От редакции: Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна — в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения (например, безпоповцы строго следовали учению о мирщении — осквернении через внешний мир).
Современному человеку, не представляющему своей жизни без телевизора, компьютера и сотового телефона, покажется диким запрет на использование радиоприемников. Но староверы-часовенные, стремясь сохранить старый уклад жизни и благочестие, даже в конце XX века отказывались от современной техники и старались не смешиваться с «миром».
Часовенные занимают промежуточное положение между безпоповцами и поповцами. Изначально они принимали священников из господствующей церкви. Но постепенно радикальные безпоповские настроения все усиливались, поиск беглых никонианских священников, которые были бы крещены в три погружения и рукоположены правильно крещеным епископом, все затруднялся. Безпоповская практика была закреплена на Екатеринбургском соборе 1840 года.
Запрет на «лакомые яди» (еду) объясняется идеей христианского аскетизма. Другой мотив — при производстве сахара применялись нечистые звериные кости. Таким образом, сахар и все покупные сладости считались «погаными». После того, как изменилась технология изготовления сахара, запрет на покупной сахар был постепенно отменен.
В советское время часовенные называли «кадровыми» сотрудников безбожного государства и его учреждений. Именно поэтому работать в партийных и советских организациях, а также кооперативах, запрещалось. С «кадровыми» запрещалось есть из одной посуды, ходить к ним в гости и т.д. По свидетельству Сандакчесского уложения, это было связано со сталинским лозунгом времен массовых репрессий: «Каждый кадровый рабочий является строителем коммунизма». Запрет на вступление в профсоюз и уплату взносов объясняется известным в то время лозунгом «профсоюзы — школа коммунизма».
Весь советский период староверы-часовенные, пытаясь избежать контактов с безбожной властью, продвигались с Урала и Западной Сибири всё дальше на восток. Так образовались Дубчесские скиты (на притоке Енисея), существовало и существует множество заимок на территории Красноярского края и Эвенкии.
В часовенном согласии всегда проходили соборы, принимались постановления на злободневные темы.
В 1999 году издательство «Сибирский хронограф» выпустило объемную книгу «Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв.», в которой ученые Сибирского отделения Российской академии наук опубликовали постановления соборов часовенных с XVIII века, заканчивая 1990 годом.
Постановления собора, происходившего близ деревни Безымянка 26 декабря 1990 г.
Бысть духовное суждение в лето 7498 26 декабря. Собравшихся с деревень: Безымянки, с. Каса, Налимнаго, Казанцева, Ломоватка, Тарасовки и Луговатки. Во славу единосущныя святыя Троицы. И посоветовали о некоторых духовных потребах христианских и о нуждах, касающихся треб. Что касается распространения в народе великих соблазн на погибель душ христианских:
1. Дабы у коих християн аще имеются радиоприемники: в домах, избушках, или хоть где бы не было, то таковые в братию не принимаются, и некакие духовные требы не исправлять, и милостыню не брать от таковых. Сие согласно прежних уложений.
2. О исправлении продуктов. Мука, крупа, сахар (песок), масло растительное, сухофрукты, рыба соленая, соль и сода. Далее, крайныя ради нужды, у кого большая семья и невозможно обойтись, то исправить точию для таких лапшу (если не окажется по свидетельству некоторых, что добавляется молосное). Остальные макаронные изделия не употреблять. Также и масло молосное: если у кого нет коровы и предлежит нужда, то исправить. У живущих беззаконно масло не брать. А прочее, как, например, сухое молоко, дрожжи, сушки, пряники, маргарин, и что-либо в банках — таковое исправлять ни в коих суждениях не указует, то и нам не нужно вводить. Электрочайник подобен самовару.
3. Охотники любители, понеже платят членские взносы, за сию вину епитимии 12 поклонов ежедневно, так как билет постоянно имеют.
