В сообществе «Древлеправославная Украина» нескольких социальных сетей появилось письмо от старообрядческого духовенства белокриницкого согласия Украины с просьбой даровать автокефалию. В письме говорится:
«Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также факт существования отдельного, суверенного государства Украина, принимая во внимание многочисленные обращения, поступающие с начала войны от чад Святой Церкви, находящихся в Украине и в соответствии с нашими личными убеждениями убедительно просим вас рассмотреть вопрос о предоставлении нашей Архиепископии, Киевской и всея Украины, АВТОКЕФАЛИИ… Мы понимаем, что в силу общеизвестных обстоятельств физически сейчас невозможно организовать собрание Общего собора Святой Церкви. Однако мы видим вполне возможным в такой вынужденной ситуации проведение такого собора по нашему вопросу с помощью технических средств связи, при Вашем мудром на то суждении и понимании необходимости безотлагательного решения этого вопроса. Мы готовы взять на себя всю техническую подготовку и наладку для проведения собора таким способом.
Кроме общего собора Церкви, законным учреждение автокефалии делает воля кириархальной церкви (матери-церкви). В связи с этим отдельно, слезно и смиренно обращаемся к Предстоятелю и духовенству Русской Православной старообрядческой Церкви:
«Ваше высокопреосвященство, митрополит КОРНИЛИЙ, святии владыки, честнии отцы, братия и сестры во Христе! У нас нету времени ожидать следующего Собора Русской Православной старообрядческой Церкви. Смиренно просим вас оперативно сделать этот шаг, беря во внимание, что личные патриотические взгляды иличная гражданская позиция каждого из нас не может быть важнее и выше того, что есть на пользу Святой Церкви! Просим Ваших святых молитв о прощении наших согрешений и молим Бога о размягчении Ваших сердец для подражания Вами мудрости святых отцов прежних Вселенских соборов и материнских церквей, дававших автокефалию в связи с различными гражданскими и политическими обстоятельствами!»»
К сожалению, подписей духовенства под письмом не имеется, не имеется и подписи архиепископа Киевского и всея Украины Никодима (Ковалева). Тем не менее, вопрос независимости Украинской Архиепископии от Московской митрополии на самом деле остается актуальным как минимум последние 15 лет. Последний полноценный общий форум — Освященный собор с широким участием как российского, так и украинского духовенства РПСЦ — состоялся в 2006 году в селе Белая Криница на Украине. После этого контакты между духовенством этих стран мало-помалу стали сокращаться. Главную роль в этом сыграло охлаждение отношений между РФ и Украиной, а также отказ государственных структур обеих стран содействовать старообрядческим коммуникациям и общим проектам. После 2014 года в Украине был запрещен ввоз литературы из Российской Федерации и, следовательно, старообрядцам Украины стали недоступны издания Московской Митрополии РПСЦ. Также был принят ряд других рестрикционных мер, поставивших под вопрос коммуникации между старообрядческими общинами двух стран.
Это не было не замечено в Русской Православной старообрядческой Церкви, которая и приняла несколько решений по самостоятельности Киевской епархии. Можно сказать, что Киевская Архиепископия после Соборов РПСЦ 2017 и 2018 годов де-факто стала самостоятельной церковной областью, автокефальной Церковью, наряду с Московской и Браиловской Митрополиями РПСЦ.
Так, на соборе 2017 года было принято решение:
«5. О присвоении Киевской кафедре статуса архиепископии
5.1. Утвердить за Киевской и всея Украины кафедрой статус архиепископии.
5.2. Совершить возведение преосвященного епископа Никодима, Киевского и всея Украины, в достоинство архиепископа в кафедральном храме города Киева в срок на усмотрение митрополита Корнилия».
Исходя из церковной истории и этимологии самого термина, титул «архиепископа» означает епископа старшего, стоящего над другими епископами. Архиепископ — это предстоятель поместной церкви (как имеющий дополнительный титул патриарха, так и нет). Все главы поместных церквей — это архиепископы. Во-вторых, архиепископы — это главы церковных областей (митрополий).
Все митрополиты являются одновременно и архиепископами. Поэтому-то предстоятель Белокриницкой митрополии вл. Леонтий (Изот) так везде и подписывается: «архиепископ Белокриницкий и всех Древлеправославных христиан Митрополит».
Даровать титул «архиепископа» в качестве награды за выслугу лет или иные достижения — это поздняя никонианская традиция. Но это еще не все. В 2018 году разъяснения статуса Киевской Архиепископии прозвучали из уст предстоятеля Московской Митрополии РПСЦ митрополита Корнилия (Титова):
«29 апреля с.г. в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Киева преосвященный Никодим (Ковалев), епископ Киевский и всея Украины, был возведен в сан архиепископа. Этот торжественный акт стал возможен благодаря решению Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в Москве 17–19 октября 2017 года.
Церковные правила позволяют создание новых церковно-канонических областей, согласно государственным границам. В восстановленных епархиях Украины — в Винницкой, Одесской, Измаильской и других областях — новопоставленным епископам, находящимся под омофором архиепископа Никодима, будет дана возможность оперативно решать назревшие проблемы, быть на связи с областным руководством, разбирать частные вопросы в приходах и, главное, более активно осуществлять работу по возрождению духовной жизни приходов и старообрядчества Украины в целом».
Таким образом, разговоры о необходимости дарования «автокефалии» Украинской Архиепископии — это лишь следование модной тенденции в геополитических играх никонианских церквей, связанных с конфликтом вокруг Православной Церкви Украины (ПЦУ), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Эстонской Православной Церкви и некоторых других.
Сегодня Киевская и всея Украины Архиепископия — это полностью независимая церковная область. Она является централизованным религиозным объединением, зарегистрированным в этой стране. И любые решений по поводу поминовения того или иного предстоятеля, организации новых епархий и открытия приходов могут приниматься вне всякого дополнительного согласования с Московской Митрополией РПСЦ. А по сему, никакой необходимости в новых Вселенских, Освященных, Архиерейских и иных соборах по вопросу автокефалии не имеется.
Автор: С. Ковалев
Комментариев пока нет