22 января Церковь совершает память мученику Полиекту (259 г.). В этот день праздновал свои именины, день Ангела, старообрядческий священник Полиект Анисимович Елисеев, расстрелянный советской властью в 1938 году.
Мученик Полиект был воином при императоре Деции (249–251 гг.) и пострадал в правление Валериана (253-259 гг.). Известно, что Полиект был язычником, но, увидев во сне Христа, Который снял с него прежнюю одежду и надел другую, светлую, Полиект уверовал в Господа. Он публично разорвал висевший на городской площади императорский указ об обязательном поклонении языческим богам, а затем выбил из рук жрецов идолов, которых они несли в капище.
От Полиекта требовали покаяться в этом поступке, даже супруга просила его отречься от Христа, но святой был непреклонен и вскоре принял мученическую смерть. Полиект был первым мучеником в армянском городе Мелитине. Почитается верующими как хранитель договоров.
Потомственный иерей. Служение в Кронштадте
Полиект Анисимович Елисеев родился в 1881 году в деревне Авсюнино Богородского уезда Московской губернии в семье старообрядческого священника — отца Анисима Елисеева. Около 25 лет отец Анисим прослужил священником в Вышнем Волочке Тверской губернии. Имел свое хозяйство: «1 лошадь, 1 корову и мелкий с/хозяйственный инвентарь» [1]. Предположительно в конце XIX — первом десятилетии XX века его сын Полиект женился.
10 сентября 1910 года Полиект Елисеев был рукоположен епископом Александром (Богатенковым), временно управлявшим Петроградско-Тверской епархией, ко храму во имя Казанской иконы Богородицы в городе Кронштадте. Этот храм был построен в 1903 году и располагался по адресу: дом № 12 на Сайдашной (Велещинского) улице.
11 марта 1912 года Кронштадтскую старообрядческую общину посетили архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин), епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов), епископ Тверской и Петроградский Геронтий (Лакомкин), временно управляющий Казанско-Вятской епархией епископ Александр (Богатенков).
Просуществовала Казанская церковь в Кронштадте до июня 1927 года, затем была закрыта.
Служение о. Полиекта в с. Кузнецово Тверской губернии
В 1918 году закончились 8 лет мирного служения о. Полиекта в Кронштадте. Он был лишен права голоса и вместе с семьей выслан из города. Через некоторое время Елисеевы поселились в селе Кузнецово Калининской области.
Начиная с первой половины XIX века, село Кузнецово получило широкую известность благодаря крупнейшему в России производству бытового и художественного фаянса. Изделия этого предприятия получали высокие оценки профессионалов. В 1870 году фабрику приобрел купец-старообрядец, меценат Матвей Сидорович Кузнецов. При нем производство увеличилось, предприятие вышло на всероссийский уровень.
М. С. Кузнецов заменил деревянные цеха каменными зданиями, выстроил магазины, лавки, дома для рабочих фабрики, начальную школу для детей рабочих, библиотеку, которая славилась на всю Тверскую губернию, ботанический сад, в котором росли различные экзотические растения, и даже кинотеатр.
В 1919 года о. Полиект Елисеев становится настоятелем старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Богородицы в селе Кузнецово. Церковь эта была заложена в 1914 году, а уже в 1915 году освящена Геронтием (Лакомкиным), епископом Тверским и Петроградским.
Благодаря стараниям мецената М. С. Кузнецова на его фабрике специально для нового храма был изготовлен уникальный фаянсовый иконостас.
Кузнецово стало Конаковым. Начало уничтожения истории
В 1929 году село Кузнецово переименовали. Новое название было выбрано по результатам конкурса, по предложению работницы фабрики — Илютиной М. В. Бывшее Кузнецово было названо в честь революционера Порфирия Петровича Конакова.
В 1930 году мощная волна безбожия захлестнула и старообрядческую церковь, храм спешно закрыли. Отца Полиекта арестовали и обвинили в антисоветской агитации, а вскоре и осудили на 3 года лишения свободы.
Трудно представить, что в те годы испытала семья священника, сколько лишений пришлось им перенести; арест главы семейства, постоянный голод изрядно подорвали здоровье матушки. Сведения о детях священника Полиекта Елисеева весьма скудны. Известно, что в 1925 году у Елисеевых родилась дочь Валентина.
В сентябре 1933 года о. Полиект был освобожден и вернулся в Калининскую область, в село Конаково, где поступил работать на железную дорогу.
В 1935 году он работал сторожем в отделе капитального строительства бывшей фаянсовой фабрики, а на тот момент уже завода им. М. И. Калинина. Советская власть решила напрочь порвать с историей России, многие имена были насильно вычеркнуты из людской памяти и заменены именами революционеров Калининых, Конаковых и прочих. Новое государство писало новую историю. Историю, в которой не было места для героев прошлого…
В 1936 году здание старообрядческой Тихвинской церкви было взорвано. Старообрядческий храм с уникальным фаянсовым иконостасом был уничтожен новым государством, которое было построено на крови своих же братьев, на обломках их благих свершений! И неудивительно, что сейчас уже нет этого государства, ибо не может устоять в мире и благоденствии то, что убивало, грабило, насиловало.
