От редакции: Много ли в Тамбовской области осталось староверов, чем они отличаются от паствы РПЦ и почему курение и бритьё бороды у них под строгим запретом? Корреспондент портала «Твой Тамбов» провел свое расследование.
***
Я еду в Моршанск, чтоб посмотреть на единственный в регионе действующий старообрядческий храм. Двухэтажный, когда-то купеческий город — тихая, увядающая провинция. Малолюдные улицы, заколоченные ставни, упитанный Ильич гранитной глыбой врезается в серое небо.
До революции в самом Моршанске и его окрестностях староверов было много. На их-то деньги и был воздвигнут в 1914 году храм Успения Пресвятой Богородицы. При коммунистах церковь закрыли, обустроив под водочный магазин, а позже продуктовую лавку. Ну а уже в годы перемен началась многолетняя борьба староверов за храм, которая закончилась его победоносным возвращением в 2013 году.
Меня встречает Андрей Потаенко — председатель общины. Строгий взгляд и густая борода сразу выдают в нём старообрядца.
Хранителей старой веры в Моршанске сохранилось немного: на большой религиозный праздник соберутся человек 30-40. Ещё несколько приезжают из Тамбова. «У нас сейчас нет священника, мы соборно молимся в субботу и воскресенье, читаем, поём немножко. Всё это сделано силами общины», — Андрей проводит мне небольшую экскурсию по храму, рассказывая, как всё здесь было раньше и как он и его единоверцы восстанавливали утраченное.
Непременная борода. Табак под запретом
Нормы и ограничения, касающиеся быта и правил поведения в семье и обществе, у староверов куда жёстче, чем у традиционных православных христиан. Например, мужчинам, как и в Средневековье, полагается носить бороду и категорически запрещается её состригать. «Для нас это как заповедь — да не осквернят ножницы бороды твоей. Во времена Ивана Грозного к тем, кто их брил, относились примерно так же, как сейчас относятся к «голубым», — рассказывает Андрей Потаенко. — «А вот женщина должна ходить в платке. Но многие сейчас не всегда соблюдают это правило. Раньше простоволосая женщина почиталась за блудницу, которая выказывала неуважение к мужчинам. А сейчас это стало нормой. Моя жена, слава Богу, ходит в платке. И дочка тоже».
Ещё староверы категорически не приемлют табак — курящий человек не может приложиться к иконе, а уж тем более ему нельзя причащаться. Более строгие требования у них во время поста — обязательная каждодневная двухчасовая молитва в дни перед причастием.
Но со временем даже и консерваторы меняются. «Многое было потеряно в последние годы», — сокрушается председатель общины. — «Мы уже не те старообрядцы, что были даже полвека назад. И в плане быта и в плане мировоззрения. У меня были родственники беспоповцы. Это одно из течений старообрядческих, они священство не признавали. И вот даже в советское время они если хлеб и покупали в магазине, то только для скотины, для себя его сами пекли. Это образ жизни такой. Много было заблуждений, но много было и правильного. Вот мой дед, если ругался с соседом днём, вечером до захода солнца шёл мириться, говорил, прости Христа ради. Сейчас такого нет».
Старообрядцы, как и представители других конфессий, нередко сталкиваются с целым ворохом предрассудков. По словам Андрея, большая часть населения ничего не знает о церковном расколе. Да и немудрено — в школьном учебнике этому событию уделены несколько строчек. Староверов зачастую воспринимают не как православных, а едва ли не как язычников — дескать, были в незапамятные времена на Руси такие люди.
Контры с РПЦ
А вот в моём понимании разница между старообрядчеством и традиционным православием невелика. Двумя или тремя перстами креститься — неужели это так важно? Но староверы думают иначе. «За эти небольшие изменения люди шли на костёр. Они ощущали разницу. Вот вы номер телефона набираете, вместо семёрки нажали восьмёрку. Вроде бы одна цифра, а попал уже совсем не туда», — восклицает Андрей Потаенко. Мой собеседник подробно останавливается на этих отличиях. Так, после церковной реформы патриарха Никона петь в церкви стали по нотам. Староверы до сих пор это делают «по крюкам» — это такой вид древнерусского богослужебного пения. Изменился стиль написания икон, были переписаны книги и требники. Все эти невообразимые новаторства для 17 века и поныне воспринимаются староверами не иначе, как ересь.
Вот поэтому для старообрядца пойти молиться в традиционный храм РПЦ — неприемлемо. «Нам священством это запрещено. У нас либо я один молюсь, либо с людьми единой веры. А ходить молиться к православным, а потом к католикам, я это воспринимаю как блуд», — поясняет председатель общины. — «Хорошо, когда жена и муж ходят в один храм, исповедуются у одного священника. Это будет крепкая семья. А если она выйдет замуж за мусульманина? Дети родились — где крестить? Может делать обрезание? Такие браки, конечно, не приветствуются, хотя и бывают, куда от этого денешься».
Ещё более критично высказывается тамбовский старообрядец Алексей Зайцев, с которым я познакомился в одной из социальных сетей:
Отношения с РПЦ никогда не были дружественными. РПЦ всячески старалась уничтожить старообрядческую иерархию. К сожалению, старообрядцы как бельмо в глазу у господствующей церкви.
Правда, по его словам, нынешние священники РПЦ относятся к старообрядцам по-разному, всё зависит от воспитания и характера человека. Так, одни поддержали открытие храма в Моршанске, другие презрительно отнеслись к старообрядцам, считая их еретиками, и даже бывало, что выгоняли их из церкви. «В общем, между РПЦ и старообрядцами и спустя века серьёзные контры, хотя в глаза все улыбаются», — уверяет меня Алексей.
Старообрядцы активно критикуют РПЦ за излишнее увлечение коммерцией. Кстати, у них у самих зачастую приход существует за счёт десятины — это когда члены общины отдают десятую часть своих доходов, ну или сколько кто сможет, в пользу церкви.
Источник: tmb.news
Как так вышло, что священника нет? Вроде Тамбов, центр России…
Вроде там о. Никола Бобков служил. Можно спросить https://www.facebook.com/IereyNikolaBobkov?fref=ts
В статье четко сказано, что сейчас священника нет. Видимо, о.Никола Бобков слишком занят Угандой =)
> Правда, по его словам, нынешние священники РПЦ относятся к старообрядцам по-разному, всё зависит от
> воспитания и характера человека. Так, одни поддержали открытие храма в Моршанске, другие презрительно
> отнеслись к старообрядцам, считая их еретиками,
> __ и даже бывало, что выгоняли их из церкви. __
Кто кого и из какой церкви выгонял? Старообрядцев из новообрядческой церкви выгоняли или что?