17 января 2022 года в 18:30 в Библиотеке иностранной литературы в Москве состоялась презентация выставочного проекта фотографа и режиссера Владимира Асмирко «Староверы: от Маньчжурии до Южно-Уссурийского края», а также его фильма «Новое небо, новая земля». Мероприятие прошло при поддержке Всемирного Союза староверов.
Проект включает в себя инсталляцию фотографий, снятых в конце ХХ века в Приморском, некогда Южно-Уссурийском, крае.
В 1993 году Владимир принял участие в экспедиции Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева к староверам на север Приморья. Все съемки сделаны на среднеформатную пленочную камеру. Для инсталляции фотографии отпечатаны на холсте. Открывая презентацию, заместитель директора Мигель Паласио отметил, что сегодня происходит довольно необычное для библиотеки иностранной литературы мероприятие.
«Надо заметить, — рассказал Паласио, — что наше учреждение — не просто библиотека, в которой хранятся книги и документы на 130 языках мира, но и просветительский центр, рассказывающий о разных гранях мирового искусства, истории, религии, как неотъемлемых частях мировой культуры. Однако, за время существования библиотеки на ее площадке прошло не так много мероприятий, связанных с уникальным духовным и культурным явлением России и мира, — старообрядчеством. И мы благодарны возможности представить нынешнюю выставку и фильм, подготовленный при содействии Всемирного союза староверов».
Глава Всемирного Союза староверов Леонид Севастьянов отметил, что представляемый фильм — важная попытка исследовать истоки староверия, донести старые, практически забытые даже самими староверами знания. И не просто открыть эти знания, но и размыслить о них, понять их природу и современную актуальность.
«Идея создания фильма родилась у меня и режиссера Владимира Асмирко еще в 2018 году. У нас родилась идея рассказать о культурном явлении, имеющемся у самых разных народов и в разных религиях. Оно представлено в буддизме, есть в иудаизме, имеется оно и в старообрядчестве, под названием „страна Беловодье“. И хотя этот термин у всех на слуху, доподлинно никто не мог долго его объяснить. Поэтому и возникло это киноисследование, как попытка понять это таинственное явление. Это исследование не является попыткой представить или навязать какую-то точку зрения, скорее, понять смыслы этого „концепта“, которые не дошли до нашего времени. Так вот, благодаря стараниям Владимра Асмирко, его многочисленным путешествиям, исследовательским трудам, концепт Беловодья может вернуться в общественную дискуссию», — подчеркнул Л. Севастьянов.
Режиссер Владимир Асмирко подробно рассказал об этом проекте:
«Информацию о Беловодье я впервые услышал от староверов Приморского, некогда Южно-Уссурийского края, где мне довелось побывать фотографом в ряде экспедиций. Это звучало как предание о какой-то волшебной, сказочной стране. Уже годы спустя, общаясь с Леонидом Севастьяновым, мы не раз возвращались к этой теме. Попутно встречались разные люди, которые передавали нам крупицы знаний об этом загадочном понятии. Мы встречались с историками, филологами, этнологами, представителями разных религий, как христианами, так и буддистами. И всем им задавали вопрос: что же такое Беловодье? Где эта сокровенная страна? Имеет ли она физические или метафизические измерения? Или это — явление культуры некоторых народов, поскольку в рукописях совершенно разных цивилизаций имеются упоминания о нем. Пусть и под разными сакральным названиями.
В истории поисков староверами беловодского царства меня потрясло то, что в рамках этой концепции существовало предположение, что эта страна находилась в Японии, под наименованием „Опоньское царство“. И эта гипотеза упомянута в нашем исследовании. Также мне довелось побывать в Японии, пообщаться с профессором Накамуро. Это крупнейший в Японии специалист по русской культуре, в частности он занимался переводом „Слова о полку Игореве“ на японский язык. Опять же большой знаток старообрядчества.
Так вот, интересная встреча произошла у профессора в начале 2000-х с одним весьма пожилым, 97-летним японцем. И у этого японца были негативы снимков, которые он, еще будучи молодым участником экспедиций в Маньчжурию, делал в поселениях староверов. Эти поселения находились в таких удаленных, на первый взгляд совершенно не пригодных для жизни местах, что японцы удивлялись тому, как староверы могут тут жить, вести хозяйство и растить детей.