Продолжение репрессий против старообрядческого священника
В 1937 году село Конаково приобрело статус города. 28 февраля 1938 года в дом № 15/24 на улице Революции, в котором проживала семья священника Полиекта, заявились энквэдэшники. Последовал обыск, который произвел комиссар Оперотдела Ревизоров. Были изъяты следующие предметы:
«1) Паспорт Елисеева Б3. № 514518. 2) Книг на слав. языке церковных 47 шт. 3) Книг церков. на русском языке 20 шт. 4) Библия 1 шт. 5) Книга церковного служения 1 шт. 6) Икон спряженных на чердаке 4 штуки» [2].
Затем последовал арест старообрядческого священника. В это время с о. Полиектом проживала его двенадцатилетняя дочь Валентина. Иных данных о родственниках на момент ареста Полиекта Елисеева не имеется.
Неспроста сотрудники НКВД по Калининской области пришли в дом Елисеевых. Незадолго до ареста на Полиекта Елисеева были накатаны доносы. Отца Полиекта оклеветали потомки тех, кто трудился на фабрике старообрядческого мецената Матвея Сидоровича Кузнецова. Внуки и дети были уже советскими рабочими завода им. М. И. Калинина.
Кузнецов создавал необходимые условия для своих рабочих, строил дома, школы, библиотеки, но отнюдь не добром отплатили ему и всему старообрядчеству потомки его подчиненных.
Завод им. М. И. Калинина дал страшную клеветническую характеристику на старообрядческого священника — мерзости, высказанные начальством в адрес сторожа, просто не укладываются в голове.
Клевета местного населения
Начались допросы старообрядческого иерея.
«Вопрос: Дайте следственным органам правдивые показания, какую контрреволюционную агитацию Вы проводили среди населения г. Конакова и рабочих отдела капитального строительства?
Ответ: Работая в гор. Конакове я антисоветской агитации никакой не проводил…
Вопрос: Следственные органы имеют точные сведения и показания свидетелей, что Вы проводили антисоветскую агитацию, а поэтому я требую от Вас правдивых показаний, дайте следствию ответ?
Ответ: Показания мои правильные других дать не могу, агитации я антисоветской не проводил, записано в протоколе допроса все правильно с моих слов мне прочитано» [3].
«Требую, дайте показания, требую» звучало еще неоднократно. Приведу несколько примеров клеветнических доносов на о. Полиекта Елисеева. Из доноса Макарова Алексея Петровича, 1902 г.р., помощник начальника пожарной охраны завода им. Калинина, проживал в г. Конаково, район завода, д. №145:
«Я знаю из разговоров с Елисеевым что он настроен антисоветски, несмотря на то что за агитацию уже судим. Был случай в 1937 году когда в связи с переносом строений в виду построения канала Москва — Волга Елисеев в марте месяце в разговоре со мною заявил: надумали коммунисты строить какой-то канал, раньше жили без канала, для построения канала нужны люди, поэтому советская власть арестовывает невинных людей и заставляет их работать чтобы дешевле обошлась работа». В 1938 году в середине января месяца когда был пожар где сгорел сарай в деревне Кревец близ Конаково то Елисеев после этого пожара через несколько дней около магазина-орса завода в разговоре со мною заявил: «Потому теперь и пожары что Советская власть закрывает все церкви раньше во время пожара, обойдешь кругом с иконами и все готово пожар кончился, до тех пор будут пожары покамест будет существовать Советская власть» [4].
Из клеветнических показаний Логиновой Анастасии Родионовны, 1903 г.р., сторож отдела капит. строит. завода им. Калинина, проживала в г. Конаково ул. Парижская Коммуна:
«Я знаю что Елисеев в мае месяце 1937 года приблизительно в средних числа в разговоре со мною о его судимости заявил: «Советская власть судит людей за что забирает попов в том числе забрала и меня и судила за то что я был поп, приписывает нам какую-то антисоветскую агитацию». Елисеев Полиект Анисимович часто восхвалял дореволюционную жизнь, факты эти были очень часто все не упомнишь но я помню он в декабре месяце 1937 года в разговоре со мною заявил: «Раньше до революции жили лучше, всего было в магазинах сколько хочешь, а теперь при Советской власти, куда ни пойдешь в магазин ничего нет, а если и есть, то очень дорого рабочим купить трудно» [5].
