Богослужебные книги, подсвечники, лампадки и даже богослужебное облачение. Все это со временем приходит в упадок. Как сохранять такие вещи в целостности? Об этом рассуждает чтец Даниил Андрюков.

Церковная книга
Книги подвержены опасности и во время их хранения. Из-за несоблюдения правил хранения, температурного режима и прочих факторов в книгах может завестись кожеед или короед, проедающий доски книги. Кроме того, когда старинную книгу укладывают вертикально, то бумажный блок начнет проседать между досками книги, провисая вперед, от этого портится крепление корешка с блоком, поэтому следует укладывать их горизонтально, названием вверх. Богослужение для книг — это время их фактического использования. И, подобно тому, как копоть от некачественного ладана и парафина портит иконы, тоже самое происходит и с книгой, когда неаккуратно держат подсвечник. Вывести воск с книги очень трудно, капля воска всегда будет давать просвет как жировое пятно. Отсюда становится понятным, что свет свечи (который для глаз естественен в отличие от света электрического) нужно использовать безопасно со специальными подсвечниками на широкой основе.
Богослужебная литература, нотные или певческие книги — все это используется во время службы в храме. Конечно, главный фактор, влияющий на износ этих ОРН — эксплуатация. Книга используется — открывается, закрывается, в ней оставляются закладки, страницы засаливаются или пачкаются от грязных и замасленных рук. Бывает так, что человек по неосторожности проливает на книгу воск от свечи, — для этого существуют ручные подсвечники, на которые устанавливаются свечи. Есть и другие формы неосторожного обращения с книгой: некоторые складывают богодухновенные книги на пол без подстилки, что не только вредит обложке, но и показывает отношение человека и его уровень благоговения перед вещами духовными. Для этих важных повседневных мелочей существуют салфетки для рук, специальные канцелярские зажимы для страниц, которые позволяют не держать пальцами страницу книги, а также должная аккуратность. Чаще всего истираются у книги края — во время перелистывания. Однако, эта проблема иногда решается и на бытовом уровне — во многих приходах используют метод «ремонта» страниц — наклеивание бумаги на поврежденные участки. Хотя делать такие «ремонты» самостоятельно людям, не имеющим опыта в реставрации, не рекомендуется.
Бумага в книгах издания до середины XIX века сделана не из целлюлозы, а из ткани, что делает ее в сравнении с целлюлозой практически вечной. Целлюлоза же сильнее подвержена окислению, страницы таких книг ветшают гораздо быстрее, порой даже в разы, чем бумага хлопковая. Именно поэтому в приоритете общины должна стоять реставрация богослужебных книг старого издания. Весьма кстати здесь — труд переплетчиков, которые также занимаются реставрацией книг. Приход должен изыскивать возможность реставрировать книги, но еще лучше — возыметь в общине своего переплетчика. Богослужебные книги, которые не используются в богослужении, должны находиться в книгохранилище, созданном как аналог иконохранилища. Книжники или археографы знают, как сделать точное описание книги. Для большей безопасности в книгах на нескольких страницах можно проставить ex libris общины, то есть знак библиотеки общины или печать общины. Это будет препятствовать кражам и хищениям. Такую книгу будет легче возвратить.
Раки, подсвечники и другая церковная утварь
Следующим пунктом мы рассматриваем сохранение не менее важных ОРН — святые мощи и раки. Святые Божии угодники, наши молитвенники Богу, наши братья по вере, которым мы молимся в даровании нам чистого покаяния, исцеления, разрешения тяжб, благополучия в семье, пребывая в храме, нуждаются в соответствующем уходе. О святых мощах мы должны иметь большее благоговение и заботу. Необходимо соблюдать температурный и влажностный режим, мощи должны находиться в мощевиках (небольших ларцах) или раках под стеклом. Это предотвращает физические и механические повреждения. Совершать переоблачение, омовение мощей и открытие лика святого могут только священнослужители. По обычаю на сегодняшний день используются раки из дерева.

