остатка стихов староверских. Лет пятнадцать тому назад мы с Игорем Мыльниковым (ныне иерей Игорь) приступили к записи первого выпуска духовных стихов ещё в кассетном варианте. И как оказалось, та программа была не безупречна в отношении старообрядческого происхождения стихов. Так стих «Чудное озеро Геннисаретское» — баптистский стих, появился в нашем репертуаре. (Автором слов этого духовного стиха называют П. Бурмистрова, поэта и духовного активиста секты молокан, жившего в первой половине XX века — прим. ред.).
Почему? Да потому, что когда мы собирали материал для этого выпуска, у нас оказалась запись этого стиха с настоящего старообрядческого застолья. Порой неразборчивость в стихах доходила до абсурда. Когда небезызвестный никонианский исполнитель иеромонах Роман выпустил очередной альбом своих авторских песнопений, многим старообрядцам понравился его стих «Соловей».
Нас с Игорем кто-то попросил включить этот стих в новый аудио-выпуск, на что я сказал: «Простите, но это не старообрядческий стих. Зачем нам его исполнять?». Мне ответили: «Что вы? Это стих очень даже старообрядческий, его иеромонах Роман у староверов позаимствовал».
«Хорошо, — говорю я, — а чем это подтверждается?». «Ну, так этот стих очень любят петь в старообрядческом лагере «Тихий плёс», и он вроде как попал в уже изданную книжечку — сборник старообрядческих духовных стихов». Но стоило мне уточнить, как этот стих попал в репертуар нашей молодёжи, сразу выяснилось — с кассеты иеромонаха Романа.
Сегодня этим уже мало кого удивишь: поём от Романа до «Любэ» — это факт. Но почему-то совсем не вспоминаем, а вернее сказать, забыли о настоящих старинных духовных стихах. О стихах, расписанных по крюкам и имеющим не привычную для нас куплетную форму с современной русской грамматикой, а форму старославянской гласовой стихеры.
Сейчас при желании в Интернете можно найти массу оригинальной информации по старинным стихам, найти их рукописные оригинальные сканы. Так что же мешает нам, любителям духовного стиха (тем, кто себя действительно таковым считает), открыть заново для себя и для других настоящий старинный духовный стих?
При знакомстве с подобными стихами определённо чувствуется разница между подлинным православным (пусть и небогослужебным) песнотворчеством и песнями баптистов. Ну не наше это, не наше! Хотя не стоит отрицать в старообрядчестве (как и везде) наличие современных авторов духовного стиха.
Это наблюдалось как в начале прошлого столетия (знаменитые стихи «В Даурии дикой пустынной» и «Боярыня Морозова», написанные старообрядцем Порфирием Шмаковым), так и сейчас (современный поэт Александр Холмогоров).
Но если мы не будем помнить об истоках духовного стиха, не будем хранить старинную его традицию, есть все основания считать, что и нынешние поэты-старообрядцы, как отрезанные от корневой системы, останутся просто поэтами. А так хотелось бы появления новых «сказителей», «боянов» и «калик перехожих».
Александр Емельянов. «Неопалимая купина» № 4 (№1 за 2010 год).
Комментариев пока нет