В предыдущих частях «“Щекотливых” откровений» мы начали знакомство с удивительным манускриптом конца XX века — лицевым толковым Апокалипсисом Иродиона Уральского. Данный манускрипт стоит в ряду c иными эсхатологическими памятниками старообрядческой книжности XX столетия, с которыми внимательный читатель уже знаком, — «Апокалипсическими чудовищами» митрополита Иннокентия Усова и сочинениями часовенного наставника Афанасия Мурачева.
Сегодня, в завершающей части материала, мы узнаем настоящее имя создателя рукописи, его происхождение и судьбу, а также окунемся в захватывающий мир «картин» «щекотливого» Апокалипсиса.
***
В результате изысканий, проведенных сотрудниками Археографической лаборатории Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина, удалось выявить настоящее имя составителя рассматриваемой рукописи — Владимир Георгиевич Токменин (1932—?). Он происходил из деревни Красногорки Исетского района Тюменской области, будучи шестым ребенком в семье крестьян-старообрядцев Георгия (Егора) и Пистимеи Токмениных. В год рождения Владимира его отца, ввиду отказа вступить в колхоз, раскулачили. В конце концов под угрозой ссылки, Георгий Токменин все же стал колхозником. Владимир впоследствии жил в Нижнем Тагиле. Из восьми детей Токмениных веру предков, помимо Владимира, сохранили лишь двое последних — Алексей и Екатерина [1]. Сам Владимир Георгиевич характеризует себя так: «И профессия моя не поэт, не писатель, но только есть деревенский мужик и русская крещена душа, и христьянский мой характер такой» [2].
Список Толкового Апокалипсиса Иродиона Уральского входит в объемный сборник, насчитывающий 491 лист, первую часть которого (л. 2–344) составляют произведения британского мыслителя Джона (Иоанна) Мильтона (1608–1674) «Потерянный рай» (л. 2—284об) и «Возвращенный рай» (л. 285–343), оказавшие влияние на личностное становление Владимира Токменина. Основа второй части манускрипта (л. 345—491об.), как уже ранее отмечалось, — блок глянцевой фотобумаги (л. 378–434) с 55-ю черно-белыми фотокопиями «картин» Толкового Апокалипсиса святителя Андрея Кесарийского, поля и обороты которых заполненными актуальными комментариями.
Иконография миниатюр протографа данной рукописи сочетает в себе элементы Филаретовско-Чудовской и Городецко-Нижегородской редакций лицевых Апокалипсисов с преобладанием первых [3]. Так, к важнейшим признакам Филаретовско-Чудовской редакции относятся образы Гога и Магога в виде переплетающихся друг с другом фигур (симплегмы) — «картины» 36, 37, 55 [4]; а к особенностям Городецко-Нижегородской — изображения духов, глаголющих семи церквям, представленные в виде вылетающих из облаков обнаженных человечков — «картины» 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15 [5]. Последовательность фотокопий местами нарушена и не совпадает с порядком миниатюр Толкового Апокалипсиса.
Перечислим основных персонажей и образы «Откровения» в порядке появления на фотокопиях миниатюр рукописи Владимира Токменина и их актуальную интерпретацию самим Иродионом Уральским (в скобках даны соответствующие главы Толкового Апокалипсиса святителя Андрея Кесарийского):
1) «Картина» 18 (гл. 13: Откр. 6:1–2) (всадник с луком на белом коне): «Потому белый, что не замараные руки, чужой крови. Эта жизнь благочестивая, учение апостолов. Стреляет он духовно — для души, спасает души от грехов, и убивает грехи, заповедями, и добрыми делами терпеть за Христа до самой телесной смерти» [6].
2) «Картина» 19 (гл. 14: Откр. 6:3–4) (всадник с мечом на рыжем коне): «Рыжий конь — это приход советской власти. Писано так, что будет дано ему меч и взять мир, да возьмет. Но это взятие мира зачин ленинское время, и возьмет он мир не весь. И по ленинской идее в наше время возьмет весь мир Горбачев М., и не стало радости любви. И говорили старики, что будут брат против брата, сын на отца, сосед на соседа»; пара человеческих фигур с палицами на заднем плане: «И так смотри: они дерутся. И говорит старуха старику: “Отдавай земли”. А старик на нее поднял дубину и сказал: “Антихристовых коммунистов из ружья убью, а земли не отдам подобру, и в колхоз я не пойду”»; пара человеческих фигур в правом нижнем углу: «И тоже дерутся» [7].
3) «Картина» 20 (гл. 15: Откр. 6:5–6) (всадник с мерой на вороном коне): «А это сталинское время. Сталь из земли, и конь под цвет земли. А мерило держит в руке своей, все измерял, и взял на учет, и за каждое древо и клок земли отдай ему деньги и налог плати. Так душил налогами. Я до 7 лет рос без молока. И последнюю корову отнял у меня это Сталин негодяй, и который старик меня крестил, он жил в бане, выгнали из дому его, и впоследствии сослан в Сибирь, и как Лыков, умер за истенную святосьть, и с Богом в раю» [8].
