С чем связано такое забвение этих и некоторых других русских святых? Почему в старообрядчестве русские святые оказались на заднем плане? Можно ли как то исправлять этот перекос? – на эти вопросы отвечает настоятель храма Русской Православной старообрядческой Церкви в Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
Действительно, надо признать, что сегодня нет такого широкого почитания святых страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба, как это было в Древней Руси. По крайней мере, нельзя сказать, что они почитаются больше, чем другие русские святые. Да и не только русских. Можно на пальцах пересчитать тех святых, которым в обязательном порядке совершается служба в старообрядческих храмах, где нет ежедневного богослужения. Это дни памяти святителя Николы, Иоанна Златоуста, Василия Великого, трех святителей, пророка Илии. Кое-где еще служат преподобному Сергию Радонежскому. И все. Остальным святым служба совершается только тогда, когда она совпадает с воскресным днем. Да и то не всегда.
Дело в том, что всем русским святым (за исключением святой княгини Ольги) положено Бдение или Полиелеос. В таком случае богослужение рядовым святым, которым положена четверичная или шестеричная служба, совершается на Павечернице или вовсе оставляется. Но если четверичная и шестеричная служба всегда совмещается с воскресной, то бдение или полиелеос удлиняют ее минимум на час. Настоятели, таким образом, стоят перед выбором, каким святым совершать службу. И, зачастую, оставляют службу русскому святому, а поминают его имя только на отпусте и на литии. Бывает, что и на отпусте не поминают, раз не совершают ему службу.
Эта особенность русского устава всегда вызывала у меня вопросы. Почему, например, русскому юродивому положена более торжественная служба, чем святому апостолу? В монастыре его имени, в его городе это было бы оправдано, а во всероссийском масштабе, мне кажется, не совсем. Логичнее было бы и русским святым совершать четверичные и шестеричные службы. Тогда не было бы случаев полного оставления каких-либо служб нашим святым.
Но я понимаю, что такое изменение устава невозможно, это будет целая революция. В тех храмах, где есть ежедневное богослужение, там службы русским святым переносят на другой день, если по каким-то причинам служба не была совершена в самый день памяти. Ведь иногда сразу нескольким русским святым положены полиелеосные службы в один день, их никак не совершить одновременно. Порой совершение таких служб очень далеко отстоит от дня памяти святого.
Ситуация, когда забываются такие славные святые, как Борис и Глеб, конечно удручает. Причем, это происходит на всех уровнях. Вспоминается случай, когда в 2009 г. Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром России, посетил выставку картин художника Ильи Глазунова. На картине «Вечная Россия», на которой собраны все исторически важные персонажи, начиная с Андрея Первозванного и заканчивая Михаилом Горбачевым, Путин увидел святых страстотерпцев.
— А вот Борис и Глеб хотя и святые, но страну отдали без боя, — сказал Путин, глядя на полотно. — Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером…
— Я с вами совершенно согласен, — вдохновенно сказал Глазунов.
Получается, что даже до первых лиц государства не доведена информация о сути христианского подвига первых русских святых. О том, что они не страну сдали, а отказались от братоубийственной войны за территорию, происходящей от властолюбия. Вот именно это — пример для всех нас.Если подвиг русских преподобных и святителей сходен с подвигом византийских и западных святых, то подвиг Бориса и Глеба в каком-то смысле уникален и, я бы сказал, национален. Их святость формировала русское самосознание на протяжении веков.
«Вера от слышания», — говорит апостол Павел (Рим. 10:17). Надо проповедовать, надо совершать богослужения и молебны, надо рассказывать взрослым людям и детям о русских святых, об их монастырях, показывать им иконы и храмы. И вообще, вести просветительскую работу. Иначе, мы станем Иванами, родства не помнящими.
Простите. Я понимаю так что бденная или полелеосная служба служится там идеже есть мощи. или даже бденная где есть мощи. В прочих же церквях полелелеос. или как настоятель изволит? Можно же молится и 8-к.со славословием. или и шестеричную службу.Но оставлять службу таким ВЕЛИКИМ РУССКИМ святым нельзя я думаю.
Как настоятель изволит …
Дак можно молится со словасловием или шестерик бденному святому (не совершая революции) или нет?