Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?
От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.
В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
Таинственная старушка
Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:
— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!
Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.
Великое множество списков
Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.
В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?
Утрата явленной иконы
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.
Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»
Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.
«Ватиканская» икона
Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.
В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:
«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.
К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».
Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.
Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.
Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»
Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.
В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.
28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.
Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку».
«Одигитрия» — значит «путеводительница»
Тайна снова осталась Тайной.
Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.
В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».
Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.
Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.
Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.
Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.
Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?
Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.
Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.
Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».
Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:
Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.
И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?
Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.
При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.
Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!
Заключение
«В 1950–1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:
Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.
При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.
Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.
Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!
В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!
Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!
Поздравляем Всех — с праздником Защитников ОТЕЧЕСТВА !!! И международным женским днём 8 марта !!! Желаем процветания ! Успехов !! И Защиты Материнства и детства на мировом УроВне !!! ДРУЖИТЕ МОНАСТЫРЯМИ ЦЕРКВЯМИ — НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ НО — И ЗА ГРАНИЦЕЙ ! ЗАГРАНИЦА — НАМ ПОМОЖЕТ !!! БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА !!! ПОДАРИТЕ ИКОНУ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ — ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕМУСЯ ПРИХОДУ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МИРЛИКИЙСКОГО — В селе КАБАНСК В БУРЯТИИ — АДРЕС ПРИХОДА : Бурятия КАБАНСКИЙ р — он. СЕЛО КАБАНСК ул. 8 МАРТА д. 2 ИНДЕКС 671200 . А также одной из старинных школ Бурятии — воспитавшей не одно поколение героев тыла и фронта.. а также науки и пр. пр. " МЫСЛИТЕЛЕЙ "……УРОВНЯ СКУЛЬПТУРЫ ОГЮСТА РОДЕНА — ИМ БЫ ИКОНУ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ !!! ДЕТИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ !!! ЗА ВСЁ СПАСИБО ! НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАРУЮЩЕГО !!!
АДРЕС КАБАНСКОЙ школы : БУРЯТИЯ СЕЛО КАБАНСК.. ул 8 марта д. 1 ИНДЕКС 671200 ( ОТ ВЫПУСКНИКОВ — ПЕНСИОНЕРОВ — ВЕТЕРАНОВ . ОСТАВШИХСЯ В ЖИВЫХ ПОСЛЕ ВЫПУСКА в 1971 ГОДУ 10 " А " КЛАСС )
опубликуйте пожалуйста четкую фотографию иконы из храма ярославских чудотворцев
Уважаемый Кирилл!
Более четкого "снимка" иконы, чем представлен в начале материала — я не встречала.
Икона — очень темная от времени, и этот вариант был специально высветлен на компьютере.
С другой стороны, этим летом, когда я "посетила" снова любимый Образ — он стал светлее!!! Может быть сняли слюду, под которой традиционно Образ хранился, может быть он на самом деле становится более различимым, "проявляется", как многие древние лики.
какая ерунда, не могу молчать как можно черный цвет превратить в такое чудесное изображение при помощи фотошопа, это было вот так в начале 200-х годов эта икона, когда захотели сделать ее описание достали из ризы, чтобы фотографировать, свершилось чудо она возсияла всеми красками, это произошло после передачи иконы из ватикана, тот человек который был этому свидетелем стал потом священником, он передал эту историю и фото своему знакомому, а тот передал изображение и фото мне, на эту фотографию потом нанесли изображение ризы из камней и разрешили благословлять всех верующих. У меня есть изображение иконы совершенно темный, фотография иконы когда она чудесно возсияла и изображение с ризой которым нас благословили при посещении храма ярославских чудотворцев. тот православный человек и группа верующих в Казани верят в то , что эта икона и есть настоящая икона Казанской Божьей матери в это поверил и я
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга — южнорусского стиля иконописи ещё просто не было в 1579 году, это гораздо более позднее явление. И конечно тюрки с булгарами, не будучи христианами, икон не писали вообще:) Короче,очередная дутая "сенсация", не подтверждаемая серьёзными историческими источниками:(
Уважаемый! Чтобы понимать "степень раздутости" — необходимо "видеть весь объем" и знать о том, что задолго до Крещения Руси — болгары имели Православное государство именно на территории России. Вот на что "намекает" южно-русский стиль. Пусть икона "не та самая" — но лик ее ТОЧНО написан, что я пыталась показать в статье. В наших общих корнях — повод для большого разговора. И БОЛЬШОЙ резон повысить уровень образованности современных христиан. Почитайте и подумайте.
