Вдумчивым читателям хорошо известна книга клирика РПЦ МП о. Андрея Кураева «Протестантам о Православии» — здесь россыпь чётко подмеченных нюансов на заявленную тему. Интересно было послушать свидетельство о том же о. Михаила Родина — старообрядческого священника, в прошлом протестанта с десятилетним стажем, а ныне настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково.
Как становятся протестантами
Мне приходилось сталкиваться с несколькими случаями, когда протестантские пасторы становились православными священниками. Любопытно было услышать их рассказ о пребывании в протестантской среде, о том, что подвигло их её оставить и войти в лоно православной Церкви (автор имеет в виду священников РПЦ МП — прим. ред). Тем более интересно было услышать рассказ об этом бывшего протестанта, ставшего старообрядческим священником. К сожалению, эта тема не прозвучала во время этой лекции.
О. Михаил Родин сделал краткий экскурс в историю протестантизма и рассказал о его распространении в России. По его мнению, значительное распространение протестантизма в России объясняется тем, что после церковного Раскола ХVII века русский народ в своей массе лишился иммунитета к подобным явлениям, ослабла защитная реакция по отношению к инородным заблуждениям. Выступающий призывал ценить и хранить церковное единство. «Любая реформа ведет к еще большим проблемам. К Церкви нужно относиться бережно, чутко. Нельзя вести себя как слон в посудной лавке!»
Идея фикс у еретиков
О. Михаил Родин высказал мнение, что еретики считают себя умнее других, мнят себя лучше, духовнее, ставя себя выше Церкви. В качестве иллюстрации к сказанному были упомянуты нестроения в РПСЦ за последние годы.
В частности, деятельность т.н. неопасхалистов, которые не только утверждали, что Пасху празднуют неточно, якобы не следуя апостольскому преданию, но и стали отмечать её по своим расчётам. Было отмечено, что для еретиков свойственно гипертрофировать какой-нибудь один пункт в вероучении. Лютер (этот бывший католический монах впоследствии говорил: «Кто не любит женщин и пиво, тот дурак » — прим. автора) утверждал три «только»:
1. Только вера,
2. Только благодать,
3. Только Писание.
Но, как известно, «Вера без дел мертва». Главное в спасении, конечно, зависит от благодати, но необходимо и заповеди исполнять, прилагать собственные усилия, что выявляет благое направление воли. Что касается Писания. Было время, когда Писания еще не было, а Церковь полнокровно жила. Как известно, первое Евангелие (от Матфея) появилось в сороковые годы первого века. Церковь, будучи «столпом и утверждением истины», имея обетование, что «Врата адовы не одолеют ее», неповрежденно хранила переданное ей учение Того, Кто «возвестил всю истину».
По мнению о. Михаила, у каждого еретика свой «заскок», зацикленность на каком-то одном пункте церковного учения, которое трактуется узко, однобоко. Еретик не может смотреть шире. Однако лектор отметил, что Церковное единство сохраняется, несмотря на какие-то изменения в церковной жизни. Так, долгое время между церквями сохранялся мир, несмотря на то, что на Западе еще до Великой схизмы появилось неправое учение об исхождении Святого Духа (филиокве). Также русские находились долгое время в связи с греками, несмотря на распространение в Греции троеперстия и именословного благословения «малаксы».
Церковное единство сохранялось в течение ряда лет и после выхода «Памяти» патриарха Никона. Размежевание началось, когда неправославные учения стали навязываться. В случае с никоновской реформой, когда Большой Московский Собор 1666–1667 гг. наложил клятвы на старые обряды и придерживающихся их, подкрепив это предписанием о «телесном озлоблении» несогласных.
Никонианские заимствования не мешают единству старообрядчества
О. Михаил отметил и некоторые никонианские заимствования в РПСЦ, которые тем не менее не угрожают единству и правоверию старообрядческой Церкви. В частности, некоторые старообрядческие священники используют облачения разных цветов (зеленые, голубые, черные и пр.) на Богородичные праздники, в дни памяти мучеников и преподобных и т.д. И это несмотря на то, что церковный устав знает только белый и багряный цвета.
«Разноцветие» — явное заимствование из новообрядческой практики» (как и постепенное повышение голоса вместо особой погласицы при чтении Апостола). Тем не менее это не может быть поводом для разделений. Церковное единство важнее.
«Все еретики декларируют возврат к древности. Однако нельзя войти в одну реку дважды — это будет уже другая река».
«Еретик, пытаясь что-то исправить, приходит к худшему. Лютер, например, составил Малый и Большой катехизисы. Спрашивается: зачем, если есть Писание? Ведь он подчеркивал: «Только Писание».
О. Михаил призвал к смиренному приятию традиционного церковного учения. Не гордиться, не думать о себе высоко: «Необходимо трезвиться, быть рассудительным, стараться просчитывать свои шаги. Любить и ценить Церковь, за которую Христос пролил Свою Кровь».
Балаковский священник показал большую эрудицию, цитируя, кроме церковных текстов, зарубежных писателей (Оруэлла с его «Скотным двором» (прочитано на английском языке), братьев Стругацких и пр.). Естественно, что такому интересному лектору по окончании его выступления стали задавать вопросы. У меня они тоже были, ведь эта тема мне близка. Вопросы сам задать я пока не решился. Озвучить их через сопровождавшего тоже — напутает еще, к тому же он был без бороды, могла быть неблагоприятная реакция собравшихся.
Комментариев пока нет