Из клеветнический показаний Никифорова Петра Ивановича, 1902 г. р., пожарник завода им. Калинина, г. Конаково ул. Свободы д № 4:
«Как бывший поп уже судившийся за антисоветскую агитацию, настроен к Советской власти враждебно занимается проведением в жизнь своих антисоветских взглядов я знаю что он в 1937 году в ноябре месяце на квартире где я проживаю, куда он часто ходил к проживающей в доме хозяйке Крыловой в разговоре со мною о настоящей жизни в Советском Союзе Елисеев заявил: «При царской власти в разы жилось крестьянам и рабочим лучше чем при Советской власти, всего было много, а теперь советская власть довела рабочих (неразборчиво) жизни, что ничего не найдешь купить, а если и найдешь то все дорого» [6].
Обвинение на основе клеветы
Оперуполномоченный НКВД по Калининской области 2 марта 1938 года подготовил обвинительное заключение:
«Я Опер. Уполномоченного Конаковского Райотделения НКВД Ревизоров сего числа рассмотрев следственное дело № 2567 по обвинению Елисеева Полиекта Анисимовича 1881 г/рождения уроженец Московской области Богородского района д. Авсюнино, по социальному происхождению сын старообрядческого попа. Сам Елисеев также работал старообрядческим попом как до революции, а также после вплоть до 1930 года. В 1918 году как служитель культа /поп/ был лишен избирательных прав (неразборчиво) Кронштадта, где он служил попом был в 1918 г. со своей семьей выслан. В 1930 году л/свободы, срок наказания отбыл. В момент ареста работал в г. Конаково Калининской области, работал сторожем в отделе Капитального строительства.
Установлено: что Елисеев Полиект Анисимович являясь чуждым по своему социальному происхождению враждебно настроен к существующему строю в СССР, проводил активную антисоветскую деятельность против всех мероприятий проводимых партией и советским правительством. В своих контрреволюционных высказываниях Елисеев П. А. среди рабочих и (неразборчиво) Отдела Капитального строительства заводы «им. Калинина» (неразборчиво) контрреволюционную жизнь заявляя: Советская власть невинных людей расстреливает, эти люди были хорошие». Распространял клеветнические слухи в Советском Суде заявляя: «Советская власть судит людей ни за что, забирает попов в том числе меня забрала, раньше и меня судили за какую-то антисоветскую агитацию (неразборчиво) а/с агитации подтверждены показаниями свидетелей 1/ Макаровым А. П., 2/ Кузнецовой М. Н., 3/Логиновой А. Р., 4/Никифоровым И. П. Обвиняемый Елисеев Полиект Анисимович виновным себя не признал» [7].
Приговор и расстрел старообрядческого священника
Дело № 2567 по обвинению Елисеева П. А. было передано на рассмотрение Тройки УНКВД КО, которая 25 марта 1938 года постановила:
«Елисеева Полиекта Анисимовича расстрелять» [8].
28 марта 1938 года в 7 часов утра старообрядческий иерей Полиект Анисимович Елисеев был расстрелян.
Реабилитация
5 июля 1989 года Полиект Анисимович Елисеев был реабилитирован, согласно ст. I Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».
30 ноября 2013 года в г. Конаково был установлен крест на месте уничтоженного в 1936 году старообрядческого Тихвинского храма. Установку и освящение креста возглавил протоиерей о. Евгений Чунин, настоятель Покровского храма г. Ржева, ему сослужил протодиакон Иоанн Чунин. На молебен приехали чтецы и певцы из Ржева, христиане-старообрядцы Ржева, Твери и Конакова.
Покой, Господи, душу убиенного раба Своего священноиерея Полиекта!
(В цитатах из архивных документов сохранена орфография).
[1] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 7.
[2] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 2.
[3] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 8.
[4] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 14-15.
[5] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 22-23.
[6] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 16.
[7] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 16.
[8] Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 17.
Подробные данные доносчиков зря опубликовали, органы такого не приветствуют, следующий раз могут просто отказать в выдаче следственных дел. Да, и человек, которому выдают для ознакомления следственные дела, обычно дает подписку о неразглашении конфиденциальной информации.
Пусть публикуют! Считаю что страна должна знать своих "героев".
Это с одной стороны, а с другой, органы не просто так запрещают публиковать личные данные. В деле о. Полиекта возможно и нет оснований для беспокойства, но в других случаях бывала и кровная месть одних потомков другим. На мой взгляд, важна личность пострадавшего безвинно, его мы должны знать и помнить, а имена иуд напротив должны быть изглажены из человеческой памяти. Помнить нужно лишь об их преступлениях, чтобы не повторять.
При получении архивно-следственных дел никакие расписки не требуются, потому что: 1)с дел, реабилитированных граждан снят гриф «секретно», 2) прошло 75 лет со дня создания документов. (Ст. 25 п. 3, ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 г.) Согласно Статье 29, пункт 4 Конституции РФ – «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Архивно-следственные дела на репрессированных не представляют государственной тайны. Также любой человек имеет право запросить и получить копии дел по почте, если по каким-либо причинам не может лично посетить архив УФСБ.
