Покровский храм, стоящий прямо в полосе отвода железной дороги на берегу Яузы, ни разу не перестраивался с XVII века. После революции он был закрыт и разорен. Сначала здесь были мастерские по ремонту электрооборудования, потом делали памятники Ленину, а в 1961 году здание передали хоровой капелле. Сейчас при храме действует Патриарший центр древней богослужебной традиции — это одна из трех православных общин столицы, где службы совершают по старому обряду.
К алтарю за романтикой
До сих пор историки задаются вопросом, почему реформа патриарха Никона, решившего привести русское богослужение в соответствие с обрядами, принятыми в то время в греческих православных церквях, вызвала такое сопротивление в народе. Тысячи людей добровольно шли на костры, предпочитая страшную смерть новому порядку. Монастыри и храмы штурмовали войска, целые семьи замерзали насмерть на пути в Сибирь — кто-то сам бежал туда, где нет солдат и можно молиться как хочется, кого-то высылали власти. Одна из попыток примирить две церковные традиции — так называемое единоверие, официальное разрешение служить в отдельных храмах по старому обряду.
При этом все анафемы, принятые на церковных соборах против старообрядцев, оставались в силе (их сняли только в ХХ веке). И обычный православный мог причаститься у священника-единоверца только в самом крайнем случае. Только в 1905 году последний российский самодержец подписал знаменитый указ «Об укреплении начал веротерпимости», разрешающий православным «отпадение» от собственной религии. Старообрядцы вздохнули свободно, и число единоверческих храмов к 1917 году достигло 600. Сегодня их, по словам настоятеля Покровского храма священника Иоанна Миролюбова, всего около 40.
«А к началу перестройки было только два! Наверное, 40 — не так много, но давайте вспомним, что было в Советском Союзе. Сначала совсем не было прихожан, так что рост заметен», — говорит он.
Своих прихожан он условно делит на три категории: потомков старых единоверцев; тех, кто перешел из «классических» старообрядцев (которых в Русской Церкви, несмотря ни на что, до сих пор считают раскольниками); и тех, кого привела «историческая романтика».
Кто в рай попадет
«Они ищут атмосферу Древней Руси. Говорят: «Хотим посмотреть, как у вас здесь». И чаще всего остаются прихожанами. Иные попадают случайно: их завораживает древняя служба. Но такие потом убегают, как ошпаренные — чувствуют что-то непривычное, это их пугает, и больше они не приходят. Кто-то просто смотрит. А кто-то признается: «Мы после вас не понимаем, как по-другому молиться». Можно назвать этот путь эстетическим — люди воспринимают саму службу, и она трогает их сердца», — рассказывает отец Иоанн.
Ему часто задают вопрос, чем отличается служба по старому обряду: только ли двумя, а не тремя сложенными при крестном знамении пальцами и количеством молитв? «Конечно, нет, — отвечает священник, — гораздо важнее атмосфера». В старообрядческом приходе очень важно понятие единомыслия, единой молитвы, здесь нет места «творческому подходу». «Если положено класть поклоны, все кладут поклоны, не положено — не кладут. Нет хождений по храму, личных проявлений — икону поцеловать, свечку поставить. И сама служба неспешная, проникнутая древним унисонным пением, которое больше настраивает человека на молитву», — убежден он.
Отец Иоанн родился в Прибалтике в старообрядческой семье, десять лет был ректором Рижского старообрядческого духовного училища, но потом перешел в РПЦ. Рукополагал его в Смоленске будущий Патриарх Московский и всея Руси митрополит Кирилл, а старообрядцы до сих пор не могут простить.
«Я родился в среде беспоповцев — это старообрядцы, у которых нет священников и некому совершать таинства. Многие задумываются, как вернуть утраченное, это очень большая проблема. Конечно, за тех старообрядцев-беспоповцев, которые живут вдали от цивилизации, в тайге, моя душа не болит — их напряженный молитвенный труд, я уверен, Господь оценит. А вот те, что в городах, очень быстро теряют свои специфические черты. В моем понимании это ничем не оправдано», — рассказывает он.
Мороженое и дресс-код
Каждое воскресенье в красивый белый храм у бывшего электрозавода приходит человек 50. Все очень молодые — лет по 30. «Крестим, венчаем, только с погребениями у нас плоховато», — шутит отец Иоанн.
