В 2022 году в Нарьян-Маре будет реализован проект по созданию старообрядческого музея исторической памяти земли пустозерской «Сила Веры». Идея была представлена на втором конкурсе президентских грантов 2021 года, но поддержки не получила. Затем документы подали на конкурс департамента внутренней политики НАО. В нем участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие проекты в сфере развития межнациональных отношений, и представляющие интересы коренных малочисленных народов Севера.
В итоге проект стал одним из шести победителей конкурса среди одиннадцати участников. По итогам его осуществления будет завершен церковный старообрядческий комплекс Нарьян-Мара. Последним его объектом должен стать музейный макет ямы — последнего пристанища русского писателя и духовного вождя старообрядцев протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум (1621 — 1682 гг.) — священник русской православной церкви, участник влиятельного духовно-светского «Кружка ревнителей благочестия», впоследствии — противник церковной реформы, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества во время его возникновения.
Отметим, что в XVII веке духовный сан «протопоп» был высшим у так называемого белого духовенства, то есть священнослужителей, не связанных монашескими обетами. Влияние протопопа Аввакума на православную церковь того времени было велико, поэтому после сибирской ссылки 1653 — 1663 гг. в Москве его некоторое время пытались склонить хотя бы не критиковать церковные реформы, но протопоп остался верен своим убеждениям, и гонения на него и его сторонников продолжились.
Значительный период жизни Аввакума, его писательская и публицистическая деятельность неразрывно связаны с Русским Севером. До своего расстрижения (лишения духовного сана) он около года пробыл в ссылке в Мезени, где продолжал активную пропагандистскую деятельность, рассылая вместе со сторонниками свои духовные послания по всей стране.
А последние годы, с 1667 по 1682, Аввакум жил в ссылке на территории нынешнего Ненецкого Автономного Округа, в городе Пустозерск, располагавшемся в двадцати километрах от Нарьян-Мара. Причем около 13 лет Аввакум и его единомышленники провели в специально созданной для них земляной тюрьме — яме с четырьмя отделениями на каждого, обнесенной забором. Там Аввакум продолжал интеллектуальную деятельность, несмотря на суровые условия пребывания — яма по весне заполнялась водой. Выживать и общаться с внешним миром помогало наличие в Пустозерске большого количества сторонников Аввакума.
Именно в Пустозерске протопоп создал «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» — важное произведение в истории отечественной литературы. Аввакум воспользовался многовековым опытом духовных сочинений, чтобы написать в их стилистике автобиографию. Священник на примере своей многотрудной жизни простым языком описывает как духовные, так и светские дела. Иногда Аввакума называют родоначальником русской авторской прозы.
В апреле 1682 года Аввакума и его сторонников сожгли по приказу нового царя Федора Алексеевича. Аввакум почитается подавляющим большинством старообрядцев, как священномученик и исповедник.
На территории НАО и сейчас много объектов, связанных с Аввакумом. Хотя следов от давно покинутого людьми Пустозерска почти не осталось, на его месте стоят памятные кресты и часовня староверов-поморцев. В Нарьян-Маре же с 2006 года строится церковный старообрядческий комплекс.
Как рассказал настоятель старообрядческой поморской общины Александр Иванович Ляпунов, идея создать музейный объект, посвященный протопопу Аввакуму, у него и единоверцев возникла давно. До этого в Нарьян-Маре построили часовню в память об Аввакуме, потом храм и гостевой дом для паломников. В 2017 году пришло время проектировать культурный объект.
Сначала думали сделать макет тюрьмы непосредственно в самом Пустозерске. Но, как и сотни лет назад, почва там очень сильно затопляется по весне и из-за этого музей будет разрушаться. Решили воплотить проект непосредственно на территории церкви, — рассказал Александр Иванович.
При этом как таковую глубокую яму копать не планируется — более того, средства гранта будут потрачены как раз на укрепление почвы, которая так же страдает от подъема воды по весне. Музей оформят в виде крытого сруба из цилиндрического бруса, возведенного над макетом ямы, где содержали Аввакума, размерами два на два метра.
Постепенно мы воссоздадим быт протопопа внутри, а по стенам вдоль макета развесим информационные стенды с его житием. Но это дело будущего и зависит от финансирования, — отметил Александр Ляпунов.
В Усть-Цильме (Республика Коми) уже готовы срубы, идет закупка строительных материалов. С наступлением зимы и наиболее благоприятных погодных условий их будут транспортировать в Нарьян-Мар.
Весной 2022 года важная для старообрядцев дата — 320-летие казни Аввакума и его сподвижников в Пустозерске. Александр Ляпунов ожидает прибытие паломников со всей России.
Однако добираться до Пустозерска по весне сложно. Памятные мероприятия готовятся к середине июня, когда уйдет большая вода. Туристов и паломников мы ждем уже с декабря, когда будут хорошие условия, чтобы добраться до Пустозерска, — подчеркнул Александр Ляпунов.
По словам настоятеля, в 2019 году, до пандемии, Пустозерск посетили более 600 туристов и паломников. Старообрядцы активно сотрудничают с местным музеем, 11 ноября они участвовали в мероприятии в честь 30-летия музея-заповедника «Пустозерск».
Проект «Сила Веры» подразумевает создание площадки для проведения образовательных и воспитательных мероприятий для пропаганды духовно-нравственного воспитания молодежи и формирование познавательного интереса к быту и жизни старообрядцев. Через создание музей будет раскрыт духовный подвиг и духовная сила протопопа Аввакума и его сподвижников, что поможет обогатить внутренний мир жителей округа.
Автор: Евгений Богучарский
Источник: nevnov.ru
Канал о жизни великого борца за истинную православную веру Христову протопопа Аввакума.https://t.me/avvakumPetrof