Вопрос репатриации, возвращения русских и представителей других национальностей, традиционно проживавших на территории России, обсуждается на общественном и даже государственном уровне не первый раз. Однако, несмотря на всю важность этой проблемы, серьезным образом этот вопрос не был решен никогда. На этот раз дискуссия о репатриации возникла в стенах Государственной Думы.
Первые эмигранты
Первая волна эмиграции с территории России началась сразу после церковного раскола XVII века. Тогда Большой Московский собор 1665-1666 годов утвердил «градские казни», то есть государственные наказания разной степени для приверженцев древнерусских обрядов, старых церковных книг и прочих церковных и бытовых традиций. После начала репрессий староверы целыми общинами бежали из столицы и других крупных городов московской Руси. Кто-то уходил на окраины страны, прятался в лесах, горах и расселинах, другие оказались за рубежами отечества. Этот процесс продолжался почти столетие, начиная с 60-х годов XVII века и до 60-х годов XVIII века. Особенно большое число староверов оказалось во внутренней и внешней эмиграции во время правления Петра I и Анны Иоанновны, чьи правительства отличились особенно жестокими гонениями на веру.
Впервые вопрос о возвращении сограждан был поднят во время правления Екатерины II, когда Российская империя приросла большими территориями, такими как Крым, Новороссия, и другими. Эти пустующие земли нужно было как-то осваивать. В 1762 году императрица подписала Манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу». Этот указ был обращен как к русским эмигрантам, включая старообрядцев, так и к иностранцам. В частности, на него откликнулись немцы. Благодаря этим указам, состоялась немецкая колонизация Поволжья, когда в Российскую империю приехало 25 000 граждан германских княжеств.
Репатриацией староверов непосредственно занимался ближайший фаворит императрицы князь Григорий Потемкин. Он предложил заменить термин «раскольники» на «старообрядцы», а также предоставить им новые земли в Новороссии и Приднестровье. Заметную роль в этом переселении сыграл Малороссийский генерал-губернатор Петр Румянцев. В бытность его командующим русской армией на Дунае, в 1771-1773 годах, при его содействии из Молдавии под Александровск (ныне город Запорожье) переселились 1240 старообрядческих семей, основавших ряд новых сел. В 1785 г. при обустройстве Таврической области, между Днепром и Перекопом, также определялись места для поселения старообрядцев.
Старообрядцы, проживавшие в глухих местах Российской империи, с надеждой отнеслись к этой инициативе властей. Однако староверы, эмигрировавшие за границу, с осторожностью отнеслись к правительственным предложениям, поскольку они не подтверждались обещанием свободно исповедовать Старую Веру. Конечно, во времена Екатерины старообрядцы получили некоторые послабления, но полноценной свободы вероисповедания в России не объявлялось. В 1764 г. императрица решила осуществить переселение насильственным образом и направила военную экспедицию в центр староверия на реке Ветка (Речь Посполитая (Польша)). В результате было пригнано около 20 тыс. староверов. При этом, как сейчас бы сказали, был нанесен большой ущерб культурному наследию этого староверческого центра.
Белая эмиграция
В официальной российской историографии первой волной эмиграции называется эмиграция, связанная с октябрьской революцией 1917 года и последовавшей за ней гражданской войной. Предполагается, что тогда из страны выехало от полутора до трех миллионов человек. Среди них — военнослужащие, воевавшие против большевиков, промышленники, лишившиеся собственности, дворяне, изгнанные из своих усадеб и поместий. Уехало немалое число представителей творческой интеллигенции. Среди них — композитор Сергей Рахманинов, певец Федор Шаляпин, писатель Иван Бунин, инженер Игорь Сикорский.
Впрочем, сегодня термин «белая эмиграция» оспаривается некоторыми историками. Великий исход русских людей из страны в 1917-1922 годах был связан не только с гражданской войной, но и с новым строем, который не позволял существовать носителям других идеологий и мировоззрений. В эти годы из страны вновь стали уезжать старообрядцы, по причине гонений на религию. Уезжали не только белогвардейцы и монархисты, но и многие социалисты, эсеры, анархисты, тот же Нестор Махно, закончивший свою жизнь во Франции… Уезжали даже большевики, например, Лев Троцкий и его сторонники.
Сначала большевики с радостью отнеслись к этой массовой эмиграции. Операция советских властей по высылке известных деятелей науки и культуры, известная, как «философские пароходы», была проведена по инициативе В. И. Ленина в 1922–1923 годах, в рамках борьбы с инакомыслием.