Как и полагается старообрядцам, прихожане большое внимание уделяют внешнему виду и соблюдению положенных канонов: перед службой переодеваются в специальную молитвенную одежду, которая хранится здесь же, в храме. Но без фанатизма, сразу предупреждает настоятель. Он не понаслышке знает, как легко верующему потерять смысл, увлекшись внешней формой.
«Любой нормальный, воспитанный человек должен понимать, куда он идет — на пляж или в храм. Ведь почему-то не принято ходить в шортах в театры и даже в хорошие рестораны. А в храм некоторые рвутся в том, в чем гуляют в жару по улице, и возмущаются, когда их здесь не понимают», — говорит священник.
«Иногда видишь такие картинки: идут два священника в рясах и едят мороженое. Наверное, их не воспитали, или они не понимают, что не надо этого делать на улице, в метро. Мы тут стараемся такие вещи прививать», — заключает он.
Один из его прихожан, потомственный терский казак, однажды надумал венчаться. У него самого проблем со свадебным костюмом не возникло, а вот в поисках наряда для невесты пришлось обойти пол-Москвы, в том числе и православные магазины. В итоге то, что хотели молодые, нашлось только у мусульман. «Стыд для всех нас», — качает головой отец Иоанн.
Как петь православному
Известный публицист и обозреватель телеканала «Царьград» Михаил Тюренков считает, что единственную сторону, виновную в разгоревшемся при царе Алексее Михайловиче церковном разделении, определить невозможно. Он тоже единоверец и более десяти лет является прихожанином еще одного московского прихода РПЦ, где служат по старому чину, — храма Святителя Николы в Студенцах на Таганке. Прихожан здесь немного, зато практически каждый в общине знает церковный устав и умеет читать богослужебные тексты, а многие еще и поют древним знаменным распевом. Последний председатель Высшей аттестационной комиссии СССР академик Евгений Шемякин тоже ходил в эту церковь.
«Самое главное, наш приход — это настоящая семья, где никто не смотрит на чины и звания и все стараются возрастать в вере и помогать в этом друг другу. И тут нет ни грамма лишней патетики», — говорит Михаил.
Что касается приверженности древнему унисонному пению, то Михаил солидарен с отцом Иоанном: «Унисонное (а не многоголосное, как в большинстве православных храмов) пение намного лучше располагает к молитве и позволяет понять духовный смысл того, что поется. Русский религиозный философ Евгений Трубецкой как-то назвал икону «умозрением в красках». И именно «умозрением» или даже «богословием в пении» я бы назвал знаменный распев», — объясняет он.
Католики с единоверцами — братья навек?
Община Никольского храма поддерживает близкие отношения с белорусскими староверами-беспоповцами, часть которых перешла в Московский патриархат на правах единоверия. Особенно в Минске и Полоцке.
«Белоруссия, с одной стороны, все еще сильно напоминает Советский Союз, а с другой — испытывает значительное католическое влияние. Однажды по приглашению митрополита Минского приехали мы на пасхальные торжества. На особых vip-местах в кафедральном соборе Святого Духа расположились местные чиновники: Минкультуры, горисполком, глава отдела по идеологической работе (есть и такой) и, как говорится, «другие официальные лица». И эти лица говорят, вот, мол, места для «ваших». Но оказалось, что это были места для католиков: их белорусского архиепископа-митрополита Тадеуша (Кондрусевича) с присными. Что же в глазах белорусских чиновников так сблизило гладко выбритых латинян с бородатым единоверческим игуменом? Оказывается, деталь облачения, малая мантия, которую носят старообрядческие монахи, — она напоминает католические пелерины. Судя по всему, малая мантия пришла из раннехристианской древности, но после реформ патриарха Никона сохранилась только у православных старообрядцев и у римокатоликов», — рассказывает Михаил.
Пострадавшие за царя
После революции на «пострадавших от царизма» старообрядцев советская власть первое время демонстративно не обращала особого внимания. Более того, по словам журналиста Алексея Пичугина, много лет изучавшего историю, большевики были благодарны купцам-старообрядцам за то, что те поддерживали революционеров рублем. Потом, естественно, все было забыто, и староверы разделили горькую участь большинства религиозных конфессий в СССР. А вот единоверцам, многие из которых были убежденными монархистами, с самого начала надеяться было не на что.