Следите за публикациями. С уважением, сама из българ, в крещении Эмилия
На древнем родном моем языке я теперь только молюсь…
Так много в инете материалов об этом удивительном языке….
http://petkohinov.com/pravoslavie/rus/01/kolcuga.html
Церковнославя́нский язык
Под именем Церковнославянского языка или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в IX в. был сделан перевод Св. Писания и богослужебных книг первоучителями славян, св. Кириллом и Мефодием. Сам по себе термин церковнославянский язык неточен, потому что одинаково может относиться как к позднейшим видам этого языка, употребляемым в православном богослужении у разных славян и румын, так и к языку таких древних памятников, как Зографское евангелие, и т. д. Определение "древне-церковно-славянский язык" язык тоже мало прибавляет точности, ибо может относиться как к языку Остромирова евангелия, так и к языку Зографского евангелия или Савиной книги. Термин "старославянский" еще менее точен и может обозначать всякий старый славянский язык: русский, польский, чешский и т. д. Поэтому многие ученые предпочитают термин "древнеболгарский" язык.
http://stariy-khren.livejournal.com/155424.html
задолго до Крещения Руси — болгары имели Православное государство именно на территории России — какими историческими источниками подтверждается это заявление?
икона "не та самая" — о чём и речь, если сами это понимаете, зачем вводить людей в заблуждение?
На древнем родном моем языке я теперь только молюсь… — существует ли хоть одна подлинная рукопись на этом языке и где можно с ней познакомиться?
"древнеболгарский" язык — под этим термином подразумевается язык раннесредневековых жителей славянской страны Болгарии, а не Волжской Булгарии.
Уважаемый "Иерей", жалко, что не вижу Вашего имени.
Спаси Христос за Ваше внимание и интерес к истории блгарского народа!
Позвольте все Ваши вопросы взять за основу расширенного ответа, или, точнее, нового материала об истории Старой Великой Болгарии и ее правителе Кубрате. Думаю материал — будет интересен многим христианам, тем более, что он уже готов. В нем содержатся ссылки на летописи и официальные источники. Если редакция одобрит этот материал — буду рада пригласить Вас к его прочтению. Если не получится разместить его здесь, вышлю Вам ссылку, где можно почитать.
С уважением, Эмилия.
Уважаемый читатель!
Забыла Вас попросить. Может быть, пока выходит новый материал, Вы подготовите небольшой рассказ об Южнорусском стиле иконописи. И мне, и другим читателям было бы интересно узнать об иконописи Южной России поподробнее. Я — не профессиональный искусствовед, не знаток древних икон. Я просто проанализировала доступные факты и сделала логические выводы.
А та самая или не та самая — разве может хоть один человек убежденно ответить. Можно привести, как сделала это я, доводы в пользу "сходства" — и не более. Если бы Вас убедило что-то еще — давайте вместе поразмышляем, какие дополнительные признаки помогут нам "идентифицировать" Явленный Лик.
Я — не профессиональный искусствовед, не знаток древних икон — а берётесь всерьёз что-то утверждать в сфере истории иконописи и искусствоведения. Давайте я,не имея соответствующего образования,какое-нибудь кино срежиссирую:)
"идентифицировать" Явленный Лик — невозможно идентифицировать то, что безвозвратно утрачено ещё в начале ХХ века.