мы не знаем при каких обстоятельствах вынуждали людей писать подобные свидетельские показания, в которых, к тому же, нет клеветнических утверждений.
Конечно, мы не знаем, что их заставило стучать на священника, вероятно идеология советской власти, может угрозы. но случись вновь такие времена, потомки стукачей должны понимать что если они захотят повторить путь прадедов то их ждет… как бы пафосно это не звучал, но -исторический позор.
интересно мнение автора — с какой целью имена стукачей названы? Свое мнение уже высказал. Вот интересный на эту тему уникальный случай с Денисом Карагодиным: http://blog.stepanivanovichkaragodin.org/
Марина, Вы лично сами запрашивали архивно-следственные дела в УФСБ или это лишь теоритическое рассуждение?
Andrey, да, лично. Уже несколько лет я работаю с архивно-следственными делами на репрессированных старообрядцев (преимущественно), впрочем не я одна. Не у меня, не у моих коллег не возникало проблем с получением копий, либо с ознакомлением с делами репрессированных. В разных регионах РФ архивные отделы ФСБ откликаются и выполняют запросы на ознакомление с архивно-след. делами.
Дмитрий, я не ставлю перед собой цель обвинить, осудить и тд. Публикация имен воспринимается мною как публикация обычного факта, не более того. Меня интересуют судьбы репрессированных, ну и, увы, так повелось, что в эти судьбы вкрались имена этих самых доносчиков.
Ну, может я отстал от жизни. Я работал с архивами УФСБ с 1998 по 2011 г. Впрочем, вот Дмитрий выше кинул ссылку на страницу Карагодина. И там есть документы из УФСБ, где ответ относительно копирования документов не родственниками репрессированного дан в классическом для органов варианте: http://blog.stepanivanovichkaragodin.org/?attachment_id=12280 Документ датирован ноябрем прошлого года.
Согласно документу: они могут быть допущены к материалам дел по истечению 75 лет с момента создания документов, по месту их хранения, с предоставлением документа, удостоверяющего личность. Далее ему можно было обратиться в УФСБ по Омской обл. На сайте есть другие мои статьи про репрессированных старообрядцев, также с цитатами из УСД. К примеру, дело ржевского священника: http://ruvera.ru/articles/pastyr_i_donoschiki
Давно интересует, действительно ли репрессированные канонизированы, мнения расходятся. Старообрядцы, пострадавшие за веру в XX веке, канонизированы Собором 2001 г., служба им опубликована в календаре Митрополии РПСЦ на 2010 г. Празднование совершается в первое воскресенье по Неделе Всех святых. Соборное решение: "15. О канонизации святых
15.1. Причислить к лику святых священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову пострадавших в XX веке от безбожников.
15.2. Благословить в молитве «Спаси Боже люди своя…» поминать их после слов «Иже во святых отца нашего и исповедника Амвросия митрополита Белокриницкаго…» молитвенным призыванием: «И святых священномученик и мученик и исповедник и иже с ними в Русстей земли за веру Христову пострадавших".
Информацию о канонизации взял со слов о. Александра Панкратова (РПСЦ), в блоге Юрия Лоскутова было
Они не могут копировать материалы. А если когда и копируют, то лишь по частной благосклонности конкретных работников конкретных УФСБ. У меня есть дела скопированные целиком, есть фрагментами. Но это все благодаря человеческому фактору. Законом же, как написали Карагодину из УФСБ, это не предусмотрено. Поэтому на мой взгляд, цитировать дело — это одно, а публиковать фотодокументы без конкретного разрешения — это иное. Как и личные данные доносчиков. Впрочем, еже писах, писах. Каждый властен поступать, как считает нужным. Прошу простить, если обидел. Видит Бог, не хотел.
к автору: так кого же расстреляла советска власть — сторожа или священника? и как соотнести "я не ставлю перед собой цель обвинить, осудить и тд." с "уничтожен работниками фаянсового завода", "отнюдь не добром отплатили ему и всему старообрядчеству потомки его подчиненных". Простите Христа ради…
Что-то я ничего особо клеветнического не нашел в показаниях местного населения. Говорил поп правду — за неё и пострадал.
Мой папа, Царствие ему Небесное, в 1945-м тоже при коллегах анекдот рассказал, спасло то, что настучали в райком, а 1-м секретарем был хороший и добрый (и такие встречались) человек, пожалел молодого фронтовика и хода делу не дал…
вашему папе повезло, а тогда сказал что то не то, сразу приговор. И еще находятся те кто хвалит безбожную и бесчеловечную ленинско-сталинскую диктатуру. У меня прадед сельским священником был. Когда храм закрыли, стал служить по домам, а его потом и расстреляли.