«Для единоверцев предреволюционные годы были временем своеобразного расцвета — в 1912 году в Петербурге прошел первый единоверческий съезд, а вскоре после Февральской революции в Нижнем Новгороде состоялся второй. У приверженцев старого обряда появился епископ Симон (Шлеев), известный священник и активный деятель единоверческого движения. К сожалению, прослужил он совсем недолго — убит неизвестными в 1921-м. Второго архиепископа, Андрея (Ухтомского), расстреляли в 1937-м. Важным событием в жизни единоверческого течения стала отмена в 1929 году всех соборных решений XVII века в отношении старого обряда. В это время могла открыться совершенно новая страница в жизни "единоверия", но по всей стране уже массово закрывали церкви», — считает Алексей.
Один из крупнейших единоверческих приходов, продержавшийся дольше других, — Михайло-Архангельский храм в Михайловской слободе, неподалеку от Москвы. Его закрыли уже в 1950-е. Священник этого храма, протоиерей Стефан Смирнов, служивший в нем с 1903 по 1934 год, оставил после себя очень любопытные дневники, которые вел с начала ХХ века до самой своей кончины.
К 1980-м единоверческих приходов в СССР практически не осталось.
Что дальше?
Будущее «единоверия» Михаил Тюренков связывает с просвещением. «Мы должны больше узнать о том, что же в реальности привело к расколу. Не выискивая виновных, анализировать эту трагедию, говоря современным языком, как «кейс», чтобы сделать выводы из случившегося», — убежден он.
Но это нельзя сделать «по разнарядке сверху», нужен именно диалог, который позволит если не прийти к компромиссу, то хотя бы сформулировать эту позицию. Иначе о воссоединении старообрядцев с РПЦ не может быть и речи, полагает Тюренков. В ходе этого содержательного (и, что крайне важно, взаимоуважительного) диалога нужно вместе защищать нравственность, бороться с абортами и «общественными девиациями», устраивать выставки и вообще чаще встречаться, чтобы узнавать друг друга не только как оппонентов, но и просто как православных русских людей, объединенных общими ценностями.
«Я скорее оптимист, поскольку вижу, что хоть и медленно, со скрипом, но интерес к дораскольным традициям просыпается, новые единоверческие общины создаются, причем не по указке сверху, а благодаря инициативам снизу. Хотя без должного знания и обсуждения случившегося во второй половине XVII века все это останется на уровне «сапог и косовороток» — фольклора, эстетически интересного, но еще отнюдь не являющегося «единоверием», — заключает собеседник.
————————
Автор: Алексей Михеев
Источник: ria.ru
После Указа 1905 г. "Старообрядцы вздохнули свободно, и число единоверческих храмов к 1917 году достигло 600". Странная, исходя из логики, фраза. Как будто свободные старообрядцы повлияли на этот рост, между тем они в этот период активно строили свои храмы. А из каких источников 600? Просматривая список диссертаций на церковную тематику, в автореферате А.С.Палкина "Единоверие в сер.18 — начале 20 вв…"(Екатеринбург,2013) встретил иное. Синодальная статистика на конец 19 в. приводит от 256 до 278 приходов. И что, с 1900 до 1917 единоверческие приходы увеличились более, чем вдвое? Тогда за счет чего и кого? Или "пляшут" цифры у разных исследователей? Тем более, что диссертант обосновывает положение о том, что большинство единоверцев, вплоть до начала 20 в., продолжали ассоциировать себя со староверами. Интересно и другое : в конце 19 в. большинство приходов было на Урале, только в Пермской губернии 70! А ныне?
И ныне значительная концентрация на Урале — в Екатеринбургской епархии и 1 в Пермской.
Хотя замечания Ваши справедливы. Приходам этим место в регионах с вековой старообрядческой традицией — собственно с той и целью, дабы эту традицию сохранить.
