Я не смотрю телесериал «Раскол». У меня нет телевизора. Но у меня сложилось некоторое мнение о фильме. Дело в том, что со мной его активно обсуждают в Общине, к нам приходят обсудить его внешние, я читаю о нем в Интернете. На протяжении недели, наверное, каждый третий звонок поступал мне на тему сериала «Раскол».
Что думают о сериале сами старообрядцы, в частности, в нашей, Покровской Общине. Вне зависимости от образованности, начитанности, обладания темой, сериал производит положительное впечатление. Кому – близостью темы, кому – качественной и правдивой картинкой. Привыкшие к обычному негативу со стороны общества, старообрядцы видят некоторое восстановление справедливости. Образ Аввакума впечатлительно воплощен незамыленным актером, противники реформ Никона в кои-то веки показаны нормальными людьми, не фанатиками, имеющими собственное мнение, которое никто не захотел учесть.
И старообрядцы не замечают в сериале какого-либо незаслуженного унижения патриарха Никона. Просто старообрядцам проще смотреть на него как на обычного человека, а не как на разпиаренного небожителя и выдающегося государственного деятеля. Некоторые вопросы вызвал эпизод с иконами в доме Морозовой. Как-то переставлены акценты и может сложиться впечатление, что старообрядцы сами были сторонниками новой живописи. Более знакомые с церковным Уставом, богослужением заметили какие-то другие огрехи и неточности, но в целом впечатление очень положительное.
На протяжении прошедшей недели было несколько интересных встреч, телефонных разговоров на тему «Раскола» с нестарообрядцами. Тоже услышал только положительные отзывы. Но самым ценным была реплика одного человека, которого я и верующим то не считал: «Почему же нам об этом раньше не говорили!?» Думаю, весь смысл и значение сериала в этом возгласе. Даже ради этого стоило его делать.
Собрав все многочисленные мнения и отзывы, у меня возникло впечатление, касающееся самого сериала косвенно. Вначале я подумал о том, что, оказывается, есть в России люди, готовые вкладывать серьезные деньги в дело проповеди старообрядчества. И мы, старообрядцы, о них не знаем. Ведь нельзя сказать, что сериал сильно рейтинговый, и кто-то захотел профинансировать его съемки ради коммерческой выгоды. Именно по этой причине, может быть, его не принял канал «Россия 1». Но когда я узнал, что фильм снимался на бюджетные деньги, у меня возникла другая мысль.
Я Настоятель Покровской Старообрядческой Общины. Я не понаслышке знаю, как любое решение в отношениях власти к старообрядцам принимается только после резолюции соответствующего представителя Московской Патриархии. И я вряд ли поверю, что съемки сериала «Раскол» на бюджетные деньги велись без согласования с Московской Патриархией. Но если это действительно так, то мы видим интересный поворот политики Русской Православной Церкви по отношению к старообрядчеству. Мне кажется, что преследуя вполне понятную цель присоединения к себе старообрядцев, РПЦ наконец-таки поняло, что самым действенным в этом процессе может быть не гонение, не уничтожение, и не признание равночестности, равноспасительности, «лучшести» или древности старообрядческой практики, и даже не объятия и приглашения.
А действенным в этом деле может быть официальное государственное возвышение старообрядчества, его поднятие в общественном мнении с уровня маргинальности и фанатизма на уровень государственной церкви и «элитного Православия». Именно это позволит уничтожить один из главных общественных козырей старообрядчества – его угнетенность и негосударственность и окончательно нивелировать его с общей массой «православных».
Я бы очень хотел ошибиться в своем предположении…
Комментариев пока нет