И вот профессор Накамура вместе с дальневосточным музеем Арсеньева подготовили выставку и издали альбом о приморских староверах».
Историческая справка: автор фотографий, представленных на выставке, — японский ученый-биохимик Ямадзоэ Сабуро. На своих снимках он запечатлел русское старообрядческое село Романовка, возникшее посреди Маньчжурии, неподалеку от линии Китайско-Восточной железной дороги, между городами Харбин и Муданьцзян. Крестьяне-староверы, бежавшие в начале 1930-х годов из советского Приморья от коллективизации и репрессий, дали селу имя «Романовка», в память о российской императорской фамилии. Буквально за три года поселение стало процветающим селом. История прервалась в 1945-м, когда после прихода в Маньчжурию советских войск большая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря. К середине 1950-х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, постепенно опустела. Сотрудники Приморского музея Вера Кобко и Нина Керчелаева в течение нескольких лет разыскивали изображенных на этих фотографиях людей в Хабаровском крае, в США и Австралии и сумели определить всех, кто там запечатлен. Так, обычные фотографии превратились в рассказ о судьбах конкретных людей, некоторые из которых живы и теперь. Книга «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева во Владивостоке» вышла в 2012 году. Издание получило награды Ассоциации книгоиздателей России и Бюро ЮНЕСКО.
«Так вот, погружаясь в эту тему, исследуя ее в разных культурах, находишь общие черты и отличия. Вдруг становится очевидно, что исследование темы Беловодья бесконечно… Есть разные проекции этого понятия, одни говорят, что сперва была Шамбала, потом Беловодье, другие — наоборот. Третьи считают, что это одно и то же. Мы задавали эти вопросы и ученым, и героям нашего фильма, поэтому мы надеемся, что каждый его зритель найдет свой ответ на этот вопрос», — резюмировал Владимир Асмирко.
Комментируя выступления создателей фильма, заместитель директора библиотек Мигель Паласио заметил, что у многих народов есть сказания о таких странах. Например, Эльдорадо — южноамериканская страна, богатая золотом и драгоценными камнями. В поисках Эльдорадо конкистадоры XVI века (такие, как Агирре и Орельяна) проложили новые пути вглубь Южной Америки. Известны аналоги в Северной Америке — семь золотых городов. Конечно, известна и Шамбала. В этот же список можно поставить и древнюю Атлантиду. Человек устремлен к поиску чего-то «надземного», и старообрядчество, ищущее царства духовного, может дать ответы на многие подобные вопросы. На правах участника фильма выступил российский художник-живописец, народный художник Российской Федерации, ректор Российской академии живописи Иван Глазунов. Он отметил, что в наши годы эта тема даже более остро стоит, чем в прошлые времена, поскольку подлинная русская, старообрядческая культура для современных поколений становится как бы «иностранной». Такие тенденции надо преодолевать, нужно возвращать эти темы русскому человеку. Важно сохранить атмосферу исторической России, русской философии, русской традиции, русской души.
«Присутствуя в этом фильме, в этой теме, я имею и личный мотив. Моя прабабушка была старообрядкой», — закон свое выступление Глазунов.
Затем состоялся показ фильма «Новое небо, новая земля» режиссера Владимира Асмирко.
Фильм посвящен самой масштабной и самой загадочной легенде, не одно столетие волновавшей умы русских староверов. Из века в век они шли, иногда целыми деревнями, через горы, тайгу и пустыни, за горизонт изведанного мира на поиски этого мифического царства. Историки, священники, философы, художники, жители столицы и далекой деревни в Бурятии, ученые России и Японии в документальном фильме рассуждают об истоках возникновения, смыслах, о самой возможности существования в нашем мире таинственной страны Беловодье.
Фильм снят при поддержке Всемирного Союза староверов. В текущем году картина будет представлена на ряде кинофестивалей.
Источник фотографий: библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино
Где этот фильм можно скачать, чтобы посмотреть? Иначе зачем снимать, для «узкого круга»?