Больше это все равно никто не будет делать
@Своих прихожан он /о.Иоанн/ условно делит на три категории: потомков старых единоверцев; тех, кто перешел из «классических» старообрядцев (которых в Русской Церкви, несмотря ни на что, до сих пор считают раскольниками); и тех, кого привела «историческая романтика».@
И да и нет. Потомки "старых" единоверцев обретаются, скорее, в Слободе. Из "классических" старообрядцев могут придти безпоповцы, ибо чадам РПСЦ и РДЦ чего искать в единоверии? А вот насчёт "романтиков" всё гораздо серьёзнее. Это люди, приходящие из никонианских "партесных" храмов для духовного роста. Некоторые идут в храмы монастырские, монастыри-то ныне везде есть, а вот некоторым посчастливилось найти себя в единоверии.
Хочется от души поблагодарить отцов Иоанна, Кирилла, Иринарха и других делателей на единоверческой ниве.
А также-клир Спасского собора Андроникова монастыря, с его знаменным роспевом, длинными службами и чудным отцом-настоятелем. Это пример новообрядцам, КАК надо служить.
Спаси Христос!
Вот под влиянием таких хвалебных отзывов года три назад после экскурсии зашли в собор и увидели обычную новообрядческую картину : слева на входе священник быстренько и с безразличным выражением принимает на исповедь, справа "подвывают" хору, знаменного и в помине нет, толчея и суета. Спросил тетку за лавкой о Кутузове , ответ — так он редко бывает. Поразило, что собор внутри как то не обустроен, все высокие своды обшарпанные. Такое вот "наследие". Может все изменилось?
Агапит.
"Иначе о воссоединении старообрядцев с РПЦ не может быть и речи, полагает Тюренков"
Ну, об этом действительно не может быть и речи. Это, по сути, разные Церкви. Даже РПСЦ и РДЦ, не говоря уж о РПЦ МП.
Сергий 985, Denis все эти разсуждения про молитву о врагах конечно замечательны, но вот конкретная статья, которая так и называется "Терентий Мурачёв: «За гонителей никогда не молились, не было этого»"
http://ruvera.ru/articles/terentiiy_murachev
И что? Мало ли какое мнение у какого терентия. Один терентий за врагов не молится, другой считает, что священство прекратилось, третий терентий может вообще считать, что картошка это антипричастие. Тут даже комментировать нечего.
"…После революции на «пострадавших от царизма» старообрядцев советская власть первое время демонстративно не обращала особого внимания. Более того, по словам журналиста Алексея Пичугина, много лет изучавшего историю, большевики были благодарны купцам-старообрядцам за то, что те поддерживали революционеров рублем."
К сожалению не знаю к какой конфессии и роду-племени принадлежит Алексей Пичугин, но он совершает очередной гнусный исторический подлог против старообрядчества. "Пичугин и иже с ним" одного поля ягоды с расколопатриархом Никоном, епископом Питиримом нижегородский и мн. др., которые осуществляли клевету, подлоги против старой православной веры и благодаря их козням старообрядцы подвергались казням и многие лишались жизни.
Вот интересно узнать, Пичугин за чьи-то деньги грязью поливает старообрядчество или это его религиозные или национальные пристрастия.
Кажется, что это хорошо, до того момента, когда вспоминаешь, что единоверцам нужно молиться в том числе за тех, кто виновен в геноциде, который тогдашняя верхушка устроила.
Да и непонятно, что за культура у этих людей. Просто нравится обряд? Это неплохо для начала. Правда, у митрополита Филарета, вон, шапка по новогреческой моде — значит форма их не сильно волнует. И приучают ли они себя жить как старообрядцы, вот что интересно. Вообще, похоже на коллаборационизм. Все равно, что люди бы за большевиков сознательно пошли, но при этом делали бы вид, что за Христа и за русских людей.
Алексей, может быть заодно, вспомните пукт положения по которому единоверцам нужно молиться за виновных в геноциде? (очень интересно ознакомиться).
> молиться в том числе за тех, кто виновен в геноциде, который тогдашняя верхушка устроила
Христиане должны молиться за всех, особенно за самых отъявленных негодяев с их точки зрения. Молитесь за врагов, проклинающих, гонящих и т.п. — помните, да? Так что настоящие христиане должны молиться за патриарха Никона ещё усерднее, чем за митрополита Корнилия.
> И приучают ли они себя жить как старообрядцы, вот что интересно.