4. Пайщиков отнести пока на уровень кадровых. А кои были раньше пайщиками, т.е. лет 15-20 и более назад, а ныне не пайщики, то должны все равно выписаться из пая. А если не восхотят выписываться, то считать их с пайщиками, и если сие дальше будет продолжаться, то недалече от профсоюза будет судиться.
5. У которых христиан аще дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, то им епитимии 10 лестовок.
6. Если у которых християн дети живут беззаконно или отступники, то родителям с таковыми детями отнюд дружбы не иметь, и их, детей, если приедут, то не угощать и с ними не выпивать.
7. Если кто из наших християн обои работают по заявлению, то в их доме кто попитается, за сие да молится 300 поклонов и прощение.
8. Если которые християны исправляют конфеты и прочие лакомые яди, и когда они бывают в здешних краях, то их кормить из отдельной посуды. А которые с ними напитаются, за сие молиться четыре седмицы по 100 поклонов в день, понеже лакомые яди исправе не подлежат.
9. У которых християн исправа неполная, т. е. ограждали точию крестом, с таковыми не питаться; а если прилучится по нужде, но не всеобдержно, когда не хватит продуктов, то за сие читать прощение и епитимии 3 лестовки, а нештатным 6. (Примечание. Где за нужду во христианех имеется такая исправа, взять у них токмо хлеб печоный, остальное неприлично.)
10. Работающие по заявлению с вычетом профсоюзных взносов, хотя бы он и не подавал заявление на это, то как узнает, что с него высчитывают, должен немедленно устранить сие, то есть отказаться от взносов. А кто, ведая, будет умалчивать, мня, яко не своей волей творится, то таковый будет считаться профсоюзником. Не иметь с ним общения ни в пище, ни в молитвослужении.
11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, а также кричать безчинными гласы, сие не христианское, но еллинское беснование, за сие дело наказуются епитимией.
12. Если кто табакур и хощет прийти к браку, то таковому выдержка 6 месяцев, потом брачить.
13. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит сию и выпивает, пока не оставит сие нехристиянское дело, корчемство судится и в братию не принимать, согласно Бийскаго соборнаго уложения.
14. Афанасий Герасимовичь был предупрежден за некоторые действия, несогласные прежних уложений, что наносит соблазн и порок Церкви Христовой.
Сие суждение прочитано бысть в деревне Индыгино, Захребетное и Комендановское; пришли к единомыслию, токмо просим добавить два вопроса — исправлять банки: огурцов, помидор и яблок. Но кайтымские и наши предки просили воздержаться. И добавили:
15. Если кто получает многодетную пособию, тех семьи отнести пенсионерами.
16. Духовным лицам неприлично быть пенсионерам, и также кадровым работающим по заявлению.
И все сие уложено не нами, а прежде бывшими соборами и суждениями, а мы должны последовать по их стопам, не вводя ничего нового. Прочее, что вопреки христианскому закону, не творить. Тако посоветовали соборно согласно прежних уложений, яко же выше сказано. Кто будет согласен, то делом проходить, т.е. исполнять вышеуказанное. Кто будет не согласен, таковых оставляем на его волю, во общение братии пока не принимать, донележе исправится сохраняти вышеуказанное. И тако воздадим славу Богу о сем. Всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь
В лето от воплощения Бога Слова 1990-е.
Собрание рукописей и старопечатных книг Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, №9/97-г, л. 28-30.
Не знаю…читаю и вспоминаю Ветхий Завет Второзаконие. Может быть я не прав но поведение безпоповцев напоминает Ветхозаветных фарисееф. А Христос то нам оставил Завет Новый…
Для меня это самый большой вопрос: как сочетается учение Христа и апостолов, в т.ч. о допустимости безвредного вкушения пищи у язычников и т.п., со всеми этими изоляциями посуды, отмаливаниями продуктов и самоизоляции от остального мира другого формата.
но если ориентироваться на учение апостолов в чистом виде, то не найдется места и почитанию икон…