Подсвечники, подлампадники, семисвечники, паникадила, кадила и другие виды жертвенников, как и иконы подвержены действию копоти. Кроме того, большая часть из них пачкается воском в процессе естественного сгорания свечей. Коррозии эти ОРН практически не имеют, в основном, портится краска и внешнее покрытие, однако, очень часто, вследствие неосторожности, они деформируются под механическим воздействием, из-за чего необходима тонкая сварка и обработка металла. Обращаться за помощью в данном случае следует к опытным специалистам, в том числе, мастерам декоративно-прикладного искусства. Для предотвращения таких повреждений следует осуществлять должную безопасность при транспортировке, использовать качественные тросовые системы с должным запасом выдерживаемого веса. К чистке подсвечников следует подходить с осознанным выбором моющих средств, которые не будут уничтожать покрытие ОРН. Поэтому нельзя использовать абразивные пасты, мел, зубной порошок, кирпичной крошкой и иными подручными средствами. Для этого подойдут нейтральные по щелочно-кислотному балансу вещества, в том числе раствор детского мыла. Чистку следует осуществлять деревянными или пластиковыми инструментами, так они не оставляют царапин на поверхности. Это же следует отнести и к божественным сосудам. У металлических изделий есть существенное преимущество — они не боятся температуры так, как, например, иконы. Однако, несмотря на такое преимущество, следует соблюдать в хранилище влажностный режим. Хранить металлическую церковную утварь следует в деревянных шкафах, разделяя между собой предметы из благородных и черных металлов. Это же касается и литургических сосудов для богослужения — их следует покрывать специальными мягкими тканями, покровцами. Пыль и загрязнения следует удалять только мягкими кистями, пылесосом, сухим способом.
Стекло (цветное и прозрачное) и фарфор — чаще всего это лампады. Редко — фарфоровые иконостасы. Уход за этими предметами по Г.С. Клоковой (Реставратор высшей категории, автор книги «Как сохранить церковные ценности») следует осуществлять особенным образом — вода для протирания фарфора должна содержать спирт, а стекло вообще следует протирать специальными средствами или спиртом. Протирание следует осуществлять только мягкой тряпицей или микрофибровым волокном для предупреждения царапин. Хранение и транспортировку бьющихся предметов следует осуществлять в специальных, противоударных упаковках, в том числе вате.
Облачения и покровцы
Древняя богослужебная одежда — это наследие наших храмов, чудом пережившее советское время и году гонений. Не везде, к сожалению, уделяется должное внимание их содержанию и реставрации. Они очень часто имеют вид не благолепной алтарной одежды, а рваных лохмотьев, в которых, несмотря на их внешний вид, продолжают служить, участвовать в крестных ходах, увеличивая утраты, повреждения волокон и неприятный запах. Основной проблемой является недолжное хранение богослужебной одежды, не говоря о механических повреждениях. Плечики для облачений следует обшивать мягким материалом, чтобы на облачении не образовывались лишние сгибы. Для каждого облачения желательно наличие чехла, в котором облачение будет защищено от пыли и иных загрязнений. В ризнице должен соблюдаться температурный режим, в том числе — меры противопожарной безопасности.

Простые облачения нуждаются в щадящей ручной стирке в воде, которая потом выливается в святой колодец. Более древние облачения, использующие технику золотого шитья или иные формы металлических нитей, чистить нужно только вручную. Их рационально использовать в особенные праздники, чтобы сохранить их дольше. Реставраторы по золотому шитью способны отреставрировать не только дыры, но и местами воссоздать участок ткани, утратившийся в силу различных причин.
Пример составления акта дарения вещей религиозного назначения
Акт приема является бланком, в котором указано название религиозной организации, принимающей в дар ОРН, фактический адрес, телефоны, название бланка — «Акт приема» и его номер (так как на этот номер потом будет ссылаться Журнал ОРН). Данные дарителя и прочая информация указываются от руки им самим следующим образом:
«Я, (ФИО), добровольно передал в дар Местной (или Центральной) религиозной организации «(N-ская старообрядческая община)», находящейся по адресу (фактический адрес), следующие объекты религиозного назначения:
1. Икона писанная «Святитель Никола Можайский». Размеры Д70*Ш55. (Название ОРН должен присваивать грамотный член общины, также он должен иметь при себе необходимые инструменты для измерений. Все это проводится в присутствии дарителя).
2. Подсвечник напольный металлический, такого-то цвета, на 50 свечей. Размеры В120*БШ50*МШ10*ОШ60.
3. Книга «Псалтырь» в кожаном переплете, кол-во листов. Размеры Д25*Ш20.
«(число, месяц, год)», Подпись (как в паспорте)
«Принял» (заполняется членом общины от руки) ФИО
Место печати общины.
При желании самого человека сохранить свое имя в тайне он может не указывать свои ФИО, но должен оставить подпись, и ему на руки все равно выдается копия акта приема с печатью и подписью. Дарителя необходимо сразу же занести в поминание храма (на литургии или ектении, по рассуждению настоятеля).
Иные акты, например, о передаче (Акт приема-передачи) иконы на реставрацию или выставку должны составляться двумя сторонами (община и реставратор от организации или от своего лица, община и руководитель выставки от организации) и содержать полную информацию о сторонах. Данный акт будет также являться и договором, поэтому в нем, кроме основных данных и сведениях о религиозной организации указываются все данные по организации-реставратору или организации, проводящей выставку. Кроме того, сюда добавляются паспортные данные уполномоченных от религиозной организации и организации принимающей стороны на составление сего акта лиц, с ксерокопией первой страницы паспорта уполномоченного принимающей стороны. Название переданного предмета пишется слово в слово по Журналу ОРН со всей информацией кроме Примечаний. Устанавливаются для принимающей стороны сроки возврата ОРН религиозной организации. Перед передачей необходимо убедиться в том, что проведена тщательная фотофиксация. После этого ставятся круглые печати организаций и подписи обоих сторон. Такой акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.
Автор: чтец Даниил Андрюков
Источник: Как спасти церковное. Часть вторая. Богослужебный инвентарь — Старообрядцы
Комментариев пока нет