«На вопрос, кто же и когда испортил наши древние православные церковные чины и обряды, которые потом Никону пришлось исправлять, мною был дан такой ответ: древние наши церковные чины и обряды никогда и никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков, только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизмененных, почему впоследствии и явилась рознь между московскими церковными чинами и обрядами и позднейшими греческими…
Двоеперстие является не искажением и порчею древнего обряда русским невежеством, а есть настоящий древний православный обряд, перешедший к нам от православных греков, у которых он ранее употреблялся».
"Мои взгляды на старый обряд в последующее время не только не были кем-либо опровергнуты, но и получили полное подтверждение, как научно правильные. Известный историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский в 1892 г. издал особое исследование под заглавием "К нашей полемике со старообрядцами", в котором новыми данными,относящимися к вопросу о перстосложении и другим спорным обрядовым вопросам, вполне подтвердил научную верность моих взглядов на старый обряд. Теперь они приняты всеми в науке и уже не возбуждают никаких споров среди самих полемистов со старообрядцами и никто в них ничего вредного для Церкви не находит".
из книги «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Том I
Об авторе:
Каптерев Николай Федорович (1847-1917) — русский церковный историк, профессор Московской духовной академии
Комментариев пока нет