Эмилия, спаси Христос вас за интересное ваше исследование. Вы признаете, что не профессиональный искусствовед, но это и неважно в данном вопросе. У вас есть главное, как очевидно: огромная любовь к лику Богородицы, явленной во граде Казани, и аналитическое мышление. А умению анализировать факты и делать логические выводы ни одно профессиональное образование не научит, это от Бога дар. Я вас поддерживаю и в ваших дальнейших трудах и новых исследованиях!
Я вас поддерживаю и в ваших дальнейших трудах и новых исследованиях! — и окончательно превратится сей ресурс в место излияния всякого рода ненаучной фантастики, вроде опусов столь любимого здесь Носовского, и ещё меньше людей станут воспринимать это место всерьёз …
Хорошо, о.Александр, что вы за ресурс переживаете. Видимо понимаете, не смотря на все ваши внешние придирки, что других таких ресурсов по старообрядчеству нет. Беречь надо. Согласен.
Берегите лучше себя от излишнего самомнения, в том числе от уверенности, что будто бы точно знаете, кто что понимает и о чём переживает.
Ирина! Спаси Христос за добрые слова и понимание!!!
А "су-противному модератору" на фразу:
"..в место излияния всякого рода ненаучной фантастики.."
отвечу так:
Уважаемый Иерей!!!
Я по первому образованию — физик, с "методологией науки" знакома не по наслышке. То, что я "предположила" — имеет глубокое "научное" основание. Просто вы не знаете те факты, которыми по данному вопросу владею я. И зря "сердитесь", переживаете за сайт. Не все так просто, во всем есть смысл. Я же сказала, что готова раскрыть тему дальше, чтобы как раз поменьше было "фантастики", внушенной со школьной скамьи, у нас в головах, а главное — в душах.
Иерей похож на Александра Панкратова. Так можно же "стать друзьями" и общаться напрямик.
"Берегите лучше себя от излишнего самомнения, в том числе от уверенности, что будто бы точно знаете, кто что понимает и о чём переживает." — Спаси Христос! Очень точно сказано!
Я по первому образованию — физик — вот физикой бы и занимались, быть может, больше пользы бы было …
Простите ради Христа, но само напрашивается продолжение уже дважды прописанной тут фразы:
"Берегите лучше себя от излишнего самомнения, в том числе от уверенности, что будто бы точно знаете, кто что понимает и о чём переживает, И КОМУ ЧЕМ ЛУЧШЕ ЗАНИМАТЬСЯ"
Отец Александр радеет за качество материалов на Русской Вере. Глядишь, как-нибудь и сам статью напишет, интересную и поучительную. Покажет "класс".
Зря думаете, что я подкалываю. Лекция, которую отец Александр читал в единоверческом храме в Рубцове, очень всем понравилась.
Сергий, вы ошибаетесь: во-первых, политика здешней редакции такова, что они меня принципиально не пригласят, а моя политика такова, что я и если пригласят откажусь. Потому что здесь присутствуют материалы соборно осужденного еретика Носовскогно. Не желаю публиковаться поблизости от него.
Сергий, благодарю за «информацию к размышлению»:
Лекция, которую отец Александр читал в единоверческом храме в Рубцове, очень всем понравилась.
Отец Александр!
вот физикой бы и занимались
В настоящее время работаю физиком, исследую ближний космос: ионосферу. Раньше (до крещения в старую веру) – 20 лет работала (по второму образованию:кинорежиссер. также закончила аспирантуру по искусствоведению, киноискусство) автором православных программ на ТВ и режиссером документальных фильмов различной тематики, в том числе духовно-исторической. Есть дипломы, призы, церковные награды.