4) «Картина» 21 (гл. 16: Откр. 6:7–8) (всадник на бледном коне, которому имя «смерть»): «Вся природа истощает как вот этот тощий конь. И в сердцах людей поблекнет и не будет радосьти любви. И всей жизни недовольные. И в жинцы все одеты в брюки как скелеты, и подражают бледному коню. И будут вещи бледные, чашки, ложки, и поварёшки, и салафановы мешки. И вся жизни относительна бледному коню» [9].
5) «Картина» 24 (гл. 33: Откр. 11:19; 12:1–6) (большой красный дракон (змей) и жена, облеченная в солнце, с младенцем на руках; в верхнем регистре — здание церкви, два ангела и Христос): «На первую высоту Бог допустит [дракона = нечестивых людей — прим. авт.], а их семь высот. Писано во Святом Писание, что на аеръ возлетят, и будут людям морочить головы, что нет Бога. Первый Гагарин сдох, и до Бога не долетел. И остальные сдохнут все, и тогда увидят Бога» [10].
6) «Картина» 26 (гл. 36: Откр. 13:1–10) (змей и зверь, выходящий из моря; змей передает зверю свой жезл): «Море — это народ. Зверь — это советская власть. Змей — это еретическое патриаршество. Видите: лапу держит от себя — на отдачу жезла, передает жезл. А жезлъ — это власть, перешла с патриаршеской на советскую безбожную власть. Змей — это еретик, а зверь — это безбожник. Так пишет Святое Писание. Не спутаите зверя со змеем. Змей возносился мучительством, а зверь — лжеучительством. Посмотрите в журнале за 1972 г. Московской патриархии. И у Пимена точно такой же жезлъ в руке. То есть у Генадия, такой же жезлы в руке, Болгарского патриарха» [11].
7) «Картина» 28 (гл. 26: Откр. 9:1–12) (в верхнем регистре — пятый ангел вострубил; в среднем справа (от зрителя) — прузи (саранча) во главе с ангелом бездны, в руке у которого серп; в нижнем — кладезь бездны в виде шестигранного колодца, над ним ключ и звезда): прузи — «это танки пошли на войну германскую»; серп — «это жатва войной»; кладезь бездны — «это заводы, заводская труба»; «смерть с косою людей пожинает от заводского дыма, и от разной техники» [12].
8) «Картина» 34 (гл. 50: Откр. 16:10–11) (пятый ангел выливает фиалу гнева Божия на престол зверя, окруженного демонами): зверь — «это Россия», лжепророк — «это Китай»; «на них ангел вылил фиалу ярости гнева Божьего при Хрущеве, и они стали грызтись из-за Сталина, Китай и Россия»; демоны справа — «коммунисты»; демоны слева — «демократы»; люди слева в верхнем регистре — «это простой рабочий народ» [13].
9) «Картина» 35 (гл. 38: Откр. 13:18) (в среднем регистре — антихрист и лжепророк; в нижнем — проставление антихристовой печати): «Все ище грызутся о мертвом теле Сталина. Смотри, Китай сухонький, голодный слабый, и нажимает смело, на Россию. А Россия сильная не поддается ему. А на следующей картине уже помирятся. На 36. И будет война в 1991 г. И так все нарисовано загадочно» [14].
10) «Картина» 37 (гл. 47: Откр. 16:3) (второй ангел выливает фиалу гнева Божия в море; слева — Гог и Магог): «Почему я так объясняю, потому что у них на головах короны царские, значит это царизмы, Америка. И самая сильная, а остальные — демократизмы и соцыализмы»; Гог и Магог — «это Америка»; «Ангел вылил чашу на моря, и рыбы кверху брюхом. Это американские испытания Бог попустил» [15].
11) «Картина» 39 (гл. 46: Откр. 16:1–2) (первый ангел выливает фиалу гнева Божия на отступников; в нижнем регистре — антихрист и демоны; один из бесов держит в руках икону зверя, которой поклоняются выстроившиеся в очередь люди): икона зверя — «это есть телевизор, вот он держит, посмотри, у демона в руках» [16].
12) «Картина» 40 (гл. 45: Откр. 15:1–8) (в верхнем регистре — престол Господень и семь ангелов, наводящих на людей язвы; в среднем справа — праведники на стеклянном море; в нижнем — антихрист и его слуги, побивающие праведников): антихрист — Михаил Горбачев, на чьей голове «вместо царской короны — пятно, и вместо пятна вот корона» [17].