Ни к чему приучать себя не надо практически. Современные старообрядцы живут не отличить от всех остальных. Даже на работу в кафтанах не ходят.
Сергий 985, так ведь ежели человек единоверец РПЦ, то в какой-то степени ему патриарх Никон не враг или не самый вредный враг. В какой-то степени примирился с ним, а скорее даже отстранился от его злодеяний. Единоверцы скорее журят Никона, нежели проклинают как врага. Тут уж следовало бы другим старообрядцам, категоричным в отношении Никона, молиться за него. Допустим, для РПсЦ и РДЦ Никон — враг однозначно, значит им первым следует молиться за него.
Вообще, если посмотреть на логику Алексея, и то что вы предлагаете — молиться за исторических врагов, то какая-то странность получается. Ведь Никон за всю историю отнюдь не уникален. Взять, к примеру, Ария или Нестория — они бесспорные враги, как для старообрядцев, так и для новообрядцев. Так что теперь получается, всем нам нужно молиться за них?
"И приучают ли они себя жить как старообрядцы" Какие? Поповцы, безпоповцы, ма-а-асковские, бразильские и т.д.? Где кристально чистый эталон?
Однако, он есть — Христос. Мню, приучать себя надо к жизни по-христиански…
Бедные нерусские люди!!!
За каких тогда врагов призывал молиться Христос? За тех которые вроде не друзья, но скорее и не враги, а просто никто? За тех за кого молиться легко и непринужденно ввиду безразличия, и ни одного усилия не надо приложить для молитвы?
И за Никона бы молился Христос. И за Сталина. И за Ария или Нестория. Потому что молитва это не мистический акт согласия и поддержки, а некое абсолютное пожелание-помощь в исцелении (которае христиане чаще и именуют спасением). И каждый христианин не может не желать исцеления даже самым заклятым врагам.
А то, что современные христиане желают исцеления лишь тем кто приятен, и по факту желают дальнейшей гибели тем кто неприятен — ну это факт, но не норма.
Да-да.
… во времена Нового Завета святой апостол Петр молитвой предал смерти Симона-волхва, начальника ересей. Подобно тому и святой Иоанн Богослов молитвой потопил в море Кинопса-волхва. Также и святой апостол Филипп повелел земле поглотить архиерея, глаголавшего хулу на Господа нашего Исуса Христа. И святой апостол Павел словом ослепил Еллиму-волхва, Именея же и Филита и Александра-кузнеца предал сатане. И еще тот же святой апостол Павел говорит: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия» (Евр. 10, 28 – 29).
Ну во-первых сразу замечу, что во всех перечисленных случаях молитва всё же была, так что необходимость молитвы лишь подтверждается.
Второе. Любой суд в конкретном исполнении вершится Б-гом, при этом молящийся о враге не инкапсулирует в пакеты молитвы конкретные меры по вразумлению или наказанию грешника, а лишь призывает Г-да обратить внимание и что-то сделать. Да, Г-дь может обойтись с грешником жёстко, но имнно Г-дь, а не молящийся о враге. Молящийся может просить не более чем "сделай что-то на Своё усмотрение, но пожалуйста обрати внимание".
Ну и третье. Апостолы запросто могли делать что-то не совсем то, что надо делать. Ну вот например тот же Пётр всё время делал что-то не то ("отойди от Меня, сатана" — Петру сказали, потом мечь схватил когда не надо было, ухо отрезал стражнику им, а в конце-концов три раза отрёкся). Апостол Павел говорил "бедный я человек, что хочу не делаю, а что делаю не хочу". На горе Фаворской апостолы уснули вообще… Это о чем я… Что не все апостольские интенции нужно воспринимать как образец для подражания. В том числе и возможно какие-то их обращения к Богу с просьбой кого-то предать смерти или земле (даже если вдруг такие молитвы были).
Так что молиться за врагов, без вариантов. И начать с патриарха Никона. =)
Брат Сергей! Ты мало-мало передёргиваешь…. Все отклонения в поведении апостолов (из принципа не написал девиации, чтобы шибко умным не выглядеть) происходили ДО схождения на них Св.Духа.
К тому же, обнаружил пробел в знаниях (кто знает — подскажите): никониане предали старообрядцев анафеме, а обратное хоть один старообрядческий собор или архиерей делали?
