В сборнике поучений «Златоуст» на второй и третьей неделе Великого поста размещены поучения святителя Григория Богослова о святой Божественной Литургии и святого Иоанна Златоустого о святом Причастии. В дни поста для наших читателей представляем душеполезное чтение о самых важных таинствах Церкви.
***
В субботу третью Великого поста, поучение иже во святых отца нашего Григория Богослова о святой Божественной Литургии (слово 32-е)
Было однажды, в прежние дни, собрались святые отцы к Григорию Богослову и просили его, говоря: отче, скажи нам о тайне святой и божественной литургии. И, ответивши, святой Григорий сказал им: послушайте, святые отцы, и расскажу вам, что такое святая и божественная литургия, и какую честь имеет она перед Богом. И начал говорить им.
Когда войдет иерей в церковь и облечется в ризы, идет он в малый алтарь и там вынимает часть из святого Агнца и совершает проскомидию, взявши кадило, говорит: «О предложенных дарах Господу помолимся». И тут услышал я голос с небес, восклицающий: «Кто из вас совершил церковное приношение?» Тогда ангел Господень слетает с небес и встает в дверях церковных. Когда же скажет иерей: «благослови, владыко», тогда стойте со страхом. И когда стали петь первый антифон: «благо есть исповедаться Господу и петь имени Твоему, Вышний», услышал я ангела, глаголющего: «умиротворитесь все и укрепитесь, и стойте со страхом в церкви Божьей». Когда пели второй антифон: «Господь воцарился и облекся в благолепие», услышал я ангела, возопившего: «радуйтесь и веселитесь все верные, ибо Христос Бог наш царствует во веки, уже дьявол связан и горько трепещет». Когда начинают третий антифон: «придите, возрадуемся Господу и воскликнем Богу, Спасителю нашему!», тогда ангел Господень укрепляет всех предстоящих в церкви Духом Святым.
В то время как иерей идет на выход и поют: «придите, поклонимся и припадем Ему», ангел Господень спускается с небес к святителю и, взявши его за руку, вводит его в святой алтарь к святой трапезе. И он, вошедши в святой алтарь, полагает Святое Евангелие на святой трапезе, то есть на престоле. Тот же ангел укрепляет святителя и говорит ему: «внимай себе, как предстоишь перед страшным престолом Божьим». Когда приходит время для пения прокимна, архангел Михаил возглашает: «премудрость!», а архангел Гавриил: «вонмем!». А Сам Христос говорит: «мир всем». Тогда все в мире и в страхе Божьем стойте в церкви, как на небесах, ничего не говоря друг другу, не помышляя ничего злого в сердцах своих, друг против друга, брат на брата: но все единодушно с миром стойте в церкви так, как Господь Свой мир подал вам. И, когда поют прокимен, слушайте, как учит вас пророк Давыд. Когда начнут читать Апостол, послушайте, как учит вас апостол Павел, и помыслите, что вы стоите здесь перед Богом. В то время как начинают петь «аллилуйя», сходит с небес Сын Божий, чтобы раздробиться и отдаться верным на спасение. Когда читают Святое Евангелие, внимайте, честные отцы и христолюбивая братия, чему учит вас Господь наш Исус Христос.
И, когда возгласил святитель: «оглашенные, выйдите», увидел я демона, стоящего в дверях церковных, имущего в зубах своих язык, как огненную стрелу, очи его пылали огнем и были обращены на людей: страшно скрежетал он зубами своими на верных, стоящих в церкви. И опять сказал святитель: «да никто же от оглашенных, но только верные». Тогда увидел я ангела, слетевшего с небес, который взял демона и ввергнул его в огонь вечный, говоря: «что стоишь ты здесь, окаянный, не имея одеяния брачного?»
Когда начнут петь: «иже херувимы…», тогда стойте все со страхом, преклонивши лица своя к земле и молитесь каждый ко Господу о грехах своих. В этот час ангелы и архангелы, херувимы и серафимы невидимо с иереем со страхом предстоят, но не могут смотреть и закрывают лица свои крыльями. И кровля церковная становится, как отверстое небо, и моление каждого, как светлые молнии, восходят к небесам.
