Некоторые думают, что освященные на Пасху яйца и куличи — это святыня сродни Причастию, ну по крайней мере, подобно просфоре. Другие, наоборот, почитают освященную в храме снедь как предмет праздничной забавы. Как на самом деле стоит относиться к пасхальным обычаям, читателям сайта «Русская вера» рассказывает старообрядческий священник РПСЦ о. Иоанн Севастьянов.
***
В нашей Общине нет какого-то единого установившегося пасхального обычая или традиции. Каждый год мы что-нибудь организовываем: или подарки для всей Общины, или совместную праздничную трапезу, или молодежный пикник на природе. Единственное, что бывает всегда, — это Христаславление. Как и на Рождество Христово, христиане ходят друг к другу в гости и славят Воскресшего Христа.
Считаю, что не причащать на Пасхальной Литургии — это какое-то духовное оскудение. В нашей Общине на Пасху причащается до 50-ти взрослых и детей. Причем даже грудные дети. Люди готовятся к Причастию. Многими это воспринимается как кульминация праздника. Мы стараемся разъяснять, что главное в Пасхе не разговление, а Причастие, не куличи, а Тело Христово.
Мне кажется, спор в старообрядчестве, нужно ли ходить на Пасху на кладбище, сроден метафизическому выяснению, что первичнее: курица или яйцо. У нас, на юге, раньше считалось категорически нельзя ходить на кладбище в день Пасхи. Я помню, как старожилы говорили, что в Пасху на кладбище ходят только никониане. А мы, староверы, пойдем на Радоницу.
Но сейчас мы узнаем, что наши христиане в Молдавии, в Подмосковье считают наоборот — на Пасху на кладбище ходят староверы, а на Радоницу — никониане. Кто прав, а кто виноват — разобрать решительно невозможно. Думаю, что в этом вопросе каждому следует поступать в соответствии с семейными традициями и обычаями. Как делали предки, так и вы делайте. Если же предки никак не делали, то формируйте свои традиции по образу старообрядческой Общины, к которой вы принадлежите.
Считаю, что продукты, которые освящаются в храме после Пасхальной Литургии, конечно же, нужно употреблять при разговении прежде другой пищи. Ведь в этом и смысл освящения. Мы просим у Господа благословения разговеться. Так что не следует нести в храм огромные сумки провизии. Одного кулича и пары яиц хватит освятить, чтобы разговеться всей семье. Но и сравнивать освященные куличи и яйца с просфорой тоже не стоит. Все же такого благоговения и почтения, как к просфоре, к яйцам и куличам оказывать не следует.
Крашенные пасхальные яйца — это своеобразное напоминание о чуде Марии Магдалыни, о ее уверении язычника в Воскресение. Можно с натяжкой сказать, что пасхальное яйцо — это символ воскресения. Поэтому, вкладывая в этот символ такой смысл, не следует использовать его как детскую погремушку. Если же такое яйцо воспринимать просто как игрушку, то почему бы и не играться им. Особенно детям. Главное, чтобы, играясь пасхальными яйцами, они не привыкли к святыни и не утратили страх Божий.
Комментариев пока нет