Братие и сестры! Мы днесь в храме паки услышали евангельскую притчу о блудном сыне. Многие из вас слышали ея, да и читали не раз и не два. Первый и самый очевидный смысл в том, что Бог, наш небесный Отец, всегда нас ждёт, всегда готов принять нас, если мы искренне придем к нему с чистым покаянием. Как бы мы не согрешили, какой бы мы грех не сотворили, как далеко бы мы от него не ушли — все равно Он ждет нас. Милосердие Божие всегда намного больше любых наших грехов.
И из этого смысла выходит и другой, быть может, более важный. В Святом Евангелии от Иоанна мы читаем слова Спасителя: «Явих имя твое человеком». Какое же имя Божие Христос явил людям? Апостол Павел пишет, что мы, христиане, «аще чада и наследницы. Наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу». И в инде он же пишет: «елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо дух работы паки в боязнь, но дух сыноположения, о нем же вопием: авва Отец!».
Святой Кирилл Иерусалимский пишет:
Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И, несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати.
И если мы называем Бога Отцом, если мы каждый день не раз говорим «Отче наш», если мы призваны во Святом Крещении быть «наследниками Богу, сонаследниками Христу», то нам стоит задуматься о том, как же нам приблизиться к Богу, как стать достойными такого Отца и такого наследия? И в той самой богоданной молитве «Отче наш» есть прямое указание на способ хоть в чем-то быть подобными Богу: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И именно в прощении мы можем хотя бы отчасти быть подобны Богу.
И наоборот, слышим мы в Святом Писании от Бога и другие слова: «Какой мерой меряете вы, такой и возмерится вам». И если мы сами каемся перед Богом и просим прощения наших грехов, то простит ли Он нам наши грехи, если мы не прощаем согрешившим перед нами? И каковы будут перед Богом наши ежедневные молитвы, если наши сердца и мысли отягощены обидами, досадами и злом, которых мы не можем простить хотя бы в своем сердце, хотя знаем, что Бог нам наши грехи готов простить и принять нас?
А как мы, истинно православные христиане, староверы, реагируем на грехи, ошибки и заблуждения наших же христиан и людей других упований?
Могут ли люди по нашим словам и поступкам сказать: «Они действительно чада их Отца Небеснаго. Они действительно подобны Богу в прощении». Прощаем ли мы грехи других людей, не только наших родных и близких?
Так что будем подражать Отцу нашему небесному и святым Его, в частности апостолу Павлу, так писавшему:
Подобни мне бывайте, якоже аз Христу.
Хорошие заметки о.Глеб пишет.
Аминь!