В то время как приступил святитель, желая перекрестить Святые Дары и перенести их, услышал я ангела глаголющего: «Отче Святой, пошли ангела, наставляющего на божественную службу», и тотчас увидел двух ангелов грядущих. Когда запели «иже херувимы…», видел, как два ангела спустились, и, крыльями своими осенивши иерея, несли его к жертвеннику, говоря ему: «внимай себе, как служишь божественным тайнам». И, как скажет иерей: «станем добре», тогда станем со страхом, ибо страшное действие совершается. Когда возгласил он: «победную песнь поем, вопием, взываем и глаголем», увидел я покров церковный отверстым и открытое небо, и пламень огненный грядущий, и после пламени — множество ангелов. И после ангелов видел два лица благолепных, красоту которых невозможно описать: они сияли, как горящий пламень.
Огненные ангелы стали перед трапезой святой алтаря, и шестокрылые встали так же перед трапезой, и Малый Младенец был посреди них, и пламень огненный напал на иерея, и стал он весь, как огонь, сверху и донизу. Когда наступило время пения «Отче наш», слышал я ангела, говорящего: «отцы благонравные и верные, если кто в субботу был с женою, или явно, или во сне, тот не достоин Пречистого Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа». И, когда сказал иерей: «вонмем, святая святым», видел ангела, имущего нож, и Младенца в руках его, и он заклал Его, и источил кровь в святую чашу, а тело Его, раздробляемое, превратилось в хлеб, и стал хлеб Телом Господа нашего Исуса Христа.
Тогда, приступивши, достойные люди принимали Святое Тело и Кровь, воистину во очищение грехов. Когда сказал диакон: «отойдем с миром», видел я божественные силы, восходящие на небо и исполненные страха и удивления о таковой тайне. Так, братья, непостижимая тайна была открыта, да внимаем себе, как принимаем Божественные тайны. Если живем с женами без воздержания, то будет и к нам обращено то слово, как пишет апостол Павел: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Но мы, братья, да не дерзнем принимать так: поистине, не простой здесь есть хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христовы, огнем опаляющие грехи наши и души наши очищающие и просвещающие. Но примем так, как подобает, очистившись от всякой скверны и злых мыслей. Да будем и мы наследниками Небесному Царствию, славящие Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Что есть церковь, храм Божий? Земное небо, ибо в ней во все дни славят Бога ангелы и люди. Что есть кровля церковная? Глава Господня. А алтарь есть затворенный Гроб Господень, а дверцы алтарные — кустодия (стража). Амвон же есть камень, отваленный от Гроба, а плат, который был на главе Его, — два плата служебных. Аер же (воздух) есть печать Гроба Господня, а потир — очи Господни. А ложка — Святая Богородица, принявшая Христа во утробе. («Измарагд», сл. 191-е, св. Григория Богослова о святой литургии).
В субботу второй недели поста, поучение святого Иоанна Златоустого о святом Причастии (слово 23-е)
Благословен Господь Бог Израилев, ибо посетил и сотворил избавление людям Своим. Не стерпел видеть человека, порабощенного грехом, но, по милосердию Своему, послал Сына Своего на землю, Который есть вочеловечившийся Бог неописанный, принявший плоть от Святой Богородицы, и распятие претерпевший, и смерть вкусивший за наши согрешения.
Поскольку праотец наш Адам, преступив заповедь Божию, ниспал от своего чина, Владыка Господь наш, Исус Христос, облекся в нашу плоть и претворил ее в хлеб, когда, взявши на вечери хлеб и благословив его, преломил и дал ученикам Своим и апостолам, говоря: «примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». И опять, по окончании вечери, взявши чашу от плода виноградного и воздав хвалу Богу и Отцу, дал им, говоря: «Сие есть Кровь Моя, Нового Завета». Когда Сам Господь сказал: «сие есть Кровь Моя и Плоть Моя, которую предал ученикам Моим», заповедал им, говоря: «Сие творите в память обо Мне. Когда едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Мою возвещаете».
Тем же, братья, и мы, собравшиеся от мала до велика, с чистым сердцем и непостыдным лицом приступим все к чудному и страшному Богу, Его же трепещут и ангелы не согрешившие. А мы, во все дни согрешающие, как можем без страха приступать и принимать Пречистое Тело Господне и пречистую Его Кровь? Как обещаемся в тот час, когда говорит священник: «горе имеем сердца», и мы отвечаем: «имеем ко Господу», но лжем Тому, Кто знает все, что на сердце. Мы устами только Его почитаем. Приходим в церковь не Бога ради, но чтобы увидеться друг с другом. Телом в церкви стоим, а сердце и ум наш — в домах наших, или еще где-нибудь ходят.
