Информационный портал Якутии представляет специальный проект «В лабиринтах веры», который рассказывает читателям о религиях. Второй выпуск проекта посвящен старообрядчеству. Корреспонденты сайта ysia.ru попытались найти ответы на волнующие вопросы. Почему старообрядцы крестятся двумя перстами? Как последователи старой веры относятся к РПЦ? Откуда старообрядцы появились в Якутии?
***
Почти на самой окраине Якутска, на улице Василия Манчаары, стоит храм Русской Православной старообрядческой Церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла.
Если бы не три «серебряных» купола, да маленькая часовня, то проезжающий или проходящий мимо человек вообще бы принял обитель старообрядцев Якутии за частный двор с хорошими крепкими постройками. Как рассказывает председатель старообрядческой общины Якутска Петр Бутковский, старое здание церкви сгорело, а нынешнее возведено в 1990 году.
— Много приверженцев старой веры в Якутии. Ведь Петр Бекетов старовером был, и пришел в Якутию еще до раскола. Якутов когда крестили, то делали это по канонам старой веры. Потом указ сверху пришел, и стали все верить по-новому. Наши предки много гонений терпели. Приходилось уходить за границу, так как сжигали староверов в срубах, вешали на сучьях, стреляли даже по нашим церквям. Если в гражданском обществе перестройку делать, то много наворочать можно, а если в церковном, то еще больше последствий будет, — рассказывает Петр Бутковский.
— А откуда в Якутии вообще староверы появились?
— Многие из Белоруссии попали сюда. В селе Павловск обосновались. Когда революция началась, то церковь в Павловске сожгли, и мы рассеялись. А когда больше свободы стало, то староверы по домам молиться начали, а после собрались и построили церковь. Только ее быстро сожгли. Народ ведь не понимал, что за религию мы проповедуем. А церковь, которая сейчас стоит, в 1990 году появилась. Строить не только якутяне помогали, но и из других регионов люди.
— А общине старообрядцев в Якутии кто-нибудь сейчас помогает?
— Бог помогает! (с иронией восклицает наш собеседник) Прихожане, конечно! Раньше купцы, промышленники всегда помогали. А сейчас, сами же знаете, какое для предпринимателей время наступило. Неспокойное. Только разворачиваются с поддержкой.
В середине разговора Петр Бутковский резко поднимается со своего места и идет к выходу.
— Благословите, владыка!
В церковь входит старец. Типичный скорее для древнерусских сказаний, чем для XXI века. Черная ряса, длинные белые волосы, борода, образок на цепочке. Епископ Новосибирский и всея Сибири Русской Православной старообрядческой Церкви Силуян. 76-летний глава сибирских старообрядцев управляет двумя десятками приходов от Красноярска до Омска и Средней Азии, его паства — около десяти тысяч семей. Старообрядцы Якутии, как и всех регионов Дальнего Востока, тоже почитают епископа Силуяна своим архипастырем.
— Раньше говорили: «Попы – дармоеды». Вот представьте себе «дармоеда», который стоит службу по восемь часов в день, несколько регионов в год посещает, — эмоционально говорит Петр Бутковский и указывает на вошедшего священнослужителя.
Епископ Силуян, напротив, очень спокоен. И дело даже не в возрасте, а, скорее, в мудрости, которую невольно ощущаешь, даже немного пообщавшись с ним. Да и во взглядах на современное православие он менее радикален, чем многие старообрядцы.
— Я стараюсь больше ездить, общаться с паствой. В Средней Азии часто бываю. В Якутии не в первый раз. Мы службу в Якутске провели, крестный ход. К сожалению, редко удается собираться, — начинает наш разговор епископ Силуян.
Корр.: А во время поездок с представителями других религий встречаетесь?
Встречаемся, и часто. Однако не все вопросы удается во время этих встреч решить.
Корр.: Что такое старообрядчество?
Само слово «старообрядчество» появилось при императрице Екатерине. По-настоящему, это дораскольная православная вера. Когда Святая Русь была, Сергий Радонежский, Александр Невский, преподобные Антоний и Феодосий. Нарицательным, более унизительным понятие «старообрядчество» стало в эпоху синодальной церкви.
Корр.: Какова структура современной старообрядческой церкви?
Как и синодальная церковь, мы в Москве имеем главную резиденцию. Есть приходы, епархии по всей России и в странах СНГ. Только в меньшем количестве, по сравнению с официальной православной церковью.
Корр.: В чем различия между православной и старообрядческой церквями?
Нынешняя Русская православная церковь — это послераскольная церковь, которая возникла только в XVII веке после реформ патриарха Никона. А наша ведёт свою традицию со времён Византии, Святой Руси и преподобных Сергия Радонежского и Александра Невского. Мы пользуемся теми текстами и обрядами, которые на Русь принесли ещё Кирилл и Мефодий. А РПЦ внесла туда много изменений и новшеств. Это известная история. Когда произошел раскол, в 1666 году, начались изменения. Насильственным путем все это было сделано. Многие пострадали тогда за веру.
Корр.: Православная церковь признала вас?
Фактически давно признала. Только не хочет быстро расставаться со своим прошлым и потихоньку внедряет вещи, которые идут из старины — кресты, иконопись. Только сомневаюсь, что произойдет быстрое воссоединение двух наших церквей. Противоречий много.
Корр.: Как вы сегодня воспитываете священнослужителей?
У нас небольшое количество священнослужителей. Кадров не много. В Центральной полосе России есть воскресные школы и училища, где приобретают знания наши молодые служители. В глубинке все немного сложнее. Проблема еще в том, что родители, воспитанные по советским канонам, в религиях вообще мало что понимают и детей своих воспитывают в той же манере. Еще и разъезжаются многие.
Корр.: А почему разъезжаются?
Стремятся, где лучше. Человек всегда что-то ищет. Вообще развитие духовности оставляет желать лучшего. Мы конференции проводим по всей России, хорошие мероприятия прошли в Красноярске, Бурятии. Мы недостатки вскрываем, чтобы люди этим вопросам, вопросам духа, больше внимания уделяли. Хоровое пение развиваем — не нотное, а крюковое, исконное.
Корр.: Считается ли грехом, если старообрядец придет в обычную православную церковь?
Понимаете, если правильного направления нет, понятия нет о той единой вере, которая была на Руси, о которой история говорит, книги говорят, то это просто невежество, но не грех.
Корр.: Получается, что исторически, когда было принято православие, то некоторые внешние признаки, трактовки получили немного другое облачение. По сути, вера одна осталась?
Все понятия кажутся для нас поверхностными, но если их изменить, то суть веры меняется. Понятия сейчас все равно изменены. Только не все люди это могут понять.
Источник: ysia.ru
Комментариев пока нет