В настоящее время работаю физиком, исследую ближний космос: ионосферу — успехов …
православных программ на ТВ и режиссером документальных фильмов различной тематики, в том числе духовно-исторической. Есть дипломы, призы, церковные награды — а вот это ни о чём не говорит. Какой только бредятины не увидишь и не услышишь в современных "православных и духовно-исторических программах":(
Одно из "этих бредов" Вы процитировали даже….
Поздравляя с нынешним Богородичным праздником (о нём: http://starove.ru/anons/s-prazdnikom-obraza-presv-bogoroditsy-vsem-skorbyashhim-radost/ ), расскажу немного о том, чем в изрядной степени жил и продолжаю жить всё последнее время:)
Вот эти то несостыковки — как раз из серии "натурального бреда"…. Трудно понять — что к чему…
Награды — пыль, душа — важнее. "Метафизический принцип", что находится в ней, как раз все определяет: научную парадигму, мировоззрение, конфессию, поступки и т.п.
Можно долго продолжать эту беседу… Внутри меня — душа… и только.
> Потому что здесь присутствуют материалы соборно осужденного еретика Носовскогно. Не желаю публиковаться поблизости от него.
Вы в единоверческом храме выступали с лекцией перед аудиторией, состоявшей в основном из "никониан". И ничего, выступили. Раз вы не хотите публиковаться на одном сайте с материалами Носовского, но при этом легко выступаете у никониан перед никонианами, то вывод простой — никониане для вас не еретики.
Можно только поприветствовать такое индивидуальное уврачевание раскола в рядах РПсЦ =)))
Одно из "этих бредов" Вы процитировали даже….
Поздравляя с нынешним Богородичным праздником (о нём: http://starove.ru/anons/s-prazdnikom-obraza-presv-bogoroditsy-vsem-skorbyashhim-radost/ ), расскажу немного о том, чем в изрядной степени жил и продолжаю жить всё последнее время:) — и где же здесь "бред"?
Раз вы не хотите публиковаться на одном сайте с материалами Носовского, но при этом легко выступаете у никониан перед никонианами, то вывод простой — никониане для вас не еретики — неправда, еретики. Но 2-го чина, о которых свт. Василий Великий писал как о "не до конца чуждых Церкви". А ересь Носовского Церкви чужда абсолютно, он ниспровергает и Писание, и Предание: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/lozhnovchrono.htm
Шикарно, отец Александр. Вы не просто признали никониан для себя более близкими чем те, чье учение осудили, но и сослались при этом на никонианский сайт. А могли бы на решение вашего собственного Собора от 2010 года (пункт 4). Ох, не ходите больше в Рубцово, отец Александр, заразительно ))))))))))))
Кстати, в решении пока что еще вашего собора не указано каким чином является ересь новой хронологии.
Вы не просто признали никониан для себя более близкими чем те, чье учение осудили — это, как говорится, медицинский факт, учение новообрядцев гораздо ближе к традиционному Православию, нежели домыслы новохроноложцев.
но и сослались при этом на никонианский сайт — а это более для вас, ведь, полагаю, наши даже соборные решения для вас менее авторитетны, чем разоблачениях ваших же авторов. И ничего "заразительного" здесь нет.
Когда будут реально обращающиеся к нам от новой хронологии — тогда и будем решать, как их принимать.
> Когда будут реально обращающиеся к нам от новой хронологии — тогда и будем решать, как их принимать.
То есть проблема новой хронологии такая "масштабная", что вам еще даже никого из этой ереси принимать не приходилось? Ну-ну. Зато сколько разговоров.
Ну а то, что никониане для вас куда меньшая угроза… Да это и хорошо, наверное. Значит можете и дальше в никонианских храмах выступать, а может и статьи писать на никонианские сайты :)
Эмилия,здравствуйте!Великолепная статья!Как точно и правильно Вы все описали,я восхищаюсь Вами!!!
У меня для Вас есть интересные вести.Вот мой E-mail:"LeDi1954@mail.ru" Буду признателен если Вы мне напишите.
С уважением к Вам Валерий.