Иной здесь ныне стоит, а мыслями все о богатстве печется, как бы устроить его. А иной размышляет и печется, как бы избавиться от нищеты. А другие от нас о питии и трапезе пекутся, как бы к тому позвали их. Но о том никак не заботимся, как нам умереть и предстать перед Богом, Которому ныне солгали, обещавши, что сердца имеем ко Господу. А сами и о других разговариваем в церкви и осуждаем, или беседуем о суетном житии сего света.
Но послушайте пророка Давыда, говорящего: «кто есть человек, который хочет жить и любит видеть благоприятные дни? Пусть удержит язык свой от зла и уста свои, чтобы не говорить лесть. Удалится от зла и сотворит добро». Что может быть хуже того, чтобы о ком-то разговаривать в церкви или о житии света сего, от которого предстоит нам умереть? Но если кто хочет устраивать свой дом или беседовать об имении, то беседуйте об этом в домах своих. В церкви же прилично есть только плакать о грехах своих и молиться Богу, не явно, но в тайне души своей, и омыть тело свое слезами, да очистится душа твоя. А не заботами света сего и словами постыдными и пустыми заниматься, оскверняя душу свою грехом, как зловонными нечистотами.
Если же кто имеет в себе столько нечестия, чтобы приступить к причащению без страха Божьего, с гневом на кого-либо, или враждой, или завистью, то такой будет достоин вечной муке. Но умоляю вас, братья, когда кто хочет причаститься Пречистому Телу и Крови Христовым, если гнев имеешь на кого-либо в сердце своем, иди прежде, примирись с ним, и приходи с радостью и с любовью, чтобы принять по Богу Святое Причастие. Если же блуд сотворил, или иное какое зло, или поссорился с кем и не примирился, или беседовал с кем-то в церкви о житейском в час литургии, то не приступай ко Святому Телу и Крови Христовым. Но если приступаешь и причащаешься, не удержавши языка своего от зла и праздных слов, и не очистившись от скверн греховных, повинен будешь огню негасимому.
Двенадцать часов имеет день, от них единый час избрал Себе Бог на святую литургию. И сего ли единого часа, братья мои и чада, возлюбленные Богом, не можете предстоять вы со страхом и трепетом, до окончания молитвы, ради своего спасения? Чтобы Владыка наш Исус Христос с честью пребывал в святом алтаре, словно воссевши на престол херувимский? Когда человек с чистым сердцем приступит ко Святому Причащению, тогда, какие имеет он грехи, очистятся ему. Кто принимает чистые и пресвятые Тайны, тот освящается. Слышите, как Давыд пророк побуждает к тому верных, говоря: «вкусите и видите, что благ Господь». И мы, братья и чада верные, поревнуем той жене, которая с верою прикоснулась края риз Господних, и тотчас течение крови у нее остановилось. И о таковом чуде прославила Бога, и была спасена верою. Так и мы, братья, с верою причастимся Святому Телу и Крове Христовым, да исцелит и наши греховные язвы.
Если же кто от вас гнев имеет на кого и не примирился, то пусть не входит в церковь и не приступает к Пречистым Тайнам, да не будет осужден в вечную муку. Так же и оскверняющий душу свою суетным перешептыванием да не дерзает приступать: не достоин есть таковой. Но желающий принять Тело и Кровь Христовы пусть отвратится от всякого злого дела. Будем смотреть очами долу, а ум возведем горе, на небо, да не посрамленными предстанем на Страшном Суде Христовом, когда придет во славе Своей. «Кто, — сказал, — постыдится Меня и Моих слов, в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыжусь и Я перед ангелами Моими».
Сии слова услышавши, братья, от Самого Господа, глаголющего, убоимся Его, пребывающего в святом алтаре, в час сей страшный представши Ему, и поусердствуем сохранить заповеди Его, да Царство Небесное получим, о Христе Исусе, Господе нашем.
————
Издание ДПЦ, 2010 г., (Преображенское, 7421), свободный перевод.
Комментариев пока нет