13) «Картина» 45 (гл. 53–54: Откр. 17:1–18) (жена (блудница) с чашей в руке верхом на звере с 7-ю головами и 10-ю рогами, сидящая на водах многих): «Этот зверь багряный, обагрился от невинных кровью людей. Значит красный. Советская власть — красная. Море — это народ. Жена — это Москва. А чаша в руке — это слава безбожная. А на сороковой картине тоже он же самый с одной головой, с десятью рогами. И на 41-й ресует его человеком тоже самое. И ее, советскую власть, и антихриста ресует и пишет по разному — зверем и человеком. И на 26-й и 27-й картине, тоже она же самая советская власть, и тут же антихрист» [18].
14) «Картина» 46 (гл. 55: Откр. 18:1–24) (в верхнем регистре — 3 ангела; в нижнем слева — 2 корабля, плывущих по морю; справа — падение Вавилона, из которого бегут люди): «Это показывает падение Москвы. И всему земному шару, будет тако, в свое время» [19].
15) «Картина» 48 (гл. 44: Откр. 14:17–20) (в верхнем регистре — здание церкви и 2 ангела; в нижнем — ангел жнет виноград и тот же ангел с точилом, из которого исходят струи): «Это будет общая жатва всего мира. Так писано, что плевелы — на огнь, а поды — в житницу. И это не точило, а оружие, и это получится между двумя реками, Бий и Катунь. Потечет кровь до конских уст, на 1600 стадей, то есть саженей. Это может свершится, в 1991 году в начале апреля» [20].
16) «Картина» 55 (гл. 63: Откр. 20:7–10) (в нижнем регистре слева — сатана, выходящий из темницы; в среднем — Гог и Магог осаждают стан святых; в верхнем слева — огонь с неба, пожравший Гога и Магога; в нижнем справа — сатана низвергается в огненное озеро, где уже находятся зверь и лжепророк): «В последствии огнь с неба падет на Америку и на весь земной шар. Никон патриарх, еретик, предотеча антихристу, и находится в темнице адской. И отрыгнет адская темница его, и он упадет в огненное озеро атомное, после судьба его»; «Антихрист и двухрогий зверь, это Россия и Китай, они нарисованные первые в озере вот здесь [антихрист и лжепророк в огненном озере — прим. авт.]. Значит будет война». Сатана — «это Никон патриарх еретик»; «Это Америка, Гоги и Магоги» [21].
Справедливости ради следует отметить, что рукописи Токменина, равно как и эсхатологические трактаты Афанасия Мурачева, не пользовались популярностью среди основной части его единоверцев, привыкших ориентироваться на более традиционную книжность.
Что же касается самого Иродиона Уральского, то он исчез столь же таинственно, сколь и появился. Последний раз Владимир Георгиевич встречался с археографами в 2001 году. В начале 2010-х в его квартире уже жили другие люди, не имевшие о нем никаких сведений. Последующие розыски Иродина, предпринятые сотрудниками археографической лаборатории Уральского федерального университета ни к чему не привели. Среди умерших в Нижнем Тагиле за 2001–2014 годы Владимир Георгиевич Токменин также не значится… Дальнейшая судьба Иродиона Уральского так и осталась загадкой — в духе наиболее таинственной книги Библейского канона, истолкованию которой он посвятил свою жизнь.
Примечания:
[1] Počinskaja I. V. Eine altgläubige Interpretation der Joannesapokalipse aus jüngster Zeit // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2015. Bd. 63. № 3. S. 439.
[2] ЛАИ ИГНИ УрФУ, VII, 315р/5624, л. 487 об.
[3] Об иконографических редакциях лицевого Апокалипсиса см. подробнее: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый. Т. 1–2. М., 1884; Грибов Ю. А. Городецко-нижегородские списки лицевого Апокалипсиса в контексте общих проблем изучения памятника // Старообрядчество в России (XVII–XX века): Сб. науч. тр. Вып. 4. М., 2010. С. 471–495.
[4] ЛАИ ИГНИ УрФУ, VII, 315р/5624, л. 415 об., 416, 433 об.
[5] Там же, л.. 386, 387 об., 388, 389 об., 391 об., 392, 393 об.
[6] Там же, л. 396 об.
[7] Там же, л. 397.
[8] Там же, л. 398 об.
[9] Там же, л. 399.
[10] Там же, л. 402 об.
[11] Там же, л. 404 об.
[12] Там же, л. 406 об.
[13] Там же, л. 413 об.
[14] Там же, л. 414.
[15] Там же, л. 416.
[16] Там же, л. 418 об.
[17] Там же, л. 419.
[18] Там же, л. 423 об.
[19] Там же, л. 424.
[20] Там же, л. 426.
[21] Там же, л. 433 об.
Сокращения:
ЛАИ ИГНИ УрФУ — Лаборатория археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
История — это всегда захватывающе интересно!
Отличная статья! Вообще архивы содержат в себе просто уникальные документы, которые отражают дух того времени.