После схождения Духа апостолы не перестали быть безгрешными. Это раз. Второе — педагогика. То, что апостолам приходилось изъясняться в каких-то ситуациях грубопримитивными терминами (Бог гневается, Бог карает и т.п.) не говорит о том, что их надо понимать буквально. Не все понимали иначе, чем в терминах "наказание смертью".
Да и потом наказание смертью не означает, что либо делаешь как я скажу, либо смерть нашлю. Это можно (и нужно) понимать, что человек сам доведет себя до смерти если будет вести себя неправильно. А не то, что на него будет сознательно призвана смерть за ослушание.
Что касается анафем старо- и новообрядцев, то это вообще внутренние разборки одной поместной церкви, в масштабах христианства событие весьма невеликое и к молитве за врагов вообще отношения не имеет.
Чёй-то я первые два абзаца совсем не понял …. (сам, брат, перечитай внимательно)
Анафемы же я вспомнил, т.к. понимаю их, в первую очередь, как официальный отказ церкви в своей молитве об анафемствованном. Что важно в для затронутой темы.
Собственно "внутренним разборкам" посвящен и сайт, и все обсуждения на нем — не на что пенять….
Сергий, "смерть" и "мертвый человек" по Писанию — это не всегда умертвие физическое, а скорее отвержение Бога на земном пути: "и остави мертвыхъ , погрести своя мертвеца" Мф.зач.26, "сматряетъ грешный праведнаго, и иштетъ еже умертвити и его." Давыд, Пс.36.
> Чёй-то я первые два абзаца совсем не понял …
Подвожу теоретическую базу под то, что не надо выключать критическое восприятие даже по отношению к делам и словам апостолов. Апостолы были живые люди, не смотря на все дары и сошествия, к тому же в обращении к грубому люду могли допускать любую педагокику типа "вымолить смерть врагу" и "Бог гневается, злится и уже идёт надрать тебе зад".
"После схождения Духа апостолы не перестали быть безгрешными. " или "Апостолы были живые люди, не смотря на все дары и сошествия, к тому же в обращении к грубому люду могли допускать любую педагокику типа…" — это ты, брат, у каких св.отцов вычитал? или сам откровение свыше получил?
Да это элементарно. Разве дар Св.Духа делает абсолютно безгрешным? Возможно ли вообще стать абсолютно безгрешным кому-то из людей?
Каждый из нас получал дар Духа при Крещении, и других таинствах. Это делает безгрешным?
В момент получения Дара при Св. Крещении — да, делает.
Вопрос в том, кто сколько это состояние сохраняет… Ин всю жизнь, ин мгновение.
А в каких еще Таинствах человек получает Дар Св.Духа? Опять я новости современной сакраментологии пропустил?
П.С. К фразе "да, это элементарно" нужно добавлять "Ватсон" :))))
Крещение это лишь семя, никакого обезгрешивания человеческой природы не происходит — ни в момент Крещения, ни в какой-либо другой момент получения таинства.
Апостолы не перестали быть грешными людьми и после 50цы, сочетая в себе конечно же действие Духа. Что говорит о том, что ко всеми ими сказанному и написанному надо относиться с рассуждением, а не буквалистски.
Крещение — "баня пакибытия". Смывает ВСЕ грехи совершенные до него (например, см. Правило Св. Апостолов № 17, и у толковников оно же). Не сочиняй, брат, новую догматику — не спасительно …
Ничего не выдумываю. Даже если предполжоить, что крещение и смыло разово все грехи, то очень скоро грехи делаются новые, и это единоразовое смытие мало чего дает на длительной дистанции. Ну был ты 20-30 лет назад безгрешным миг, а потом? Не успел ещё из бочки крестильной вылезти, а уже согрешил как-нибудь. Так что…
Апостолы передали дар Духа епископам, те попам, попы людей крестят. Если предположить, что после даров Духа апостолы стали безгрешными, то значит и мы все безгрешные как получающие те же самые дары по цепочке. Мне нравится так конечно, если вдруг я безгрешный таким вот автоматическим образом, но это не так.
Поэтому читаем апостолов, но свою голову не выключаем. И правильно понимаем их слова, подвергая анализу, зачастую критическому.