Однако позже большевики спохватились, видя, что из страны уехали видные деятели культуры и, что особенно было важно для строящегося государства, технические специалисты и ученые. Советский МИД стал работать в эмигрантской среде, предлагая видным деятелями науки и культуры вернуться на Родину. По разным данным, в страну вернулось 200-300 тыс. человек. Среди них — писатели Алексей Толстой, Александр Куприн, эстрадный исполнитель Александр Вертинский, художник Иван Билибин.
Однако не у всех вернувшихся судьба сложилась удачно. Так, был расстрелян муж и репрессирована дочь поэтессы Марины Цветаевой. Это произошло вскоре после их возвращения из Парижа. Сама же Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Нельзя сказать, что полностью благополучно состоялось возвращение старообрядцев-некрасовцев из Турции в 1962 году. Земли, предоставленные им в СССР, оказались существенно хуже обещанных, также местные власти разными способами препятствовали строительству храмов и свободному отправлению религиозных обрядов.
Репатриация — затянувшийся на 30 лет разговор
Очередная актуализация темы репатриации началась в 1090-е годы. Во-первых, после распада СССР в его бывших республиках, ставших независимыми государствами, осталось до 20 млн. этнических русских. Во-вторых, еще живые тогда представители и потомки первой (1917-1922) и второй (1940-е) волн эмиграции высказали желание вернуться в Россию.
Но вот, что рассказывает в своем интервью специалист по русскому дворянству и эмиграции Олег Щербачев:
«Закон о выдаче российских паспортов всем потомкам эмигрантов первой волны был практически готов и лежал у Ельцина на рабочем столе, но наши олигархи уговорили Ельцина его не подписывать. И понятно, почему. Они испугались. Они подумали, что если русская эмиграция получит гражданство и вернется в Россию, то она может поставить вопрос и о реституции. (Сами они, несомненно, так бы и поступили). В любом случае, всплывет вопрос о том, по какому праву огромным имуществом в 90-е годы завладела группа выскочек. Придется делиться, подумали они. И испугались».
Также считается, что властные элиты тогдашней РФ напугал интеллектуальный и исторический бэкграунд эмигрантов первой волны и их потомков — происхождение, уровень образования, воспитания, культуры. Они в те годы могли бы стать реальной силой, претендующей на моральное лидерство.
В 2019 году парламентская фракция Государственной Думы от ЛДПР предложила законопроект, предусматривающий возможность упрощенного предоставления гражданства РФ для всех, у кого в свидетельстве о рождении национальность хотя бы одного из родителей обозначена как русский. Авторы проекта предлагали освободить их от требований непрерывного проживания в России в течение пяти лет, а также от подтверждения источника средств к существованию и сдачи экзамена на знание русского языка. Однако и этот проект был отклонен, а его идея была отложена в «долгий ящик».
Летом 2024 года в РФ вновь развернулась дискуссия о репатриации, связанная с очередным законопроектом, обсуждаемом в Госдуме.
Эксперты высказывают следующие мнения:
— Зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин: «Подготовлен указ президента о репатриации. Но чтобы репатриация не превратилась в свою противоположность, нужно понимать, а кто такие соотечественники? Можем ли мы считать всех жителей Средней Азии нашими соотечественниками? Я совершенно в этом не уверен. Там есть люди одной с нами национальности — русские — они наши соотечественники».
— Репатриация должна быть разумной и справедливой. Главное, чтобы была правильно оформлена в законе, считают общественники. Главный критерий — самоидентификация: если человек думает на русском, принимает культуру и традиции, объявляет себя русским, то он имеет право называться русским, считает экс-министра информации ДНР Д. Безсонов.
— Необходимо, наконец, утвердить перечень коренных народов России. Тех, кто живет веками в современных границах РФ, а не СССР или Российской империи. Нужно мыслить современными реалиями, а не советским имперством, считает писатель Р. Антоновский.
— Политолог Илья Ухов считает, что право на включение в «соотечественники» имеют лишь народы, не имеющие национальных государств за пределами РФ в текущих границах.
— Член СПЧ А. Ионов предлагает помочь репатриантам из Европы, дав им возможность не просто вернуться на историческую Родину, а помочь устроить свой быт и трудоустроиться. Большинство русских, подпадающих под репатриацию с Запада, высококвалифицированные специалисты с хорошим образованием, в отличие от приезжих из стран Азии.
— Политолог Р. Алехин сформулировал 3 признака, на которые стоит ориентироваться в принятии закона о репатриации: во-первых, понятие многонационального народа РФ должно относиться только к коренным народам современной России, а не империи или СССР. Второй важный признак — отсутствие у народа своего национального государства. Третий признак — одно российское гражданство: репатриация должна предусматривать отказ от гражданства другой страны.
Остается надеяться, что эти предложения выльются во что-то реальное, и 30-летнее переливание из пустого в порожнее по теме возвращения соотечественников, наконец, закончится конструктивным результатом.
Комментариев пока нет