В московском Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвященная одному из первых глянцевых изданий в России — дореволюционному журналу «Столица и усадьба», выходившему с 1913 по 1917 год и адресованному аристократической и светской публике.
Журнал писал о красивом — охота, балеты, жизнь дипломатических миссий в Петербурге, великие князья и их окружение, а главное — старинные усадьбы. Политику и повседневность он старался не замечать, новости если и допускались, то только из мира выставок и моды.
На выставке можно увидеть живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров.
В программе журнала «Столица и усадьба» значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями калейдоскопом балов, светских праздников и загородных имений. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с обзорами вернисажей и рецензиями на выставки, обложку каждого из 90 номеров украшали цветные репродукции работ признанных мастеров прошлого и современных художников.
Кураторы выставки предлагают уделить внимание журналу, который обычно остается в тени художественных изданий «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», однако является ценным историческим источником. В экспозиции можно увидеть как работы известных мастеров — «общее достояние», по словам главного редактора журнала Владимира Крымова, так и произведения малоизвестных современному зрителю живописцев.
Разделы выставки отсылают к рубрикам журнала и погружают посетителей в атмосферу «Столицы и усадьбы». Ностальгия по укладу усадебной жизни на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова встретится с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. Здесь и театральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов от ведущих художников эпохи: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста. В оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала.
В экспозиции представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска. Участие в проекте приняли Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и другие.
Выставка приглашает поразмышлять, какие формы в современном искусстве принимает тема «красивой жизни». Модные образы и светские ритуалы, шик и блеск повседневности, а также ирония и улыбка в сторону гламура и глянца нашли отражение в работах Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс и Владислава Мамышева-Монро, Кирилла Кто и Миши Никатина. Посетители увидят произведения из фонда Ruarts, галерей Anna Nova, «Триумф» и ведущих частных собраний.
Эта выставка — уникальная возможность не просто увидеть прекрасные произведения искусства, но и погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи, прочувствовать ее дух и понять, как изменились наши представления о «красивой жизни» за прошедшее столетие.
Комментариев пока нет